Файл: Инструкция по технике безопасности и охране труда для студентов, проходящих практику.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Даже при свободном доступе к фондам, читатель никогда не увидит на полке всех имеющихся в библиотеке книг (выданы читателю, переданы в фонд читального зала, находятся в ремонте и т.п.), полную информацию о составе библиотечного фонда может дать только каталог.
Оптимально организованная система каталогов раскрывает фонд в различных аспектах, и поэтому каталоги не дублируют друг друга, а дополняют и одновременно составляют единое целое.
Библиотечный каталог состоит из карточек, содержащих основные сведения о книгах, журналах и других материалах, представленных в библиотеке. На каждый документ составляется отдельная карточка.
Принципы построения каталогов: научность, доступность, информативность, наглядность
Имеются различные виды каталогов:
-
по назначению - читательский и служебный; -
по содержанию - каталог книг, каталог авторефератов, периодических изданий и т.п.; -
по форме - карточный, печатный (в виде книги), электронный; -
по структуре (способу группировки материала) – алфавитный, систематический и различные другие виды каталогов /предметный/
Каталоги бывают:
-
топографические – библиографическая запись (БЗ) располагается в соответствии с расстановкой документов на полках -
нумерационные – БЗ располагается в порядке присвоенных документам номерам -
хронологические - БЗ располагается по годам издания или первой публикации -
географические - БЗ располагается в соответствии с местом издания документов в алфавитном порядке -
словарные - БЗ располагается в едином алфавитном порядке имен, лиц и наименований организаций, заглавий документов и предметных рубрик -
страноведческие – каталоги, отражают документы, относящиеся по своему содержанию к определенной стране -
краеведческий каталог; каталог местных изданий
Алфавитный каталог
В алфавитном каталоге (АК) описания изданий располагаются в порядке строго алфавита авторов и заглавий, независимо от содержания изданий, произведение художественной литературы может стоять рядом с научным изданием по любой отрасли знания, рядом с альбомом, картографическим изданием и т.п.
АК – является обязательной частью системы каталогов в каждой библиотеке. В школьной библиотеке он одновременно выполняет функции читательского и служебного каталогов.
Алфавитный каталог не раскрывает отраслевое содержание фонда библиотеки. Он может дать ответ на вопросы:
-
есть ли в библиотеке какое-то конкретное издание (например, есть ли книга С. Кинга «Технология»); -
какие издания того или иного автора имеются в библиотеке (например, З.Фрейда); -
какие переиздания данного произведения имеются в фондах.
Т.е. алфавитный каталог указывает наличие в библиотеке определённых изданий, поэтому к нему обращаются только тогда, когда есть точные данные о необходимом издании или авторе.
Иногда алфавитный каталог характеризуют как авторский, потому что только в нём можно найти книги определённого автора, собранные вместе, независимо от их принадлежности к различным областям знания.
Организация АК начинается с составления его паспорта, в котором указывается дата создания АК, его назначение, охват фонда, методика составления БЗ с ссылкой на ГОСТ 7.1-2003, применение добавочных записей, перечисление вспомогательных пособий к АК (картотека заглавий произведений художественной литературы). Пример:
Читательский и служебный АК. Основан 1970 г. Хронологический охват с 1959 г. Объем 40 тыс. карточек. Прирост 500 карточек /в год/. Включает библиографические описания книг. Вспомогательные пособия: картотека заглавий художественной литературы.
Правила расстановки карточек в алфавитном каталоге
Основные правила расстановки карточек.
-
Место карточки в общем алфавите определяется первым по порядку словом описания, независимо от того, фамилия это или заглавие. Предлог считается отдельным словом.
-
В случае совпадения первых слов описания карточки расставляются по алфавиту вторых слов, а если совпадают и вторые слова, - то по третьему и т.д.:
-
Карточки на авторов-однофамильцев расставляются в порядке алфавита их инициалов. Раньше всех ставится карточка с такой фамилией, при которой нет инициалов, затем карточка, на которой обозначена фамилия с одним инициалом, затем с двумя инициалами, после чего фамилии в алфавите раскрытых имён и отчеств.
Очень важно точное написание фамилии автора. Чтобы карточки одного и того же автора не оказались разъединенными в каталоге, следует при составлении БЗ стремиться к разысканию второго инициала (карточка может оказаться не только через десятки или сотни карточек, но даже в другом каталожном ящике)
-
Карточки на авторов с двойными фамилиями ставятся после авторов с одной фамилией.
-
Сокращенная форма (аббревиатура) наименования страны, организации, общества, учреждения и т.п. при расстановке рассматривается в сочетании букв, т.е. не раскрывается и ставится в порядке алфавита букв, сокращенного наименовани.
-
Если заглавие начинается с числительного в виде цифры, то расстановка производится по буквенному прочтению цифры.
-
Карточки на произведения одного и того же автора расставляются в следующем порядке:
Пример: /в порядке убывающей полноты изданий/
-
Добавочные описания типа «о нем», «о ней» расставляются после всех описаний (основных и добавочных), составленных под тем же заголовком, по алфавиту авторов и заглавий основных описаний:
Оформление алфавитного каталога
От оформления каталога зависит эффективность его использования. Если в библиотеке отдельно ведется каталог для учащихся начальных классов – то оформление должно быть красочным, ярким, снабжают пояснительными картинками, графическими значками.
Внешнее оформление:
-
Надпись с наименованием каталога -
Ярлыки с указанием номера ящика -
Этикетки с опознавательной надписью соответствующей содержанию ящика
Для внутреннего оформления алфавитного каталога используют разделители - специальные картонные карточки с выступом. Они чисто формально делят массив карточек для удобства поиска необходимых изданий. В алфавитном каталоге обычно за разделителем располагают от 50 до 100 карточек. На разделителе пишут первые слоги описаний, находящихся за ним карточек. Иногда, при большом количестве одинаковых первых слов, на разделитель выносится первое (и даже второе) слово описания (<вопросы истории>) или фамилия автора, при большом количестве однофамильцев даже с инициалами.
И так для ориентировки в алфавитном ряду применяются разделители: буквенные, слоговые, словесные, именные.
-
буквенные /с небольшим выступом по середине для записи буквы/ -
слоговые /выделяют БЗ начинающиеся с нового слога/ -
словесные /делятся на авторские и заглавий
Словесные разделители, оформляются на разделителях с широким выступом, а буквенные и слоговые на боковых. На авторских разделителях можно поместить основные сведения об авторе, его произведениях, годы жизни, псевдонимы и т.д.
Структура алфавитного каталога.
Алфавитный каталог может состоять из нескольких составных частей. Основной массив карточек представляет условно называемый каталог книг, хотя в нём отражают и брошюры временного хранения, и альбомы, и карты, и ноты, и диссертации, и авторефераты.
Отдельно в алфавитном каталоге выделены аудиокассеты, видеокассеты, электронные издания, имеющиеся в библиотеке.
Электронный каталог.
В электронном каталоге описания изданий располагаются в соответствии с их содержанием по отраслям знания, которые следуют одна за другой в определённой связи и последовательности.
Систематический каталог раскрывает библиотечный фонд по содержанию и отвечает на вопрос «какие книги по определенной теме есть в библиотеке?»
Организация СК начинается с составления паспорта: дата организации, охват фондов, объем /тыс.карточек/, средний прирост /тыс.карточек в год/ название таблиц классификации, которые лежат в его основе, наличие вспомогательных пособий в СК (АПУ). Паспорт выполняет функции основного учетного документа, содержащего количественные данные.
Школьные библиотеки используют для систематизации изданий и составления систематического каталога Таблицы библиотечно-библиографической классификации для детских и школьных библиотек (ББК). Каждая отрасль знания имеет своё цифровое обозначение.
Содержание курса
Учебник технологии 5 класс, Тищенко А.Т., Синицина Н.В, с.240-2017 г.
Теоретические сведения.
Что такое техносфера. Что такое потребительские блага. Производство потребительских благ. Общая характеристика производства.
Проектная деятельность. Что такое творчество.
Что такое технология. Классификация производств и технологий.
Что такое техника. Инструменты, механизмы и технические устройства.
Конструкционные материалы. Текстильные материалы.
Механические свойства конструкционных материалов. Механические, физические и технологические свойства тканей из натуральных волокон.
Технология механической обработки материалов. Графическое отображение формы предмета.
Что такое энергия. Виды энергии. Накопление механической энергии.
Информация. Каналы восприятия информации человеком. Способы материального представления и записи визуальной информации.
Животные и технологии XXI века. Животные и материальные потребности человека. Сельскохозяйственные животные и животноводство. Животные — помощники человека.
Животные на службе безопасности жизни человека. Животные для спорта, охоты, цирка и науки.
Кулинария. Основы рационального питания. Витамины и их значение в питании. Правила санитарии, гигиены и безопасности труда на кухне. Овощи в питании человека. Технологии механической кулинарной обработки овощей. Украшение блюд. Фигурная нарезка овощей.
Технологии тепловой обработки овощей.
Практические работы.
Сбор дополнительной информации о техносфере в Интернете и справочной литературе. Проведение наблюдений. Составление рациональных перечней потребительских благ для современного человека. Экскурсии. Подготовка рефератов.
Самооценка интересов и склонностей к какому-либо виду деятельности.
Сбор дополнительной информации о технологиях в Интернете и справочной литературе. Экскурсия на производство для ознакомления с технологиями конкретного производства. Составление иллюстрированных проектных обзоров техники по от дельным отраслям и видам.
Ознакомление с образцами различного сырья и материалов. Лабораторные исследования свойств различных материалов. Составление коллекций сырья и материалов. Просмотр роликов о производстве материалов, составление отчётов об этапах производства.