Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 228
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Специалист имеет социобиологическую природу. Важной её составляющей является ценностно-мотивационная готовность к принятию внешнего воздействия, то есть наличие внутренней осознанной установки на принятие внешнего воздействия, доброжелательное отношение к «раздражителю», желание пополнять начальный багаж знаний, навыков, наличие определённых умений и способностей в конкретной области науки и деятельности [2].
Одна из первостепенных задач работодателя – оказать молодым специалистам своевременную, психологически обоснованную, эффективную помощь и поддержку в оптимальный период неврологической готовности специалиста. Молодой сотрудник нуждается в общении, совете и разъяснении, наглядном примере. Необходимо стимулировать его познавательные интересы, выработке собственной жизнестойкости, плавно вводить в мир практических проблем разных видов деятельности. Данные годы с социально-психологической и психолого-педагогической позиции представляют собой многоканальную структуру формирования личности [6].
Динамичная жизнь предъявляет повышенные требования к нравственной надежности личности, которая в самых сложных, неожиданных ситуациях должна принимать оптимально гуманные решения. Совершать морально достойные поступки. Сегодня, в эпоху усложняющихся духовно-нравственных проблем, общественная мораль только тогда становится силой, когда проникает в мир личности. Решение экономических проблем нередко сталкивается с моральной неподготовленностью людей. Воспитание полноты ответственности, социальной активности, способности к самодисциплине и самоорганизации у каждого студента – важный фактор в становлении личности. Чем глубже специалист осознает социальную значимость своих обязанностей, тем выше уровень его социальной зрелости [4].
Психологическая особенность молодых специалистов - устремлённость в будущее. Важнейшим фактором развития личности молодых людей является построение и осуществление жизненных планов. Таким образом, центральное психологическое образование этого периода – стремление к самоопределению и построению жизненных планов на будущее.
Однако стоит отметить одну особенность. Согласно многим социологическим и психологическим исследованиям, современное поколение радикально отличается от своих предшественников. Современные работники выросли в период процесса перехода от индустриального общества к информационному и социально-экономических реформ [7]. Благодаря этому молодое поколение обладает высокой степенью приспособляемости к изменяющимся условиям и в то же время восприимчивостью к их негативным компонентам. Так, нынешние специалисты предпочитают интернет с огромным количеством сайтов, которые нужны им не только для развлечения, но и для решения поставленных на работе задач. Наибольшую популярность имеют социальные сети, инстаграм и т. д. По
мнению самих молодых специалистов, любой сотрудник должен стремиться к новым знаниям, так как для него созданы все необходимые условия, быть отзывчивым, помогать, обладать целеустремлённостью, коммуникативными навыками, активно участвовать в жизни своей компании не только, находясь физически в ней, но и поддерживать бизнес своей компании в глобальной сети [6].
Сегодня, когда происходят изменения в общественном сознании, во взглядах на мир и месте в нем человека, его общественно-политического, духовно-нравственного, ценностно-ориентированного отношения к окружающей социально-культурной среде, задачей государства становится формирование новых идеалов, культурных ценностей, социально-значимых интересов, которые всегда были и остаются основными устоями жизни человеческой цивилизации.
Таким образом, без коренной трансформации многих систем, очевидно, невозможно добиться существенных качественных перемен в интеллектуальной и трудовой сферах жизнедеятельности общества, внедрить новое мышление в общественное сознание.
Несомненно, возникает необходимость в моделировании ценностно-мотивационных ориентаций специалистов. Очень важной на сегодняшний день, и в период вузовской подготовки, является ориентация на успех в жизни – профессиональная направленность.
В связи с вышеуказанным стоит отметить, что портрет молодого специалиста необходимо рассматривать как многогранную, динамичную, восприимчивую, креативную, предприимчивую личность, достаточно амбициозную, не боящуюся рисковать, который постоянно находится в движении и в поисках нового.
1.2 Факторы, определяющие психологический портрет специалистов
Факторы, определяющие социально-психологический портрет специалистов и в немалой степени влияющие на успешность ведения деятельности, можно разделить на две категории: те, с которыми работник пришел, - их только можно принимать во внимание, и те, которые появляются в процессе деятельности, - ими можно управлять.
К первой категории в том числе относятся: уровень подготовки, система ценностей, профессиональные черты характера и представления о профессиональном будущем. Эти факторы во многом зависят от личностных качеств и непосредственных источников информации. Влиять на них можно лишь косвенно, констатируя и используя их как отправную точку для воздействий на студентов.
К факторам второй группы можно отнести: организацию рабочего процесса, мотивацию к обучению, уровень управления и удовлетворенность процессом, взаимоотношения сотрудников между собой и с начальством.
Социально-психологический портрет специалистов является важной характеристикой в структуре образовательного процесса, она помогает разобраться в проблемах, связанных трудностями в обучении или адаптации и принять правильное решение в той или иной ситуации.
Современная социально-экономическая ситуация в нашей стране определяет необходимость изменения теоретических и практических подходов к подготовке специалистов. Образование должно давать выпускнику не только сумму знаний, но и не менее важное – набор компетенций, обеспечивающих готовность к работе в изменяющихся экономических условиях.
Профориентацию можно по праву считать одним из эффективных и перспективных направлений в подготовке к получению профессионального образования, которое позволит в свою очередь не только оптимизировать подготовку специалиста, но и повысить ее эффективность.
На данном этапе актуальна идея создания системы психологического сопровождения и становления специалистов. Такие исследования могут быть полезны как источник информационного обеспечения коррекции и оптимизации рабочих процессов.
1.3 Методики для составления психологического портрета
Для составления психологического портрета специалистов существует большое количество методик. Но в данном исследовании отражены те диагностические методы исследования, которые наиболее характеризуют личность. Итак, для составления психологического портрета используются следующие методики:
1. Характерологический опросник Леонгарда-Шмишека.
Данный опросник предназначен для выявления акцентуаций личности. Теоретической основой опросника является концепция акцентуированных личностей немецкого психиатра Карла Леонгарда. Леонгард считал, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют «ядро» личности. Описания Леонгардом характеров основываются на огромном опыте психиатрии, систематизации и обобщении многих историй развития человеческих индивидуальностей.
Концепция Леонгарда оказала заметное влияние на разработку патохарактерологического диагностического опросника Шмишека. Адаптация теста отечественньгми психологами осуществлялась в течение нескольких лет на репрезентативных выборках. В отечественной психологии опросник Шмишека использовали в клинико-психологических исследованиях В.М. Блейхер и И.В. Крук. В последнее время он получил широкое распространение в отечественных прикладных исследованиях и незаменим при работе практических психологов.
Опросник Шмишека позволяет представлять полученные данные в виде «профиля личностной акцентуации». По Леонгарду, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Профиль личности в опроснике Шмишека имеет следующие диапазоны:
• диапазон акцентуированных черт и типов личности (явная акцентуация): 19 — 2. балла;
• диапазон тенденций (скрытая акцентуация): 15— 1. баллов;
• признак акцентуации: 12—1. баллов.
Опросник представлен 8 вопросами, на которые должен ответить испытуемый. Испытуемый оценивает каждое высказывание по шкале «верно — неверно» по отношению к нему на данный момент.
3. Опросник «Форма по изучению личности» Д. Джексона, направленный на изучение мотивационных особенностей человека.
Методика «Форма по изучению личности» (PRF) была разработана Д. Джексоном в 1967 году на основе классификации потребностей Г. Мюррея. На основе многочисленных исследований Д. Джексоном были сформулировано 2 личностных свойств, основанных на поведенческих проявлениях. В процессе создания теста PRF было сформулировано по 10 высказываний для каждой шкалы, из которых затем было отобрано по 2 задания — на основе высокой корреляции с суммарным показателем шкалы и низкой корреляции с остальными шкалами. Конструктная валидность созданного опросника была подтверждена при помощи факторного анализа.
Работая со своими немецкими коллегами над созданием региональной версии PRF, Джексон отказался от некоторых шкал, так что в немецкоязычном варианте опросника остались лишь 1 из них. На этапе перевода опросника на русский язык для того, чтобы добиться большей понятности высказываний, некоторые из них были несколько изменены — прежде всего за счет более четкого указания на конкретную ситуацию. Кроме того, из каждой шкалы было удалено по несколько пунктов. Таким образом, экспериментальная версия опросника «Форма по изучению личности» была составлена из 14 пунктов (по 10 утверждений на каждую из 1 основных шкал).
Испытуемому предлагается три градации ответов: «верно», «неверно», «затрудняюсь ответить». Данная методика, именно в силу своей широты, представляется хорошим инструментом для практической работы.
3. Методика, направленная на выявление ценностных ориентаций М. Рокича.
Методика, разработанная М. Рокичем для возможности измерения ценностных ориентаций, базируется на прямом ранжировании испытуемыми предложенного списка ценностей. «Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни» [2].
Автором данной методики было выделено две группы ценностных ориентаций:
• «К одному из них он отнес убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Эту группу он назвал терминальными ценностями.
• К другому же классу относятся убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Такие ценностные ориентации называются инструментальными» (Анастази).
Такое разделение пересекается с традиционным делением на ценности-цели и ценности-средства.
При заполнении данной методики испытуемый получает два списка ценностей (по 18 в каждом).
Ценности находятся на листах бумаги в алфавитном порядке. В инструкции респондента просят присвоить каждой ценности ранговый номер. В начале такая процедура проводится в отношении терминальных, а затем — инструментальных ценностей. К неоспоримым плюсом данной методики можно отнести универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции.
Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым.
2. Практическое исследование психологического портрета молодых специалистов
2.1 Описание исследования
Социально-экономические изменения, которые переживает в настоящее время наше общество, неизбежно ведут к трансформациям психологии людей, их социального поведения, системы ценностей и ориентаций различных слоев общества, отдельных его групп и конкретных граждан. Все перечисленное касается прежде всего молодежи.
Каков он, молодой специалист, вчерашний студент? Почему выбирает высшее образование, как работает и как проводит свободное время, каковы его перспективы? Чтобы выяснить это было предпринято специальное социологическое исследование, общая цель которого состояла в составлении социально-психологического портрета современных специалистов и специфика психологии личности студентов магистратуры.
Исследования проводились на молодых специалистах