Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 226
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мы считаем, что результаты нашего исследования будут полезны не только работникам системы высшего образования для более эффективной организации учебного и воспитательного процесса будущих специалистов, но и психологам и педагогам, занимающимся профессиональной ориентацией старшеклассников.
Мы видим несколько путей дальнейших исследований в данной области. Во-первых, было бы интересно исследовать различные психологические особенности и их динамику у специалистов с первых дней работы до самых высоких показателей за карьеру. В таком исследовании можно попытаться проследить, какие изменения происходят с человеком за годы его деятельности и каковы причины этих изменений. Во-вторых, можно исследовать психологические особенности специалистов различных специальностей и сравнивать группы между собой. Такое исследование может более точно показать специфику каждой отдельно взятой сферы деятельности.
Список используемых источников
-
Берестнева О.Г., Лебедев А.Н., Муратова Е.А. Компьютерная психодиагностика. – Томск: ТПУ, 2005. – 155 с. -
Волков Б.С. Психология юности и молодости: учебное пособие для вузов. М: Трикста: Акад. проект, 2006. 254 с. -
Е.С., Кириакиди Э.Ф. Психологические предикторы индивидуального развития // Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 42-54. -
Иванова С.В. Профессиональное образование и занятость молодёжи – глобальная проблема ХХI в. // Педагогика. 2013. № 8. С. 43-51. -
Казин Э.М., Блинова Н.Г., Подгорный А.Н., Никифорова О.А., Заруба Н.А., Литвинова Н.А., Пономарева В.С. Психологические и валеологические подходы к профессиональному самоопределению учащихся // Валеология. 2011. №3. – С. 9-16. -
Капустин А.Н. Психолого-педагогическое сопровождение в формировании профессиональной компетентности студентов вуза [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2013. № 1. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive/ (дата обращения: 02.04.2018). -
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). Минск: ТетраСистемс, 2000. 432 с. -
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2002. 544 с. -
Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю., Трубников В.И. О природе психологических предикторов // Психологическая наука и образование. 2009. №1. С. 27-35. -
Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел / Под ред. Б.Г. Бовина, Н.И. Мягких, А.Д. Сафронова. – М., 2003. – С.23-24. -
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2003. 624 с. -
Родина О.Н. Предпосылки успеха в труде психолога // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1999. №3. С.60-67. -
Роль индивидуальной психофизиологической диагностики в комплексной оценке учащихся различных профилей обучения / Под ред. Э.М. Казина, В.Ф. Кривошеева, Ю.Л. Майдикова. - М., 2005. - С.115. -
Фокина И.В. Особенности учебной мотивации у студентов – будущих специалистов социальной сферы // Актуальные проблемы социальной работы: сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Вологда: ВГПУ, 2013. С. 134 – 143. -
Фокина И.В. Психологическое образование педагога в свете модернизации российской системы образования [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2014. № 6. URL: http://pnojournal.wordpress.com/ archive/ (дата обращения: 03.04.2018). -
Фокина И.В. Ситуации свободного выбора в процессе профессионального обучения [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2013. № 5. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive/ (дата обращения: 03.04.2018). -
Шмелев А.Г. Тест как оружие // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. № 2. С. 40-53. -
Штернберг Р.Дж. Интеллект, приносящий успех. – Мн.: ООО «Попурри», 2000.–368 с. -
Шутенко Е.Н. Самореализация студентов в современном вузе как гуманитарная проблема социализации молодежи [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2014. № 1. URL: http://pnojournal. wordpress.com/archive/ (дата обращения: 2.04.2018). -
Щукин Т.Н., Дорохов В.Б., Лебедев А.Н., Луценко Е.В. ЭЭГ прогноз успешности выполнения психомоторного теста при снижении уровня бодрствования: постановка задачи // Научный журнал КубГАУ. – 2004.– №4(6). – 9 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Методика Рокича Ценностные ориентации
Инструкция:
Вам будет предложен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию.
Тестовый материал для исследования ценностей Рокича.
Список А (терминальные ценности):
1) активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
2) жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
3) здоровье (физическое и психическое);
4) интересная работа;
5) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
6) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
7) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
8) наличие хороших и верных друзей;
9) общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
10) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
11) продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
12) развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
13) развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
14) свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
15) счастливая семейная жизнь;
16) счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
17) творчество (возможность творческой деятельности);
18) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список Б (инструментальные ценности):
1) аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
2) воспитанность (хорошие манеры);
3) высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
4) жизнерадостность (чувство юмора);
5) исполнительность (дисциплинированность);
6) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
7) непримиримость к недостаткам в себе и других;
8) образованность (широта знаний, высокая общая культура);
9) ответственность (чувство долга, умение держать слово);
10) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
11) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
12) смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;
13) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
14) терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
15) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
16) честность (правдивость, искренность);
17) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
18) чуткость (заботливость).
Ключ, обработка результатов, интерпретация.