Файл: Психологический портрет молодого специалиста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 224

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Педагогика и психология»

Курсовая работа

по дисциплине «Психология»
на тему «Психологический портрет молодого специалиста»


Направление подготовки:

Педагогическое образование


Профиль подготовки:

Английский язык


Выполнил студент: Назарова Ольга Михайловна
Группа: 21ИПА2
Руководитель: к.пс.н., доцент Питанова М.Е.

Работа защищена с оценкой:
Преподаватели: Питанова М.Е.

Михалец И.В.

Назарова О.М.
Дата защиты:

Пенза, 2022 г.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

«Педагогика и психология»
М.А. Лыгина
«30» сентября 2022 г.
ЗАДАНИЕ

на курсовую работу по дисциплине «Психология»

Тема: Психологический портрет молодого специалиста

ФИО студента Назарова Ольга Михайловна Группа 21ИПА2

Перечень подлежащих разработке вопросов:

  1. Изучить и обобщить литературные источники, представляющие современное состояние проблемы. Критический анализ публикаций по данной теме служит необходимой предпосылкой для формирования заключения по конкретной задаче исследования.

  2. Подобрать методы и методики, используемые в исследовании обозначенного в теме объекта.

  3. Проанализировать результаты исследования с приведением первичных данных в виде таблиц и рисунков (диаграмм).

  4. Сформировать заключение, содержащее обсуждение экспериментального материала с привлечением данных литературы.

  5. Подготовить доклад (презентацию) для защиты.



График выполнения курсовой работы (очная форма обучения)

№ п/п

Вид деятельности

Срок выполнения

1

Выбор темы, выдача задания, анализ и обобщение вопросов, отражающих современное состояние проблемы (КТ-1)

до 30.09.2022


2

Составление библиографического списка по теме исследования, плана КР (КТ-1)

до 10.10.2022

3

Представление первой главы (КТ-1)

до 25.10.2022

4

Представление законченной КР (КТ-2)

до 25.11.2022

5

Защита курсовой работы (КТ-2)

до начала экз.сессии


Подпись студента Подпись руководителя КР /Питанова М.Е./
Дата выдачи индивидуального задания «30» сентября 2022 г.

Содержание

Введение 3

1. Теоретические аспекты составления психологического портрета 7

1.1Особенности психологического портрета личности специалиста 7

1.2Факторы, определяющие психологических портретов специалистов 13

1.3Методики для составления психологического портрета 15

2. Исследование психологического портрета молодых специалистов 17

2.1 Описание исследования 17

2.2 Социально-психологическая характеристика молодого специалиста и современного студента магистратуры. 21

Заключение 37

Список используемых источников 39

Приложение 1 42

Приложение 2 ........................................................................................................43


Введение
Актуальность темы заключается в изучении психологического портрета специалистов и лиц, обучающихся в магистратуре и их социально-психологические особенности. Общая деятельность объединяет всех, где в дальнейшим приводит к общей целеустремленности. Взаимодействуя в коллективе присутствует своя социальная структура. Под социальной структурой здесь стоит понимать рабочее место или реже учебное заведение. Как известно, что в каждой социальной структуре человек занимает определенное место.

Изучение психологии специалистов, окончивших получение высшего занимает особое место в социально-психологическом исследовании.Магистранты значительно отличаются от обычных студентов на начальном этапе получения вузовского образования. "Молодыми специалистами" называют работников в возрасте 21-29 лет. Внутри этой возрастной категории психологи различают две возрастных подгруппы. В возрасте 21-24 лет большинство молодых людей испытывают так называемый "шок от реальности", связанный с тем, что их идеальные представления о будущей трудовой деятельности вступают в противоречие с реальной обстановкой на рабочем месте. На этот же возраст приходится и период начального этапа карьеры, характеризующийся вхождением в организацию, нахождением своего места в ней. Высокая теоретическая и практическая значимость проблемы самоопределения трудоустроенных молодых специалистов обусловливает необходимость её дальнейшего активного исследования. Сегодня проблемам молодых специалистов, уделяется все больше внимания. Большинство публикаций в современной литературе носят скорее описательный характер и посвящены этапам поиска работы, эффективным стратегиям поведения при трудоустройстве, допускаемым соискателями ошибкам, важным для работодателей психологическим качествам выпускников вузов, особенностям успешного трудоустройства.



Степень изученности психологических особенностей личности весьма разработана такими учеными как С.В. Ивановой, О.Г. Берестневой, Э.Ф. Кириакиди, Г. Смит и другие. Что касается именно исследования психологии молодых специалистов, то для нашей курсовой работы актуальны такие труды ученых как А.Н. Капустина, Ф. Райс, Э.М. Казина и др.

Выборка исследования составляют не только молодые специалисты, но и также студенты магистратуры, так как все опрошенные уже начали свою профессиональную деятельность, либо находятся на пороге большого начала. Общее количество исследуемых составляет 90 человек.

Исследования проводятся на примере молодых специалистов, оканчивающих магистратуру (ПГАУ) Пензенского Государственного Аграрного Университета, факультета технологии производства продуктов животноводства.

Предмет исследования – психологические особенности молодых специалистов. Цель исследования - изучить особенности и факторы психологии личности для составления психологического портрета.

Для реализации цели необходимо определить следующие задачи:

- изучить общие психологические особенности специалистов;

- определить факторы для психологического портрета специалистов;

- рассмотреть методики для составления психологического портрета;

- провести эмпирическое исследования социально-психологических особенностей студентов магистратуры.

Структура работы имеет традиционный характер, которая состоит из:

- введения, где обозначена актуальность исследования и поставлена цель с последующими задачами для достижения результатов;

- теоретической главы, в которой раскрываются общее положение о психологии студентов, факторов влияющие на психологические особенности студентов и методики для психологического портрета студентов;

- эмпирического исследования, где выявляется специфика психологических особенностей специалистов, а также проводится сравнение с психологией студентов магистратуры;

- заключения, в котором подведены итоги работы и перспектива дальнейших исследований в данной области.
1. Теоретические аспекты составления психологического портрета

1.1 Особенности психологического портрета личности молодого специалиста

В юношеском возрасте профессиональное самоопределение составляет важный момент личностного самоопределения, но не исчерпывает его. Видение себя будущим профессионалом является показателем связи молодого человека с обществом, вхождения в общество. Выбор профессии фактически означает проектирование в будущее определенной социальной позиции.

Стремление личности заявить о себе, достичь успеха, завоевать признание в организации характеризуют работника 25-29 лет. В этот период первоначальное освоение профессии закончено, идет формирование квалифицированного специалиста или руководителя; среди моральных ценностей на первый план выходит потребность в самоутверждении, человек пытается достичь независимости в своих действиях. Успех устремлений зависит от того, насколько удачным было прохождение первой стадии карьеры, проявил ли работник компетентность. Если это условие соблюдено, то он имеет возможность стать независимым "генератором идей" в своей области и как можно меньше полагаться на других. Это состояние независимости может привести к определенным проблемам, так как сильно отличается от состояния зависимости на первой стадии.

Для того, чтобы молодые специалисты не испытывали проблем, связанных с их первым назначением, организация, по нашему мнению, может предпринять следующие действия: предоставлять претендентам еще на стадии найма максимально реалистическую информацию о будущих условиях труда; поддерживать первоначальную инициативу новичков, давая им возможность проявить свои профессиональные способности в полном объеме; обеспечить выбор руководителей-наставников, способных направить новичка в его профессиональных устремлениях; увязать притязания новичка на высокую оценку его способностей и возможностей с реальными трудовыми достижениями.

К 29 годам процесс социализации молодежи завершается, и общество вправе ожидать от полноценной сформировавшейся личности самостоятельного и ответственного поведения в сфере социально-трудовых отношений.

Молодежь имеет ряд особенностей, обусловливающих специфику ее положения на рынке труда. Высокий уровень социальной и трудовой мобильности молодежи, весьма заметно проявлявшийся в условиях плановой экономики, сейчас уже не столь очевиден. В целом же, названное качество работника может быть положительно воспринято работодателем, если организация избрала предпринимательскую стратегию бизнеса, характеризующуюся высокой степенью риска, ориентированную на быстрое достижение поставленных целей. В этих условиях особо ценными в работниках качествами становятся: готовность к риску в интересах компании, инициативность, контактность, отсутствие трудовых стереотипов. При выборе других типов стратегии бизнеса высокий уровень социальной и трудовой мобильности молодого работника потребует от кадровых служб значительных усилий для того, чтобы эти качества были реализованы на пользу организации. В противном случае это может обернуться стремлением молодого человека к частой смене места работы в поиске лучшего.


Вступление в трудовую жизнь с ориентацией не на опыт, а на идеалы, усвоенные в процессе обучения и воспитания, традиционно рассматривалось как негативная особенность молодого работника. Такой подход справедлив в том случае, если работодатель считает невозможным освоение специфики производственной деятельности в рамках организации еще в процессе профессионального обучения.

Однако же, характерной чертой нравственного развития в молодом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере раннее – целеустремлённость, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам: цели, образ жизни, долг, любовь, верность и т.д. [1].

Современные специалисты – это молодые люди, которые обладают возможностями последующего интеллектуального развития и отражают важнейший умственный потенциал современного общества, образуя особую социальную группу.

Описанный возраст является отражением ранней взрослости. Сам термин «взрослость» многолик. Известный советский психолог Б. Г. Ананьев в своё время отметил, что наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) по времени не совпадает [1].

За время пребывания на начальных этапах трудовой деятельности у новоиспечённых специалистов развиваются такие свойства личности, которые характеризуют положительное отношение к социально принятым нормам, усиливается интровертированность личности, что сопутствует, как правило, интенсификации умственной деятельности и повышению её эффективности. Необходимым условием успешной деятельности специалиста является освоение новых для него особенностей работы, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На протяжении начальных лет складывается рабочий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

Согласно мнению Б. Г. Ананьева, именно на молодой возраст приходится один из главных сенситивных периодов в развитии способностей, а вместе с тем и наибольший процент самых высоких коэффициентов умственного развития. Сенситивный период представляет собой этап наибольшей пластичности восприимчивости к внешним влияниям.