Файл: Тема Направления развития стран Европы на рубеже веков.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 592
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
платы и налогов, наделения арендаторов владельческими правами. В 1948 г. ИНК объявил о намерении провести реформу. В самой партии развернулась острая борьба по вопросу о стратегии и тактике экономического и социально-политического развития страны. В 1951 г.
левоцентристское крыло во главе с Дж. Неру одержало победу, в результате которой стал проводиться курс на буржуазно-демократические преобразования, названный в честь его главного вдохновителя «курсом Неру».
3. Задание: написать эссе на предложенные темы:
- «Экономическое положение Индии после Второй мировой войны»
- «Новая Конституция Индии 1949г.»
- «Курс Неру»
- Освободительные движения в Индии во второй половине ХХ века»
4.Контроль: работы сдаются на проверку преподавателю
5. Литература: А.В. Чудинова, А.В. Гладышева, История,М., 2011
6. Дополнительная литература:
http//www.history,ru/histr.htm
www.hist.msu.
Тема 2.8 Латинская Америка. Проблемы развития во второй половине XX-начале ХХI вв.
Самостоятельная работа № 6
«Интеграция стран Латинской Америки в мировую экономику. Кубинская революция.
Норма времени -1 час
-
Цель: Сформировать представление об интеграции стран Латинской Америки в мировую экономику
2. Пояснение к работе:
Реальные предпосылки интеграции возникли в Латинской Америке после Второй Мировой Войны, когда в результате национально-освободительного движения укрепились позиции государства в экономике (национализация иностранной собственности в первые послевоенные годы). В 1948 г. создана Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки, сплотившая вокруг себя немало выдающихся национальных аналитиков - были разработаны программы индустриализации. К самостоятельности, индустриализации, догоняющему развитию добавились стабилизационно-оборонительные, восстановительные задачи. Если на первых этапах речь шла в основном о расширении рынков сбыта, "облагораживании" производства и структуры экспорта, а также о самодостаточном кредитовании, то в последнее время вопрос об углублении регионального сотрудничества
рассматривается в более широком плане, с позиций обеспечения экономической безопасности. Обобщающая формула модификации, могла бы свестись к тому, что мир становится все более жестким и все менее управляемым, а периферийные страны все более уязвимыми. В условиях обостряющейся глобальной конкуренции, возрождения принципа Гоббса "борьба всех против всех" региональная интеграция, основывающаяся на регулируемом сотрудничестве и приспособлении национальных хозяйств к новым мирохозяйственным отношениям, представляет собой коллективный механизм обеспечения экономической безопасности стран Латинской Америки. Латиноамериканская интеграция — это не просто сумма товарных, инвестиционных и трудовых рынков, а новое качество воспроизводственных механизмов; объективный процесс, часть современной экономической политики выживаемости в обстановке обостряющейся мирохозяйственной конкуренции. Не случайно все вновь избранные главы государств континента в той или иной мере затрагивают вопросы интеграции, совместных действий. Показательно, что во время спада 2002-2003 гг. в ключевой промышленности Венесуэлы - нефтяной, вызванного внутренней нестабильностью, помощь Бразилии, Тринидада и Тобаго и других стран региона предотвратила политический взрыв.
Конечно, существуют пределы стимулирования рыночных отношений с помощью интеграции. Для их расширения необходимы внутренне структурные преобразования, которые позволили бы оптимизировать стратегию развития региона. Однако нарастающая глобализация с суровыми правилами взаимодействия при одновременном сохранении недостаточной конкурентоспособности латиноамериканской экспортной продукции, дают основание полагать, что дальнейшая региональная интеграция, каким бы спадам она ни подвергалась, неизбежна.
Народная, антиимпериалистическая, аграрная революция, победившая 1 января 1959 и переросшая затем в революцию социалистическую. Разорвала цепь империалистического гнёта в Латинской Америке. Привела к созданию первого социалистического государства в Западном полушарии, ознаменовав исторический поворот и открыв новый этап революционного движения в этом районе мира.
Кубинская революция произошла в благоприятной международной обстановке нового соотношения сил на мировой арене, сложившегося в результате ослабления мировой капиталистической системы, роста силы и могущества социалистического лагеря, солидарности и помощи, которую оказали Кубе социалистические страны.
Участие в революции широчайших народных масс, их решимость построить новую жизнь, свободную от нищеты и угнетения, последовательность руководителей Кубинской революции в проведении социально-экономических преобразований обеспечили неуклонное развитие революции по восходящей линии, её быстрый переход от национально-освободительного этапа к этапу социалистической революции. Революционная власть при поддержке народных масс и всесторонней помощи Советского Союза и др. социалистических стран решительно противостояла всем подрывным действиям внутренней контрреволюции, а также политическому, экономическому и военному
давлению США, направленным к тому, чтобы заставить народ Кубы свернуть с избранного пути. Революция, победившая в результате вооружённой борьбы, свершилась. Повстанческой армии, поддержанной народным движением, разрушила военную машину и государственный аппарат тирании Батисты. В первые недели 1959 в стране возникло своего рода двоевластие.
Временное правительство, в котором находились примкнувшие к революции буржуазные деятели ( премьер-министр X. Миро Кардона, президент М. Уррутия Льео и другие ), противилось дальнейшему развитию революции. Фактически власть на местах находилась в руках
Повстанческой армии и её революционных лидеров. В феврале 1959 было создано Революционное правительство во главе с премьер-министром Ф. Кастро, которое стало быстро и последовательно приобретать черты органа революционно - демократической диктатуры.
3. Задание: подготовить доклад по теме (на выбор):
- «Интеграция стран Латинской Америки в мировую
экономику»
- «Кубинская революция»
4. Контроль: доклады заслушиваются на занятии
-
Литература: А.В. Чудинова, А.В. Гладышева, История, М., 2011
6. Дополнительная литература:
http//www.history,ru/histr.htm
www.hist.msu.ru/__
Тема 2.9. Международные отношения во второй половине XX века. От двухполюсной системы к новой политической модели.
Самостоятельная работа № 7
«Новая расстановка политических сил на
международной арене»
Норма времени -1 час
-
Цель: систематизировать знания о новой расстановке политических сил на международной арене во второй половине ХХ века
-
Пояснение к работе:
70-80-е годы были отмечены беспрецедентным ростом промышленных, научно-технических связей западных стран с СССР и другими социалистическими странами. Перспективные программы и соглашения с СССР заключили Франция, Великобритания, Австрия, Италия, Бельгия, Норвегия, Швеция, Греция, ФРГ и ряд других государств. Однако нельзя не отметить, что в конце 70-начале 80-х годов международная обстановка обострилась.
Политический курс США в отношении СССР резко ужесточился с приходом к власти в январе 1981 г. администрации Р.Рейгана. В марте 1983 г. он выступил со стратегической оборонной инициативой (СОИ).
Напряженность достигла кульминации осенью 1983 г. в результате того, что над территорией СССР был сбит южно-корейский авиалайнер с пассажирами на борту.
Рост международной напряженности был связан также с внешнеполитическим курсом США и других западных стран. Сферой жизненно важных интересов США были объявлены почти все регионы планеты. Многие испытали на себе политическое, экономическое, а зачастую и военное давление США. В конце 70-начале 80-х годов объектами вмешательства становились Иран, Ливан, Ливия, Никарагуа, Сальвадор, Гренада и другие страны.
Усилилась напряженность и в связи с вводом ограниченного контингента советских войск в Афганистан.
Перемены, происшедшие в СССР с приходом к власти в 1985 г. новых руководителей, позволили обосновать на государственном уровне основы нового политического мышления и приступить к их практическому осуществлению. Это привело к радикальному обновлению внешней политики СССР. Центральными идеями нового
политического мышления стали: идея приоритета общечеловеческих интересов над классовыми, национальными, социальными; идея взаимозависимости человечества перед угрозой стремительно надвигающихся глобальных проблем; идея свободы выбора общественного устройства; идея демократизации и деидеологизации всей системы международных отношений.
Руководители стран-членов Европейского экономического сообщества уже в 1972 году поставили цель создать валютный союз, определив 1980 год как дату ее достижения. Однако энергетический кризис, резкие колебания цен на нефть в середине 70-х годов сделали этуцель недостижимой. Следующим значительным шагом на пути к валютному союзу было создание в 1979 году Европейской валютной системы (ЕВС). В рамках ЕВС были зафиксированы обменные курсы валют с помощью так называемого Механизма обменных курсов (МОК). Страны, входящие в МОК, обязались удерживать стоимость своих национальных валют в определенных пределах. Изначально для “сильных” валют пределы допускаемых колебаний составляли 2,25% выше или ниже определенного курса, а для песеты, лиры, португальского эскудо и фунта стерлингов - 6%. Когда стоимость одной из них приближалась к этой отметке, центральные банки стран, входящих в ЕС, должны были скупать валюту, оказавшуюся под угрозой, и продавать ту, которая пользовалась в тот момент наибольшим спросом. В этот период был введен и прообраз евро - единая расчетная
валюта, ЭКЮ (ECU - European Currency Unit). Механизм обменных курсов имел весьма яркую историю. Благодаря ЕВС с января 1987 года до середины 1992 года фиксированные в рамках ЕВС паритеты валют ни разу не менялись. Однако крупнейшие валютные спекуляции на мировых рынках в 1992 году заставили покинуть МОК Великобританию и Италию. В июле 1993 года подобные же валютные спекуляции вынудили участников МОК в целях предотвращения полного разрушения этого механизма принять решение об увеличении коридора
колебания курсов до 15%, Основной причиной слабости ЕВС оказались слишком глубокие различия в экономическом положении и политике стран, вошедших в систему. Однако, по общему признанию,