Файл: Тема Направления развития стран Европы на рубеже веков.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 588
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Задание: подготовить сообщение по теме (на выбор):
- «Международное право и законодательные акты в области борьбы с терроризмом»
- «Международный терроризм и его особенности»
- «Международная конвенция о борьбе с захватом заложников»
- «Проблемы борьбы с международным терроризмом»
- «Терроризм в России»
4. Контроль: сообщения обсуждаются на занятии
5. Литература: А.В. Чудинова, А.В. Гладышева, История, М., 2011
-
Дополнительная работа:
http//www.history,ru/histr.htm
www.hist.msu.ru/
Задания для самостоятельного выполнения
Раздел 1. Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны».
1. Какие решения приняла Потсдамская конференция?
2. Когда была создана ООН? Каковы были е цели? Какие пункты были включены в Устав ООН?
3. Что такое «холодная война»? В чем были ее причины?
4. Что такое биполярный мир? Как он сложился?
5. В чем состояли причины и последствия Берлинского кризиса?
6. Почему началась Корейская война? Каковы были ее итоги?
7. Каковы причины крушения колониальной системы во второй половине ХХ века?
8. Какой год и почему назван Годом Африки?
9. В чем состояли трудности преодоления отсталости стран «третьего мира»?
10. В чем заключался выбор ориентаций и моделей развития для стран Азии и Африки в 1950 – 1980-е годы?
Раздел 2. Основные социально- экономические и политические тенденции развития стран во второй половине ХХ века.
1. Как изменилась роль США в мире после Второй мировой войны? Что способствовало превращению США в лидера западного мира?
2. Каковы особенности развития США в конце XX- начале XXI в.в.?
3. Как концепция «нового политического мышления», выдвинутая М.С. Горбачевым повлияла на советско-американские отношения?
4. Каковы причины быстрого экономического развития ФРГ в 1950-е г.?
5. В чем состояли основные положения доктрины национальной безопасности и внешней политики ФРГ в период «холодной войны»?
6. Каковы основные черты российско – германских отношений на современном этапе?
7. Как к власти в восточноевропейских странах пришли коммунисты? Какие преобразования они провели?
8. С чем связаны кризисы в Польше, Венгрии, Чехословакии? Как они были разрешены?
9. Каковы причины нарастания кризисных явлений в социалистических странах Европы?
10. Какие изменения произошли в странах Восточной Европы в результате «бархатных революций»?
11. Каковы особенности развития Японии во второй половине XX – начале XXI в.в.?
12. В чем причины «японского экономического чуда»?
13. Как изменялась политика Мао Цзедуна после прихода к власти в Китае коммунистов?
14. Каково содержание и значение реформ 1970 – 1990-х годов в Китае?
15. Какие основные проблемы были решены в Индии за годы независимости?
16. Какие были цели реформ, начатых М.С. Горбачевым? С каких мероприятий началась перестройка?
17. Как реформировалась экономика СССР в годы перестройки? Каковы были результаты реформ?
18. Какие изменения пережило политическое устройство СССР в годы перестройки?
19. Как распался СССР?
20. Каковы основные тенденции развития стран Латинской Америки во второй половине XX – начале XXI в.?
21. В чем состояли причины образования военно-политических блоков после Второй мировой войны?
22. Каковы причины кризисов в 40-50-х гг. ХХ в.? Каковы были их последствия?
23. Каковы причины и чем закончились крупнейшие военные конфликты 60-80-х гг. ХХ в.? Что такое разрядка? В чем ее причины? Какие были достигнуты соглашения?
Раздел 3. Новая эпоха в развитии науки, культуры. Духовное развитие во второй половине XX – начале XXI вв.
1. Каковы основные черты нового этапа научно-технической революции, начавшегося в 70-е гг. ХХ в.?
2. Какие направления науки развивались во второй половине ХХ в. Наиболее интенсивно? Как изменилась роль науки в обществе?
3. В чем появился кризис традиционных и национальных культур и жанров в конце ХХ века?
4. В чем состоят достоинства и недостатки массовой культуры?
5. Какие новые направления в искусстве появляются во второй половине ХХ века?
6. Как процесс глобализации коснулся культуры второй половины ХХ века?
7. Каковы этапы развития культуры советского российского общества во второй половине ХХ века?
8. Как период гласности отразился на развитии культуры в нашей стране?
9. Как развивалась система образования в 1945 – 1991 гг.? Какова цель реформы образования современной России?
10. Какова роль религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций?
Раздел 4. Мир в начале XXI века. Глобальные проблемы
человечества.
1. Каково происхождение глобальных проблем современности?
2. Какое влияние оказывают геополитические факторы на мировое развитие в современном мире?
3. Каковы направления деятельности России по укреплению мира и созданию устойчивой системы международной безопасности?
4. Каковы исторические корни международного терроризма как социально-политического явления?
5. Каковы основные цели и задачи по предотвращению и искоренению международного терроризма?
Уважаемые студенты! Вам предлагаются варианты контрольных работ. Выбираете один из них, выполняйте и присылайте на указанный электронный адрес.
Вам предоставляется возможность составить другой вариант из предложенных вопросов.
Итоговый контроль по дисциплине
Вопросы к дифференцированному зачету
Вариант № 1
1. Когда была создана ООН? Каковы были е цели? Какие пункты были включены в Устав ООН?
2. Как концепция «нового политического мышления», выдвинутая М.С. Горбачевым повлияла на советско-американские отношения?
3. Каковы основные тенденции развития стран Латинской Америки во второй половине XX – начале XXI в.?
4. Как период гласности отразился на развитии культуры в нашей стране?
5. Каково происхождение глобальных проблем современности?
Вариант № 2
1. Что такое биполярный мир? Как он сложился?
2. Каковы причины нарастания кризисных явлений в социалистических странах Европы?
3. Каковы особенности развития Японии во второй половине XX – начале XXI вв.?
4 . Какие направления науки развивались во второй половине ХХ в. Наиболее интенсивно? Как изменилась роль науки в обществе?
5. Каковы исторические корни международного терроризма как социально-политического явления?
Вариант № 3
1.Что такое «холодная война»? В чем были ее причины?
2.Как к власти в восточноевропейских странах пришли коммунисты? Какие преобразования они провели?
3. Какой год и почему назван Годом Африки?
4.В чем состояли основные положения доктрины национальной безопасности и внешней политики ФРГ в период «холодной войны»?
5.Какова роль религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций?
Вариант № 4
1. Каковы причины крушения колониальной системы во второй половине ХХ века?
2. Какие изменения пережило политическое устройство СССР в годы перестройки
3. Какие основные проблемы были решены в Индии за годы независимости?
4. В чем состоят достоинства и недостатки массовой культуры?
5. Каковы основные цели и задачи по предотвращению и искоренению международного терроризма?
Глоссарий:
История - (по-гречески рассказ о происшедшем, об узнанном) — комплекс общественных, гуманитарных и других наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследует факты, события и процессы на базе исторических источников. Принято деление на всемирную (всеобщую) историю и историю отдельных стран и народов; древнюю, средневековую, новую и новейшую историю.
Цивилизация — синоним понятия культура; совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, уровень общественного развития и материальной культуры, достигнутый в том или ином обществе; степень и характер развития культуры определённых эпох и народов.
Абсолютизм - (абсолютная монархия), форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия...
Формация - согласно марксистской концепции исторического процесса, общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, исторически определенного типа общества. В основе каждой общественно-экономической формации лежит определенный способ производств...
Историография - (от история и ...графия), 1) история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной эпохе, теме, или совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в социально-классовом или национальном отношени...
Модернизация - изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, вкусам, напр., модернизация оборудования....
Крепостное право - (крепостничество), форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судейской власти феодала.
Империя - (от лат. imperium - власть), 1) монархическое государство, глава которого, как правило, носил титул императора...2) Империями назывались также государства, имевшие колониальные владения (напр., Британская империя).
Протекционизм - экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. Реализуется посредством финансового поощрения отечественной промышленности, стимулирования экспорта, ограничения импорта.
Меркантилизм – (от итал. mercante - торговец, купец), первая школа буржуазной политэкономии; экономическая политика эпохи т. н. первоначального накопления капитала, выражалась в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь и проводилась в интересах купечества. Политика меркантилизма заключалась в активном протекционизме, в поддержке экспансии торгового капитала, поощрении развития отечественной промышленности, особенно мануфактурной.
Оппозиция - (от лат. oppositio – противопоставление) Партия или группа, выступающая вразрез с мнением большинства или с господствующим мнением, выдвигающая альтернативную политику, иной способ решения проблем (напр., парламентская оппозиция, внутрипартийная оппозиция).
Декабристы - русские дворянские революционеры, поднявшие в декабре 1825 восстание против самодержавия и крепостничества. Главным образом офицеры, участники Отечественной войны 1812 и заграничных походов русской армии 1813-15.
Либерализм - идейное и общественно-политическое течение, возникшее в европейских странах в 17-18 вв. и провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод
Консерватизм - (франц. conservatism от лат. conservo - охраняю, сохраняю), совокупность разнородных идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни.
Монархия - государство, главой которого является монарх. Различают неограниченную (абсолютную) монархию и ограниченную (т. н. конституционную) монархию, при которой власть монарха ограничена парламентом.
Республика - лат. respublica, букв. - общественное дело), форма правления, при которой глава государства (напр., президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу.
Революция – (от позднелат. revolutio - поворот, переворот), глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (напр., социальная революция, а также геологическая, промышленная, научно-техническая, культурная революция, революция в физике, в философии и т. д.).