Файл: Психологический портрет молодого специалиста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, окончивших обучение и приступивших к трудовой деятельности, и магистрантах (ПГАУ) Пензенского Государственного Аграрного Университета, технологического факультета – всего 90 человек в возрасте от 20 до 28 лет.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

● дать социально-демографическую характеристику опрошенных;

● определить особенности социализации специалистов, их ценностные ориентации, наиболее значимые виды деятельности, особенности взаимоотношений с другими людьми, культурный уровень, отношение к общественной работе, молодежным объединениям, политическим партиям и т. п.

Исследование предполагало выявление социальных фактов, влияющих на продукты деятельности и поведение учащихся, а также фиксацию проявлений сознания (мотивов, ценностей, установок и т. д.). Основным источником информации служила специально разработанная анкета, включающая около 150 в основном закрытых либо полузакрытых вопросов, позволяющих выяснить мнение респондентов по широкому спектру аспектов социальной жизни и профессиональных предпочтений.

В соответствии с целями исследования анкета содержала ряд логически взаимосвязанных разделов:

● социально-демографический портрет;

● ценностные ориентации в различных сферах деятельности, ранжирование по значимости для испытуемых различных видов деятельности;

● социализация, взаимоотношения с окружающими, степень сотрудничества с ними;

● уровень общей культуры.

2.2 Социально-психологическая характеристика молодого специалиста и современного студента магистратуры

Анализ психологического состояния молодых специалистов и студентов магистратуры можно классифицировать по нескольким признакам. Первый признак - социально-демографическая характеристика.

Магистранты не менее самостоятельны, чем выпустившиеся молодые специалисты. Большая часть таких студентов живут отдельно от родителей, если это иногородний студент, то как правило, в общежитии или на съемной квартире. Такие студенты имеют собственный доход и поэтому они считаются независимыми.

Студенты магистратуры могут работать в какой-либо организации. Это, собственно говоря, и послужило включением в исследования не только молодых специалистов, но и магистрантов. Анализируя эмпирическое исследование, то высокий уровень дохода у местных специалистов и студентов, при этом не вызывает удивления и не требует дополнительных комментариев.


Выше среднего имеют достаток иногородние жители, и составляют они 5,1 % опрошенных.

По статистике каждый пятый специалист имеет средний или низкий достаток. По оценки исследования, то 69% составляют специалисты и магистранты с низким достатком.

В студенческие времена государственные вузы страны стараются оказать материальную помощь студентам в качестве стипендии. Однако главным средством достатка ее назвать нельзя.

Основную часть опрошенных составляют молодые специалисты и магистранты, которые лишены какой-либо поддержки со стороны и вынуждены зарабатывать самостоятельно. Какова активность и обширность попыток у молодых людей обрести свой личный материально-бытовой статус? По результатам анкетирования было выявлено, что ранее проводившиеся исследования незначительно отличаются. Как оказалось, что всего 14 % не работают. А остальная часть (86%) трудятся и получают заработную плату.

У магистрантов ведущий вид деятельности является учеба. Кроме того, как показал анализ, многие принимают участие в профессиональной деятельности, так же за участие профессиональной деятельности можно считать и прохождение производственной практики. Таким образом, можно сказать, что студенты формируют социально-образовательный класс, функцией которого является приобретение необходимых знаний, навыков и умений в самостоятельной трудовой деятельности. Студенты магистратуры считаются социально-ориентировочной группой общества. Магистры получили уже конкретную специальность и в дальнейшем у них планы на строительство карьерного роста, тем самым продолжая обучение в вузе в магистратуре их выбор при усвоении и потреблении определенных знаний приобретает четкий и предметный характер. Из этого следует то, что преподаватели студентов магистратуры должны формировать у них увлечение к научной деятельности, порождать условия для самоутверждения.

С переходом на новый социально-возрастной этап у специалистов и магистров реализуется коренное изменение в отношении мотивационного развития личности. На первый план у них выдвигается цель осуществления личных способностей и возможностей.

Для достижений современных высот в трудовой и научной деятельности специалистам и магистрам следует иметь необходимую силу воли и развивать целеустремленность. Но начальные стадии трудовой деятельности считаются не только для подготовки и осмысления профессиональной деятельности. Такая ступень считается важнейшим этапом в жизни, где формируется становление молодых людей, их мировоззрение, убеждений и идеалов.



На данном возрастном этапе нас интересует личностное и профессиональное самоопределение. Если при анализе юного возраста человека только начинает проявляться психологическая готовность к самоопределению, так сказать к личностному и профессиональному, становится более широким, то далее начинает проявляться уже осуществление планов, желаний и намерений.

Человек готов к самоопределению тогда, когда уже есть осознанные и устойчивые представления о своих личных прав и обязанностей в общественном строю, имеются уже моральные принципы и убеждения, выработано понимание долга и чувства ответственности, готовность к анализу собственного жизненного опыта, умение наблюдать за явлениями действительности и оценивать происходящее. Это всего лишь малая часть того, что должно быть сформировано для полной готовности к самоопределению.

Что касается психологической готовности к самоопределению основное место занимает самосознание, т.е. понимание и анализ не только своих, но и чужих качеств и давать им полную оценку. Он должен четко представлять о своем реальном и желаемом «Я». Чувствовать степень притязания в разном спектре жизни и деятельности. Также оценивать не только себя, но и других с точки зрения гендерного различия. Посмотрим на показатели готовности к самоопределению, которые выражаются в чертах характера, где человек наиболее ценит в себе и других.

При анализе анкеты, ответы распределились следующим образом:

● на первое место студенты поставили общительность – 92%;

● второе заняла образованность – 89%;

● далее была указана ответственность – 84%;

● уверенность в себе – 83%;

● умение управлять собой и терпимость – 82%;

● самостоятельность – 81%;

● менее значимой будущим специалистам представляется воспитанность – 36%;

● почти треть отметили любознательность – 28%;

● примерно каждый пятый ценит организованность – 21%;

● на последнем месте оказалась инициативность – 12%.



Анализируя психологический портрет молодых специалистов наиболее привлекает внимание именно то, какое место занимает их внешний вид, потому что именно с ним характеризуются позиционирование социального статуса, самовыражение, но и малая часть личных притязаний касаемо ближайшего будущего. Большая часть опрошенных (57%) волнуются о своей внешности. Существенные различия потерпели во мнениях касаемо этого вопроса половая принадлежность: внешний облик важен в основном для девушек, и важность этого вопроса растет с каждым годом. Для 12 % девушек и юношей вопрос внешности определяется в качестве не самого важного момента в жизни. Ну и 6 % занимают те люди, для которых внешний вид не представляет особую ценность.


Второй критерий психологического анализа портрета считается ценностные ориентиры. Важное место занимает психологическое условие появления и развитие перспективы в жизни и личностное самоопределение, определяя ценностные ориентации.

В процессе получения жизненного опыта у работающей молодёжи формируются различные ценностные представления о роли тех или иных факторов. Ценностные ориентации определяют сознательное отношение и поведение личности к действительности, тем самым формирует мотивацию его поведенческой структуры, масштабно влияет на все стороны деятельности.

Рассмотрим ответы и их ранжирование:

●материальная обеспеченность – 89%;

●надежда стать высококвалифицированным специалистом – 82%;

●интересная работа – 71%,

●свое здоровье – 67%;

●здоровье близких – 63%;

● семейное счастье – 44%;

●любовь – 43%;

●личная безопасность – 40%,

●чувство собственного достоинства – 37%;

● друзья, общение с духовно близкими людьми – 27%,

● общественный успех – 7%.



Как правило важное значение имеет высокой квалификации по профессии и составляет 82%. Специалисты и магистры заботятся о качестве профессиональной подготовки вузовского образования для достойного место в трудоустройстве.

Такие качества, как чувства собственного достоинства, увлекательная и интересная работа, здоровье, карьерный рост, семейное благополучие, духовное общение с людьми (с друзьями и близкими), личная безопасность и счастье практически одинаковы важны для всех.

Для респондентов важную роль играет такая ценность как успешная профессиональная деятельность и составляет 71%.

Наименьшее значение набрало такая ценность как общественный успех и признание окружающих. Из всего потока опрашиваемых на это обратило внимание 7-8 %.

Следующая категория, рассматриваемая для психологического портрета специалистов – это специализация, взаимоотношения с окружающими людьми и степень сотрудничества.

Для социализации личности характерны три сферы, и это: общение, деятельность и самосознание. Разносторонняя деятельность в окружающих коллективах студенты взаимодействуют с определенной социальной средой, влияющая конкретными видами социального контроля и корректирует представления личности о поступках, поведении за счет сложившихся корпоративных норм.

Вообще молодёжь – это общительный народ и для них очень важно значение коллективной жизни, они быстро сходятся с людьми с которыми имеются совместные формы проведения времени или общие интересы. У 62%, а это больше половины, возникают конфликты в социальном объедении. Основная часть конфликтов зарождается между сотрудниками (47%), меньшая часть (36%) конфликты происходят между сотрудниками и их старшими наставниками, с работодателями конфликтуют лишь 12% опрашиваемых. Как показывает практика, то в основном конфликтуют юноши.


Весьма непринужденными себя считают 77% опрошенных в отношениях с начальством. Практически каждый пятый специалист считает, что он сотрудничество с начальством происходит на равных. Рассмотрим степень свободы в данном сотрудничестве:

- 20% могут свободно высказать свою точку зрения;

- относительно свободны в рабочем процессе себя чувствуют 36% опрошенных;

- и у 25% опрошенных строго подчиняются требованиям начальства.

Какие бы не были отношения между студентами и преподавателями, доверительными или противоречивыми, но специалисты не принимают в качестве близких людей работодателей. На вопрос «К кому Вы обратитесь за советом в сложной ситуации?» первое место занимает ответ – к друзьям (81%), к родителям (61%), ответ «к знакомым» составляет 37%, и на последнем месте работодатели (12%).

Интересным стал тот факт, на какие темы общаются студенты с друзьями, педагогами и родителями. Результаты ответов показал разнообразную сторону содержательного плана общения, но и значимое место занимает общение с конкретными субъектами и определенные темы разговора. С родителями общаются на тему работы, питания, атмосферы в доме, семейный бюджет; с друзьями, за частую происходит общение на темы любви, интимных отношений, обсуждение начальства, дополнительный заработок. Неохотно ведутся разговоры на темы искусства, национального вопроса, политики, литературы как с родителями, так и с друзьями.

Обратим внимание на то, какую роль играют в жизни молодых специалистов коммуникация и различная роль, как проводят свободное время.

Рассмотрим по убыванию предпочтения специалистов в отношении видов деятельности и контактов с окружающими:

● общение в кругу друзей – 95%;

● общение с любимым человеком – 93%;

● общение в кругу семьи – 86%;

● учеба – 77%:

● ведение домашнего хозяйства – 75%;

● занятия физкультурой и спортом – 71%;

● получение дополнительного заработка – 69%;

● чтение художественной литературы, газет, журналов – 33%.



Категория общественной и гражданской позиции среди молодых специалистов и студентов магистратуры. Малая часть опрошенных охвачена общественной работой. Не занимались такой деятельностью и не планируют составляет 66%. Остальная часть (54%) не имеют общественные поручения, хотя попытка привлечения была предпринята еще на начальной ступени вузовского образования. Малую часть (12%) молодёжи имеют регулярные общественные обязанности, такая же часть выполняла их эпизодически.