ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 302
Скачиваний: 1
26
При
виде
творческой
руки
:
Творец
,
как
в
первый
день
созданья
,
Твои
творенья
велики
!
М е ф и с т о ф е л ь
Опять
,
о
господи
,
явился
ты
меж
нас
За
справкой
о
земле
, –
что
делается
с
нею
!
Ты
с
благосклонностью
встречал
меня
не
раз
–
И
вот
являюсь
я
меж
челядью
твоею
.
Прости
,
не
мастер
я
по
части
громких
слов
;
Но
если
б
пышный
слог
я
в
ход
пустить
решился
.
Сам
рассмеялся
б
ты
–
ручаться
я
готов
, –
Когда
б
от
смеха
ты
давно
не
отучился
.
Мне
нечего
сказать
о
солнцах
и
мирах
:
Я
вижу
лишь
одни
мученья
человека
.
Смешной
божок
земли
,
всегда
,
во
всех
веках
Чудак
такой
же
он
,
как
был
в
начале
века
!
Ему
немножко
лучше
бы
жилось
,
Когда
б
ему
владеть
не
довелось
Тем
отблеском
божественного
света
,
Что
разумом
зовет
он
:
свойство
это
Он
на
одно
лишь
смог
употребить
–
Чтоб
из
скотов
скотиной
быть
!
Позвольте
мне
–
хоть
этикет
здесь
строгий
–
Сравненьем
речь
украсить
:
он
на
вид
–
Ни
дать
ни
взять
кузнечик
долгоногий
,
Который
по
траве
то
скачет
,
то
взлетит
И
вечно
песенку
старинную
твердит
.
И
пусть
еще
в
траве
сидел
бы
он
уютно
, –
Так
нет
же
,
прямо
в
грязь
он
лезет
поминутно
.
Г о с п о д ь
Ты
кончил
?
С
жалобой
одною
Являешься
ты
вечно
предо
мною
!
Иль
на
земле
добра
совсем
уж
нет
?
М е ф и с т о ф е л ь
Нет
,
что
ни
говори
,
а
плох
наш
белый
свет
!
Бедняга
человек
!
Он
жалок
так
в
страданье
,
Что
мучить
бедняка
и
я
не
в
состоянье
.
27
Г о с п о д ь
Ты
знаешь
Фауста
?
М е ф и с т о ф е л ь
Он
доктор
?
Г о с п о д ь
Он
мой
раб
.
М е ф и с т о ф е л ь
Но
не
такой
,
как
все
;
он
служит
по
-
иному
;
Ни
пить
,
ни
есть
не
хочет
по
-
земному
;
Как
сумасшедший
,
он
рассудком
слаб
,
Что
чувствует
и
сам
среди
сомнений
;
Всегда
в
свои
мечтанья
погружен
,
То
с
неба
лучших
звезд
желает
он
,
То
на
земле
–
всех
высших
наслаждений
,
И
в
нем
ничто
–
ни
близкое
,
ни
даль
–
Не
может
утолить
грызущую
печаль
.
Г о с п о д ь
Пока
еще
умом
во
мраке
он
блуждает
,
Но
истины
лучом
он
будет
озарен
;
Сажая
деревцо
,
садовник
уже
знает
,
Какой
цветок
и
плод
с
него
получит
он
.
М е ф и с т о ф е л ь
Бьюсь
об
заклад
:
он
будет
мой
!
Прошу
я
только
позволенья
, –
Пойдет
немедля
он
за
мной
.
Г о с п о д ь
Пока
живет
он
на
груди
земной
,
Тебе
на
то
не
будет
запрещенья
:
Блуждает
человек
,
пока
в
нем
есть
стремленья
.
28
М е ф и с т о ф е л ь
Благодарю
:
не
надо
мертвых
мне
!
От
трупов
я
держуся
в
стороне
.
Нет
,
дайте
мне
здорового
вполне
:
Таких
я
мертвецам
всегда
предпочитаю
, –
Как
кошка
с
мышью
,
с
ними
я
играю
.
Г о с п о д ь
Тебе
позволено
:
иди
И
завладей
его
душою
И
если
можешь
,
поведи
Путем
превратным
за
собою
, –
И
посрамлен
да
будет
сатана
!
Знай
:
чистая
душа
в
своем
исканье
смутном
Сознаньем
истины
полна
!
М е ф и с т о ф е л ь
Сознаньем
слабым
и
минутным
!
Игра
мне
эта
не
страшна
,
Не
проиграю
я
заклада
;
Но
только
знайте
:
если
мне
Поддастся
он
,
пусть
будет
мой
вполне
:
Триумф
победы
–
вот
моя
награда
!
Пусть
вьется
он
в
пыли
,
как
тетушка
моя
,
Достопочтенная
змея
!
Г о с п о д ь
Тогда
явись
ко
мне
без
колебанья
!
К
таким
,
как
ты
,
вражды
не
ведал
я
...
Хитрец
,
среди
всех
духов
отрицанья
Ты
меньше
всех
был
в
тягость
для
меня
.
Слаб
человек
;
покорствуя
уделу
,
Он
рад
искать
покоя
, –
потому
Дам
беспокойного
я
спутника
ему
:
Как
бес
,
дразня
его
,
пусть
возбуждает
к
делу
!
А
вы
,
сыны
небес
и
рая
, –
Пусть
вечно
радует
вас
красота
святая
,
И
ко
всему
,
что
есть
и
будет
вновь
,
29
Пусть
проникает
вас
священная
любовь
,
И
все
,
что
временно
,
изменчиво
,
туманно
,
Обнимет
ваша
мысль
,
спокойно
-
постоянна
.
Небо
закрывается
.
Архангелы
расходятся
.
М е ф и с т о ф е л ь
(
один
)
Охотно
старика
я
вижу
иногда
,
Хоть
и
держу
язык
;
приятно
убедиться
,
Что
даже
важные
такие
господа
Умеют
вежливо
и
с
чертом
обходиться
!
30
Контрольные
вопросы
по
курсу
1.
Характеристика
общественной
жизни
и
литературы
европейских
стран
в
XVII
в
.
Борьба
направлений
.
2.
Понятие
о
барокко
.
3.
Испанская
литература
XVII
в
.,
основные
направления
и
представи
-
тели
.
Жанры
испанской
драматургии
.
Место
Лопе
де
Вега
в
испанской
ли
-
тературе
.
4.
Черты
Ренессанса
и
барокко
в
комедии
де
Веги
«
Собака
на
сене
».
5.
Творчество
Кальдерона
:
особенности
проблематики
,
метода
и
сти
-
ля
.
Новаторство
.
6.
Черты
барокко
в
драме
Кальдерона
«
Жизнь
есть
сон
».
7.
Комедия
барокко
(
Кальдерон
).
8.
Общая
характеристика
французской
литературы
XVII
в
.
Борьба
на
-
правлений
.
9.
Понятие
о
классицизме
10.
Проблема
общественного
и
личного
в
творчестве
Корнеля
.
Тип
героя
.
Способы
создания
классицистического
образа
.
11.
Место
творчества
Расина
в
драматургии
французского
классициз
-
ма
.
Проблема
личности
в
трагедиях
«
Федра
»
и
«
Андромаха
».
12.
Комедия
классицизма
.
Творчество
Мольера
.
Новаторство
.
Про
-
блематика
.
13.
Тема
лицемерия
в
комедиях
Мольера
«
Тартюф
»
и
«
Мизантроп
».
14.
Образ
Дон
Жуана
в
комедии
Мольера
«
Дон
Жуан
».
15. «
Мещанин
во
дворянстве
»
и
«
Скупой
»
как
образцы
классицисти
-
ческой
комедии
.
16.
Немецкая
литература
XVII
в
.
Гриммельсгаузен
.
17.
Английская
литература
XVII
в
.
Мильтон
.
18.
Понятие
о
Просвещении
.
Основные
идеи
,
проблема
индивида
и
взгляд
на
общество
.
Особенности
литературы
.
19.
Английское
Просвещение
(
особенности
,
периодизация
,
литера
-
турный
процесс
).
20.
Английский
роман
раннего
Просвещения
.
Дефо
и
Свифт
.
21.
Английский
роман
зрелого
Просвещения
.
Филдинг
.
22.
Сентиментализм
в
Англии
.
Новаторство
романистики
Стерна
.
23.
Общая
характеристика
французского
Просвещения
.
Этапы
,
тен
-
денции
.
Энциклопедия
.
24.
Жанр
философской
повести
в
творчестве
Вольтера
.
25.
Общественная
и
литературная
деятельность
Дидро
.
Философские
и
эстетические
взгляды
.
Просветительские
идеи
в
романе
«
Монахиня
».
26.
Французский
сентиментализм
.
Место
Руссо
во
французской
лите
-
ратуре
.
Идеи
и
новаторство
романа
«
Новая
Элоиза
».