Файл: Психологический портрет молодого специалиста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 227

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основная часть опрошенных (69%) считает, что общественной деятельностью должны заниматься люди, которые испытывают ярое желание к этому. Также мотивы данного виды работы показали 51% опрошенных, что выполнение указанного происходит на добровольной основе, а по причине указания начальства. Также фигурируют такие ответы, как «заставляют», «чтобы не лишали премии», «произвести впечатления», «поставить себя выше других». Но большая часть ответов распределяются следующим образом:

● желание завоевать авторитет, популярность – 33%;

● стремление добиться личных целей – 21%;

● дисциплинированность и ответственность за выполнение данных поручений – 12%.


Часть специалистов (36%), которые не имеют общественные поручения, могут выполнять их беспрекословно.

Снижение интересов к общественной работе предполагает ухудшение материального состояния, особенно сокращение доходов в общей сложности. Многие специалисты совмещают трудовую и дополнительную учебную деятельность, и этот факт указывает на нехватку времени заниматься чем- то еще.

Категория общественного культурного уровня. Большая часть молодых специалистов (67%) считает уровень культуры нашего общества весьма низок, но к этой категории людей отнеслись лишь 15%; 38% опрошенных уверенно отнесли себя к «высококультурным» личностям. Отметим, что самокритичными оказались те, у кого, помимо основной работы, есть дополнительный заработок.

Похожие по раскладу результаты получены и при ответах на вопросы о распространении различных отрицательных явлений. Оценивая других, респонденты, например, отметили, что курение характерно для 89% молодых специалистов, употребление спиртного – для 7%, сквернословие – для 65%, вызывающее отношение к старшим у 46% и т. д. Вместе с тем, оценивая себя, только половина из опрошенных призналась, что не лишена названных недостатков.

Рамки данной работы не позволяют вместить все данные, демонстрирующие неблагополучное состояние среды молодых людей,начавших свою профессиональную деятельность. Остановимся лишь на одном аспекте (может быть, самом невинном, но, с нашей точки зрения, весьма показательном) – употреблении ненормативной лексики. К нецензурной брани негативно относятся немногие респонденты (13%), да и те не высказывают своего мнения вслух. Лишь 6% опрошенных не только отрицательно воспринимают ненормативные выражения, но и пытаются бороться с ними. В основном это свойственно девушкам. Большинство же безразлично к использованию особенной лексики. Четверть респондентов не обращает на это внимания, еще одна четверть хотя и считает, что это плохо, но относится к этому терпимо, каждый шестой студент не видит в этом ничего страшного. Так, отвечая на этот вопрос, один из анкетируемых прокомментировал свое мнение: «Испокон веков ругались».

Девальвация моральных устоев в молодёжной среде в последние годы в определенной степени отражает процессы

, происходящие в обществе, и проявляется в первую очередь в росте преступности, охватившей главным образом молодежь. Хотя есть и другие причины – например, разрушение системы нравственного воспитания. Если в недалеком прошлом серьезные нарушения и проступки работники всегда обсуждались публично (получали выговоры и тд.) и, как правило, получали осуждение среди коллег, то теперь зачастую к ним вполне равнодушны.

Несмотря на то, что социализация молодых специалистов осуществляется в сложных и противоречивых условиях, отличительными чертами данной социальной группы являются рост самосознания и стремление отстаивать собственное мнение. Развитие самосознания ведет к формированию и укреплению критичности мышления и появлению феномена самовоспитания. Среди регуляторов поведения на первое место выдвигается самооценка. Систематизация представлений о себе, попытки понять свое «эго», определить свое назначение, смысл своей жизни производятся через самоанализ (среди учащейся молодежи, например, широкое распространение получили дневники личных записей) и через отношения с окружающими (отсюда потребность в общении). Выработка индивидом правильных отношений к миру, собственных мировоззренческих принципов невозможны без образования Я-концепции.

Однако «самость» не означает независимость от воздействий среды. Ведь именно она является движущей силой, обеспечивающей усвоение социально-исторического опыта и реализацию заложенных природой возможностей личности. Среда, в которой находится человек, тем более молодой, еще формирующийся человек, крайне важна для активизации его потенциала, удовлетворения потребности в самоутверждении. Поэтому совершенно необходимо внутри каждого высшего учебного заведения создавать и поддерживать атмосферу, благоприятствующую успешному развитию будущих специалистов-профессионалов и граждан.

Материально обеспеченная жизнь играет большую роль в жизни данной категории, так как, во-первых, молодые специалисты и магистранты уже стараются полностью стать самостоятельными и финансово не зависеть от родителей. Во-вторых, в этом возрасте молодые люди уже часто создают собственные семьи, которые тоже нуждаются в материальном обеспечении.

Выбор таких ценностных ориентаций, как хорошая работа и эффективность в делах может быть обусловлен тем, что поиск хорошей и интересной работы является неотъемлемой частью жизни. К тому же, люди, только начинающие работать в той или иной профессии, сначала могут сомневаться в том, насколько они действительно компетентны и насколько высокой будет их эффективность.


Таким образом, можно сделать вывод о том, что в данном исследовании подтвердилась наша гипотеза о том, что существуют отличия в особенностях социально-психологической сферы студентов магистратуры и действующих специалистов: к примеру, у студентов могут доминировать потребности, связанные с достижениями и социальным одобрением, а также такие ценности, как активная деятельная жизнь и наличие хороших друзей. У специалистов выше, чем магистрантов, уровень таких показателей, как выдержка и заинтересованность в новых знаниях, а также их отличают такие ценности, как высокое материальное положение, интересная работа и эффективность в делах.

Данная гипотеза в нашем исследовании подтвердилась частично.

На практике магистрантов, можно отметить, что у них действительно доминируют такие компоненты социальной сферы, как потребность в достижении и социальном одобрении.

Человек с доминированием потребности в достижениях ориентирован на особые достижения, готов много работать и предпринимать усилия, чтобы достичь довольно высоких целей. Наличие такой потребности может объясняться тем, что человек, ещё не столкнувшийся с реальными проблемами трудовой деятельности, ставит перед собой достаточно много целей, порой даже не совсем реальных и всячески пытается добиться высоких результатов.

Человек, в мотивационной структуре которого важное место занимает потребность в социальном одобрении, делает ставку на хорошую репутацию, заботится о корректности своего поведения. Так как, магистранты попадают в новую среду и вокруг них очень много незнакомых людей, они всячески пытаются создать определенный круг общения. На этой начальной стадии, пока референтная группа еще не сформировалась, они стараются вести себя так, чтобы заинтересовать и привлечь к себе внимание понравившихся им людей.

Что касается молодых специалистов, у них отмечается более высокий уровень таких показателей социальной сферы, как выдержка и общая заинтересованность.

Человек с высокой выдержкой упорен и настойчив в работе, готов много взваливать на себя, готов к монотонной работе. Так как молодые специалисты либо уже начали свою профессиональную деятельность, либо начнут в ближайшем будущем, понимают, что на начальных этапах работы им нужно будет проявлять упорство, настойчивость и работоспособность. Именно данные качества помогают молодому специалисту преодолевать различные трудности, возникающие при адаптации к его профессиональной деятельности.


Человек, в мотивационной структуре которого большую роль играет фактор общей заинтересованности, стремится узнать как можно больше, ценит знания, проявляет интерес к ходу размышлений. Очевидно, что через несколько лет различной профессиональной деятельности большинство уже точно определились, чем они будут заниматься в дальнейшем. Именно поэтому теперь они стараются получить как можно больше знаний и приобрести как можно больше навыков именно в тех вопросах, которые будут напрямую связаны с их конкретной профессиональной деятельностью.


Заключение
Итак, мы увидели, что в современной социально-экономической ситуации в стране, молодые специалисты в России прогрессивно развиваются, реализуя себя в разных сферах жизни. Появление новых специальностей, использующих неклассические технологии ведения трудовой деятельности, свидетельствует о том, что молодые специалисты успешно адаптируются к условиям постиндустриальной культуры, к требованиям информационного общества. Новые технологии способствуют формированию тех навыков, которые необходимы для человека в информационном обществе, но не идут по пути передачи работникам энциклопедических знаний, которые зачастую устаревают до того, как молодой специалист сделает успехи на своей должности.

В данной работе нами была поставлена цель исследовать особенности психологического портрета молодого специалиста, и мы ее выполнили. Нами были исследованы личностные особенности данной категории. Конечно, в своей работе мы охватили лишь некоторый спектр психологических особенностей, но, тем не менее, нами были получены некоторые полезные и интересные особенности этой категории людей.

Гипотеза, поставленная нами в начале работы, подтвердилась практически полностью. В результате исследования особенностей характера и личности молодых специалистов, мы получили следующее. Специалистам присущи такие личностные особенности, как эмоциональная устойчивость, общительность, уверенность в себе и самоконтроль. Так же отмечаются признаки педантического и демонстративного типа акцентуаций характера.

Что касается социально-психологической сферы, то можно указать на некоторые факты. Работающая молодёжь в большей степени, чем другие, проявляют выдержку и заинтересованность в новых знаниях. Также у них более высокие показатели по таким ценностям, как высокое материальное положение, интересная работа и эффективность в делах.