Файл: Тема Направления развития стран Европы на рубеже веков.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 587
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
традиционная культура, национальная культура, массовая культура, элитарная культура, «зеленая революция».
План:
Компьютерная революция.
Компьютер стал одним из наиболее революционных открытий последних 50 лет.
Первые компьютеры, сделанные в 1940-х гг., были огромными машинами.
Позже они уменьшились благодаря такому изобретению, как силиконовый чип.
Электронная и компьютерная технология принципиально изменили характер производства и резко повысили производительность труда.
Компьютеры во все большем количестве стали находить применение в образовательных учреждениях и в домашних условиях.
Космическая эра.
Космическая эра началась после того, как в октябре 1957 г. СССР запустил на околоземную орбиту небольшой летательный аппарат «Спутник», а в 1961 г. в космос полетел первый в истории человечества космонавт – Юрий Алексеевич Гагарин.
Это событие положило начало «космической гонке» между двумя сверхдержавами. В 1969 г. американский космический корабль «Аполлон-11» с двумя астронавтами на борту совершил посадку на Луну.
Обе страны изучали возможности использования космоса в военных целях и запускали спутники-шпионы на околоземную орбиту.
Только после окончания «холодной войны» США и Россия начали сотрудничать в этой сфере, приступив к разработке совместных космических проектов.
Прорыв в медицине.
В послевоенную эру медицина достигла поразительных успехов. Ученые изобрели новые антибиотики для борьбы с болезнями. Вакцины ликвидировали некоторые из них, например, оспу, и предотвратили распространение других.
В 1970-е гг. хирурги научились трансплантировать органы для спасения жизни людей. Благодаря лазерной медицине хирургия стала более безопасной. Ученые также сделали много открытий в борьбе против некоторых видов рака
Противоречивой областью исследований является генная инженерия, которая изменяет химические коды, присущие всем живым существам. Достижения в этой области позволили создать новые препараты для борьбы с многочисленными болезнями. Генная инженерия сделала актуальным этический вопрос: насколько далеко может зайти наука в изменении и даже создании жизни.
«Зеленая революция».
Огромный вклад НТР внесла в развитие сельского хозяйства. Ученые применяют новые технологии с целью увеличения продуктов питания для растущего населения нашей планеты.
На протяжении 1960-х гг. они осуществили так называемую «зеленую революцию» путем выведения новых сортов риса и других злаков, которые давали значительно больший урожай, чем прежде.
«Зеленая революция» привела к удвоению производства продуктов питания в Индии, Индонезии и в других странах.
Новые явления в развитии культуры.
Научно-техническая революция оказывала большое влияние на развитие культуры.
Происходило сближение и взаимодействие научно-технических достижений с традиционными формами культуры, жизни и быта людей.
НТР и современные коммуникационные технологии очень быстро создали «новый мир».
Радио, телевидение, спутники, факсы и компьютерные сети способствовали более тесному взаимному сближению людей и распространению культурных ценностей, делая их более доступными для самых широких слоев населения.
Образование.
Важные изменения происходили в области образования, призванного удовлетворить потребности научно-технической революции.
В развитых странах, включая СССР и Восточную Европу, осуществлялись реформы, расширялась сеть учебных заведений, шел процесс демократизации образования на всех уровнях обучения.
Больше внимания стало уделяться профессиональному образованию, изучению естественных и математических дисциплин.
За основу образовательной политики в настоящее время взята концепция непрерывного обучения, предполагающая обогащение человека знаниями в течение всей его жизни.
Для повышения качества образования правительства развитых стран вкладывали в эту сферу огромные средства.
Вопросы и задания:
Использованная литература:
Тема 3.2. Духовная жизнь в советском и российском обществах
Цели: Рассмотреть духовную жизнь общества в советском и российском обществах.
Основные понятия и термины по теме: «оттепель» , «застой», «перестройка»,гласность. демократия, конфессия.
План:
Культура и духовная жизнь в послевоенные годы.
Основные достижения в послевоенной литературе были связаны с разработкой темы Великой Отечественной войны. Наряду с признанными литераторами М. Шолоховым, К. Паустовским, М. Пришвиным и др. появляются новые писатели Э. Казакевич, Б. Полевой, Дудин, В. Панова и др.
Поскольку литература всегда признавалась самой значимой частью культуры, внимание власти к ней было наиболее пристальным. В 1946-1948 гг. был Принят ряд партийных и правительственных постановлений относительно литературы. В этих постановлениях содержались Отрицательные оценки таких литературных деятелей, как А.Ахматова, М Зощенко и др. Творчество этих авторов считалось аполитичным, безыдейным, буржуазным. На литературные произведения распространялась строгая цензура, авторы постоянно были Вынуждены переделывать свои произведения.
В послевоенные годы в изобразительном искусстве появилось немало полотен на военную тематику. К ним можно отнести картины А. Лактионова «Письмо с фронта", В. Костецкого «Возвращение" и др. Всеми способами поощрялось создание картин, изображающих «вождя народов" И. В. Сталина, строительство коммунизма.
Культура и духовная жизнь в период «оттепели».
Духовная атмосфера времен «оттепели» была весьма либеральной. Шла активная реабилитация писателей, которые стали жертвами репрессии. Но одновременно действовала установка авторам наделить своих героев лучшими моральными качествами строителей коммунизма.
При Хрущеве получили большое распространение различные вечера поэзии, на которых проходили встречи с молодыми поэтами - кумирами поколения. Устраивались также художественные выставки (например, в Манеже), кинофестивали.
В период «оттепели» произошли сдвиги. В сфере общественного сознания. Всячески проводилась концепция «возврата к ленинизму», культивировалась революционная романтика. Ликвидация черт сталинизма консолидировала власть и общество, породив культурный феномен «шестидесятников».
Культура и духовная жизнь в годы застоя
В 60 - 70-е гг. XX в. культура перестала быть синонимом идеологии, утратил ось ее единообразие. Идеологическая составляющая культуры отступала на задний план, уступая место простоте и искренности. Популярность приобрели произведения, созданные в провинции - В Иркутске, Курске, Воронеже, Омске и т.д. За культурой был признан особый статус.
Тем не менее, идеологические тенденции в культуре были еще очень сильны. Отрицательную роль играл воинствующий атеизм.
Культура и духовная жизнь в годы перестройки
Обновление системы государственного социализма, начатое партийным руководством во главе с М.С.Горбачевым в 1985 г., имело большие последствия для всех отраслей культуры.
Решающее значение для перемен в культурной жизни общества имела политика гласности. Реформаторы рассматривали гласность как необходимое условие курса на демократизацию и ускорение социально-экономического развития.
Выделилось демократическое крыло газетно-журнальноу. периодики: газеты «Аргументы и факты», «Московские новости», «Московский комсомолец», журналы «Огонек», «Новый мир». Периодика оказывала громадное влияние на общественное сознание.
Ликвидация цензуры и политика «открытых дверей» в культурном обмене имели и негативную сторону. В страну устремились сотни проповедников различных конфессий, религиозных школ и сект, которые формировали свои отделения в СССР, При несовершенстве законов, регламентирующих деятельность религиозных объединений, появились секты тоталитарного направления, представлявшие опасность для общества.
На смену идеологическому диктату в искусстве пришел диктат рынка. В поток массовой западной культуры вливалась низкопробная отечественная продукция — порнографические газеты и журналы, порнофильмы, фильмы ужасов, бульварные романы.
К концу перестройки государственная культурная политика должна была решать принципиально новые задачи: как обеспечить поддержку высокого уровня отечественной культуры в рыночных условиях и цивилизованными мерами регулировать распространение массовой культуры.
Вопросы и задания:
Использованная литература:
Раздел 4. Мир в начале XXI века. Глобальные проблемы человечества.
Тема 4.1. Глобализация и глобальные вызовы человеческой цивилизации, мировая политика.
Цели: Дать представление о глобализации и глобальных вызовах человеческой цивилизации, мировой политике.
Основные понятия и термины по теме: глобалистика, глобальные проблемы, геополитика.
План:
Глобальные проблемы современности.
Разрушение природной среды.
На сегодняшний день самой большой и опасной проблемой является истощение и разрушение природной среды, нарушение внутри нее экологического равновесия в результате растущей и плохо контролируемой деятельностью людей. Исключительный вред приносят производственные и транспортные катастрофы, которые ведут к массовой гибели живых организмов, заражению и загрязнению мирового океана, атмосферы, почвы. Но еще большее негативное воздействие оказывают непрерывные выбросы вредных веществ в окружающую среду
Проблемы энергетических ресурсов.
Искусственно низкие цены ввели в заблуждение потребителей и послужили толчком по второй фазе энергетического кризиса. Ныне энергия, получается за счет ископаемого топлива, идет на подержание и рост достигнутого уровня потребления. Но поскольку состояние среды ухудшается, придется тратить энергию и труд на стабилизацию среды, с чем уже не справляется биосфера. Альтернативы наращиванию производства энергии пока нет. Но атомная энергетика попала под
План:
-
НТР и социальные сдвиги в западном обществе. -
Развитие образования. -
Кризис традиционных и национальных культур и жанров.
Компьютерная революция.
Компьютер стал одним из наиболее революционных открытий последних 50 лет.
Первые компьютеры, сделанные в 1940-х гг., были огромными машинами.
Позже они уменьшились благодаря такому изобретению, как силиконовый чип.
Электронная и компьютерная технология принципиально изменили характер производства и резко повысили производительность труда.
Компьютеры во все большем количестве стали находить применение в образовательных учреждениях и в домашних условиях.
Космическая эра.
Космическая эра началась после того, как в октябре 1957 г. СССР запустил на околоземную орбиту небольшой летательный аппарат «Спутник», а в 1961 г. в космос полетел первый в истории человечества космонавт – Юрий Алексеевич Гагарин.
Это событие положило начало «космической гонке» между двумя сверхдержавами. В 1969 г. американский космический корабль «Аполлон-11» с двумя астронавтами на борту совершил посадку на Луну.
Обе страны изучали возможности использования космоса в военных целях и запускали спутники-шпионы на околоземную орбиту.
Только после окончания «холодной войны» США и Россия начали сотрудничать в этой сфере, приступив к разработке совместных космических проектов.
Прорыв в медицине.
В послевоенную эру медицина достигла поразительных успехов. Ученые изобрели новые антибиотики для борьбы с болезнями. Вакцины ликвидировали некоторые из них, например, оспу, и предотвратили распространение других.
В 1970-е гг. хирурги научились трансплантировать органы для спасения жизни людей. Благодаря лазерной медицине хирургия стала более безопасной. Ученые также сделали много открытий в борьбе против некоторых видов рака
Противоречивой областью исследований является генная инженерия, которая изменяет химические коды, присущие всем живым существам. Достижения в этой области позволили создать новые препараты для борьбы с многочисленными болезнями. Генная инженерия сделала актуальным этический вопрос: насколько далеко может зайти наука в изменении и даже создании жизни.
«Зеленая революция».
Огромный вклад НТР внесла в развитие сельского хозяйства. Ученые применяют новые технологии с целью увеличения продуктов питания для растущего населения нашей планеты.
На протяжении 1960-х гг. они осуществили так называемую «зеленую революцию» путем выведения новых сортов риса и других злаков, которые давали значительно больший урожай, чем прежде.
«Зеленая революция» привела к удвоению производства продуктов питания в Индии, Индонезии и в других странах.
Новые явления в развитии культуры.
Научно-техническая революция оказывала большое влияние на развитие культуры.
Происходило сближение и взаимодействие научно-технических достижений с традиционными формами культуры, жизни и быта людей.
НТР и современные коммуникационные технологии очень быстро создали «новый мир».
Радио, телевидение, спутники, факсы и компьютерные сети способствовали более тесному взаимному сближению людей и распространению культурных ценностей, делая их более доступными для самых широких слоев населения.
Образование.
Важные изменения происходили в области образования, призванного удовлетворить потребности научно-технической революции.
В развитых странах, включая СССР и Восточную Европу, осуществлялись реформы, расширялась сеть учебных заведений, шел процесс демократизации образования на всех уровнях обучения.
Больше внимания стало уделяться профессиональному образованию, изучению естественных и математических дисциплин.
За основу образовательной политики в настоящее время взята концепция непрерывного обучения, предполагающая обогащение человека знаниями в течение всей его жизни.
Для повышения качества образования правительства развитых стран вкладывали в эту сферу огромные средства.
Вопросы и задания:
-
Что такое НТР? -
Что означает термин «Зеленая революция»?
Использованная литература:
-
Артемов В.В., Ю.Н. Лубченков История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. М,2012 -
Самыгин П.С., Беликов К.С История. Учебное пособие для ссузов.. М.,2012 -
http//www.history.standart.edu.ru -
http://ru.wikipedia.org -
www. historylinks.ru -
Интернет-портал "Назад в прошлое"
Тема 3.2. Духовная жизнь в советском и российском обществах
Цели: Рассмотреть духовную жизнь общества в советском и российском обществах.
Основные понятия и термины по теме: «оттепель» , «застой», «перестройка»,гласность. демократия, конфессия.
План:
-
Культура и духовная жизнь в послевоенные годы -
Культура и духовная жизнь в период «оттепели» -
Культура и духовная жизнь в годы застоя -
Культура и духовная жизнь в годы перестройки
Культура и духовная жизнь в послевоенные годы.
Основные достижения в послевоенной литературе были связаны с разработкой темы Великой Отечественной войны. Наряду с признанными литераторами М. Шолоховым, К. Паустовским, М. Пришвиным и др. появляются новые писатели Э. Казакевич, Б. Полевой, Дудин, В. Панова и др.
Поскольку литература всегда признавалась самой значимой частью культуры, внимание власти к ней было наиболее пристальным. В 1946-1948 гг. был Принят ряд партийных и правительственных постановлений относительно литературы. В этих постановлениях содержались Отрицательные оценки таких литературных деятелей, как А.Ахматова, М Зощенко и др. Творчество этих авторов считалось аполитичным, безыдейным, буржуазным. На литературные произведения распространялась строгая цензура, авторы постоянно были Вынуждены переделывать свои произведения.
В послевоенные годы в изобразительном искусстве появилось немало полотен на военную тематику. К ним можно отнести картины А. Лактионова «Письмо с фронта", В. Костецкого «Возвращение" и др. Всеми способами поощрялось создание картин, изображающих «вождя народов" И. В. Сталина, строительство коммунизма.
Культура и духовная жизнь в период «оттепели».
Духовная атмосфера времен «оттепели» была весьма либеральной. Шла активная реабилитация писателей, которые стали жертвами репрессии. Но одновременно действовала установка авторам наделить своих героев лучшими моральными качествами строителей коммунизма.
При Хрущеве получили большое распространение различные вечера поэзии, на которых проходили встречи с молодыми поэтами - кумирами поколения. Устраивались также художественные выставки (например, в Манеже), кинофестивали.
В период «оттепели» произошли сдвиги. В сфере общественного сознания. Всячески проводилась концепция «возврата к ленинизму», культивировалась революционная романтика. Ликвидация черт сталинизма консолидировала власть и общество, породив культурный феномен «шестидесятников».
Культура и духовная жизнь в годы застоя
В 60 - 70-е гг. XX в. культура перестала быть синонимом идеологии, утратил ось ее единообразие. Идеологическая составляющая культуры отступала на задний план, уступая место простоте и искренности. Популярность приобрели произведения, созданные в провинции - В Иркутске, Курске, Воронеже, Омске и т.д. За культурой был признан особый статус.
Тем не менее, идеологические тенденции в культуре были еще очень сильны. Отрицательную роль играл воинствующий атеизм.
Культура и духовная жизнь в годы перестройки
Обновление системы государственного социализма, начатое партийным руководством во главе с М.С.Горбачевым в 1985 г., имело большие последствия для всех отраслей культуры.
Решающее значение для перемен в культурной жизни общества имела политика гласности. Реформаторы рассматривали гласность как необходимое условие курса на демократизацию и ускорение социально-экономического развития.
Выделилось демократическое крыло газетно-журнальноу. периодики: газеты «Аргументы и факты», «Московские новости», «Московский комсомолец», журналы «Огонек», «Новый мир». Периодика оказывала громадное влияние на общественное сознание.
Ликвидация цензуры и политика «открытых дверей» в культурном обмене имели и негативную сторону. В страну устремились сотни проповедников различных конфессий, религиозных школ и сект, которые формировали свои отделения в СССР, При несовершенстве законов, регламентирующих деятельность религиозных объединений, появились секты тоталитарного направления, представлявшие опасность для общества.
На смену идеологическому диктату в искусстве пришел диктат рынка. В поток массовой западной культуры вливалась низкопробная отечественная продукция — порнографические газеты и журналы, порнофильмы, фильмы ужасов, бульварные романы.
К концу перестройки государственная культурная политика должна была решать принципиально новые задачи: как обеспечить поддержку высокого уровня отечественной культуры в рыночных условиях и цивилизованными мерами регулировать распространение массовой культуры.
Вопросы и задания:
-
Каковы были условия развития и основные достижения советской культуры в послевоенное время? -
Сравните развитие культуры и назовите её главные достижения в период правления Н.С.Хрущева и в период правления Л.И. Брежнева. -
Каковы были особенности развития в период перестройки?
Использованная литература:
-
Артемов В.В., Ю.Н. Лубченков История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. М,2012 -
Самыгин П.С., Беликов К.С История. Учебное пособие для ссузов.. М.,2012 -
http//www.history.standart.edu.ru -
http://ru.wikipedia.org -
www. historylinks.ru
Раздел 4. Мир в начале XXI века. Глобальные проблемы человечества.
Тема 4.1. Глобализация и глобальные вызовы человеческой цивилизации, мировая политика.
Цели: Дать представление о глобализации и глобальных вызовах человеческой цивилизации, мировой политике.
Основные понятия и термины по теме: глобалистика, глобальные проблемы, геополитика.
План:
-
Происхождение глобальных проблем современности. -
Глобалистика и политическая сфера. -
Геополитические факторы в мировом развитии и современность. -
Геополитическое положение и национальные интересы России. -
Новая Россия в новом мире. Россия и НАТО.
Глобальные проблемы современности.
Разрушение природной среды.
На сегодняшний день самой большой и опасной проблемой является истощение и разрушение природной среды, нарушение внутри нее экологического равновесия в результате растущей и плохо контролируемой деятельностью людей. Исключительный вред приносят производственные и транспортные катастрофы, которые ведут к массовой гибели живых организмов, заражению и загрязнению мирового океана, атмосферы, почвы. Но еще большее негативное воздействие оказывают непрерывные выбросы вредных веществ в окружающую среду
Проблемы энергетических ресурсов.
Искусственно низкие цены ввели в заблуждение потребителей и послужили толчком по второй фазе энергетического кризиса. Ныне энергия, получается за счет ископаемого топлива, идет на подержание и рост достигнутого уровня потребления. Но поскольку состояние среды ухудшается, придется тратить энергию и труд на стабилизацию среды, с чем уже не справляется биосфера. Альтернативы наращиванию производства энергии пока нет. Но атомная энергетика попала под