Файл: Тема Направления развития стран Европы на рубеже веков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 587

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
традиционная культура, национальная культура, массовая культура, элитарная культура, «зеленая революция».

План:

  1. НТР и социальные сдвиги в западном обществе.

  2. Развитие образования.

  3. Кризис традиционных и национальных культур и жанров.


Компьютерная революция.

Компьютер стал одним из наиболее революционных открытий последних 50 лет.

Первые компьютеры, сделанные в 1940-х гг., были огромными машинами.

Позже они уменьшились благодаря такому изобретению, как силиконовый чип.

Электронная и компьютерная технология принципиально изменили характер производства и резко повысили производительность труда.

Компьютеры во все большем количестве стали находить применение в образовательных учреждениях и в домашних условиях.

Космическая эра.

Космическая эра началась после того, как в октябре 1957 г. СССР запустил на околоземную орбиту небольшой летательный аппарат «Спутник», а в 1961 г. в космос полетел первый в истории человечества космонавт – Юрий Алексеевич Гагарин.

Это событие положило начало «космической гонке» между двумя сверхдержавами. В 1969 г. американский космический корабль «Аполлон-11» с двумя астронавтами на борту совершил посадку на Луну.

Обе страны изучали возможности использования космоса в военных целях и запускали спутники-шпионы на околоземную орбиту.

Только после окончания «холодной войны» США и Россия начали сотрудничать в этой сфере, приступив к разработке совместных космических проектов.

Прорыв в медицине.

В послевоенную эру медицина достигла поразительных успехов. Ученые изобрели новые антибиотики для борьбы с болезнями. Вакцины ликвидировали некоторые из них, например, оспу, и предотвратили распространение других.
В 1970-е гг. хирурги научились трансплантировать органы для спасения жизни людей. Благодаря лазерной медицине хирургия стала более безопасной. Ученые также сделали много открытий в борьбе против некоторых видов рака

Противоречивой областью исследований является генная инженерия, которая изменяет химические коды, присущие всем живым существам. Достижения в этой области позволили создать новые препараты для борьбы с многочисленными болезнями. Генная инженерия сделала актуальным этический вопрос: насколько далеко может зайти наука в изменении и даже создании жизни.


«Зеленая революция».

Огромный вклад НТР внесла в развитие сельского хозяйства. Ученые применяют новые технологии с целью увеличения продуктов питания для растущего населения нашей планеты.

На протяжении 1960-х гг. они осуществили так называемую «зеленую революцию» путем выведения новых сортов риса и других злаков, которые давали значительно больший урожай, чем прежде.

«Зеленая революция» привела к удвоению производства продуктов питания в Индии, Индонезии и в других странах.

Новые явления в развитии культуры.

Научно-техническая революция оказывала большое влияние на развитие культуры.

Происходило сближение и взаимодействие научно-технических достижений с традиционными формами культуры, жизни и быта людей.

НТР и современные коммуникационные технологии очень быстро создали «новый мир».

Радио, телевидение, спутники, факсы и компьютерные сети способствовали более тесному взаимному сближению людей и распространению культурных ценностей, делая их более доступными для самых широких слоев населения.

Образование.

Важные изменения происходили в области образования, призванного удовлетворить потребности научно-технической революции.

В развитых странах, включая СССР и Восточную Европу, осуществлялись реформы, расширялась сеть учебных заведений, шел процесс демократизации образования на всех уровнях обучения.

Больше внимания стало уделяться профессиональному образованию, изучению естественных и математических дисциплин.

За основу образовательной политики в настоящее время взята концепция непрерывного обучения, предполагающая обогащение человека знаниями в течение всей его жизни.

Для повышения качества образования правительства развитых стран вкладывали в эту сферу огромные средства.
Вопросы и задания:

  1. Что такое НТР?

  2. Что означает термин «Зеленая революция»?

Использованная литература:

  1. Артемов В.В., Ю.Н. Лубченков История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. М,2012

  2. Самыгин П.С., Беликов К.С История. Учебное пособие для ссузов.. М.,2012

  3. http//www.history.standart.edu.ru

  4. http://ru.wikipedia.org

  5. www. historylinks.ru

  6. Интернет-портал "Назад в прошлое"



Тема 3.2. Духовная жизнь в советском и российском обществах
Цели: Рассмотреть духовную жизнь общества в советском и российском обществах.

Основные понятия и термины по теме: «оттепель» , «застой», «перестройка»,гласность. демократия, конфессия.

План:


  1. Культура и духовная жизнь в послевоенные годы

  2. Культура и духовная жизнь в период «оттепели»

  3. Культура и духовная жизнь в годы застоя

  4. Культура и духовная жизнь в годы перестройки


Культура и духовная жизнь в послевоенные годы.

Основные достижения в послевоенной литературе были связаны с разработкой темы Великой Отечественной войны. Наряду с признанными литерато­рами М. Шолоховым, К. Паустовским, М. Пришвиным и др. появляются новые писатели Э. Казакевич, Б. Полевой, Дудин, В. Па­нова и др.

Поскольку литература всегда признавалась самой значимой частью культуры, внимание власти к ней было наиболее присталь­ным. В 1946-1948 гг. был Принят ряд партийных и правительствен­ных постановлений относительно литературы. В этих постановлениях содержались Отрицательные оценки таких литературных деятелей, как А.Ахматова, М Зощенко и др. Творчество этих авторов считалось аполитичным, безыдейным, буржуазным. На литератур­ные произведения распространялась строгая цензура, авторы по­стоянно были Вынуждены переделывать свои произведения.

В послевоенные годы в изобразительном искусстве появилось немало полотен на военную тематику. К ним можно отнести кар­тины А. Лактионова «Письмо с фронта", В. Костецкого «Возвра­щение" и др. Всеми способами поощрялось создание картин, изоб­ражающих «вождя народов" И. В. Сталина, строительство комму­низма.

Культура и духовная жизнь в период «оттепели».

Духовная атмосфера времен «оттепели» была весьма либеральной. Шла активная реа­билитация писателей, которые стали жертвами репрессии. Но од­новременно действовала установка авторам наделить своих героев лучшими моральными качествами строителей коммунизма.

При Хрущеве получили большое распространение различные вечера поэзии, на которых проходили встречи с молодыми поэта­ми - кумирами поколения. Устраивались также художественные выставки (например, в Манеже), кинофестивали.


В период «оттепели» произошли сдвиги. В сфере общественного сознания. Всячески проводилась концепция «возврата к ленинизму», культивировалась революционная романтика. Ликвидация черт сталинизма консолидировала власть и общество, породив куль­турный феномен «шестидесятников».

Культура и духовная жизнь в годы застоя

В 60 - 70-е гг. XX в. культура перестала быть синонимом идеоло­гии, утратил ось ее единообразие. Идеологическая составляющая культуры отступала на задний план, уступая место простоте и искренности. Популярность приобрели произведения, созданные в провинции - В Иркутске, Курске, Воронеже, Омске и т.д. За культурой был признан особый статус.

Тем не менее, идеологические тенденции в культуре были еще очень сильны. Отрицательную роль играл воинствующий атеизм.

Культура и духовная жизнь в годы перестройки

Обновление системы государственного социализма, начатое партийным руководством во главе с М.С.Горбачевым в 1985 г., имело большие последствия для всех отраслей культуры.

Решающее значение для перемен в культурной жизни общества имела политика гласности. Реформаторы рассматривали гласность как необходимое условие курса на демократизацию и ускорение социально-экономического развития.

Выделилось демократическое крыло газетно-журнальноу. периодики: газеты «Аргументы и факты», «Московские новости», «Московский комсомолец», журналы «Огонек», «Новый мир». Периодика оказывала громадное влияние на общественное сознание.

Ликвидация цензуры и политика «открытых дверей» в культурном обмене имели и негативную сторону. В страну устремились сотни проповедников различных конфессий, религиозных школ и сект, которые формировали свои отделения в СССР, При несовершенстве законов, регламентирующих деятельность религиозных объединений, появились секты тоталитарного направления, представлявшие опасность для общества.

На смену идеологическому диктату в искусстве пришел диктат рынка. В поток массовой западной культуры вливалась низкопробная отечественная продукция — порнографические газеты и журналы, порнофильмы, фильмы ужасов, бульварные романы.

К концу перестройки государственная культурная политика должна была решать принципиально новые задачи: как обеспечить поддержку высокого уровня отечественной культуры в рыночных условиях и цивилизованными мерами регулировать распространение массовой культуры.

Вопросы и задания:

  1. Каковы были условия развития и основные достижения советской культуры в послевоенное время?

  2. Сравните развитие культуры и назовите её главные достижения в период правления Н.С.Хрущева и в период правления Л.И. Брежнева.

  3. Каковы были особенности развития в период перестройки?

Использованная литература:

  1. Артемов В.В., Ю.Н. Лубченков История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. М,2012

  2. Самыгин П.С., Беликов К.С История. Учебное пособие для ссузов.. М.,2012

  3. http//www.history.standart.edu.ru

  4. http://ru.wikipedia.org

  5. www. historylinks.ru


Раздел 4. Мир в начале XXI века. Глобальные проблемы человечества.

Тема 4.1. Глобализация и глобальные вызовы человеческой цивилизации, мировая политика.
Цели: Дать представление о глобализации и глобальных вызовах человеческой цивилизации, мировой политике.

Основные понятия и термины по теме: глобалистика, глобальные проблемы, геополитика.

План:

  1. Происхождение глобальных проблем современности.

  2. Глобалистика и политическая сфера.

  3. Геополитические факторы в мировом развитии и современность.

  4. Геополитическое положение и национальные интересы России.

  5. Новая Россия в новом мире. Россия и НАТО.


Глобальные проблемы современности.

Разрушение природной среды.

На сегодняшний день самой большой и опасной проблемой является истощение и разрушение природной среды, нарушение внутри нее экологического равновесия в результате растущей и плохо контролируемой деятельностью людей. Исключительный вред приносят производственные и транспортные катастрофы, которые ведут к массовой гибели живых организмов, заражению и загрязнению мирового океана, атмосферы, почвы. Но еще большее негативное воздействие оказывают непрерывные выбросы вредных веществ в окружающую среду

Проблемы энергетических ресурсов.

Искусственно низкие цены ввели в заблуждение потребителей и послужили толчком по второй фазе энергетического кризиса. Ныне энергия, получается за счет ископаемого топлива, идет на подержание и рост достигнутого уровня потребления. Но поскольку состояние среды ухудшается, придется тратить энергию и труд на стабилизацию среды, с чем уже не справляется биосфера. Альтернативы наращиванию производства энергии пока нет. Но атомная энергетика попала под