Файл: Государственное учреждение дополнительного профессионального образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7
строительной отрасли. Так за истекшие 10 лет отдельные нормативные документы и предъявляемые требования в пожарной безопасности изменились до
3–4 раз. До 2008 года действовала нормативная база, основанная на требованиях
СНиП, НПБ, РД и т.д. В связи с принятием Федерального закон «О техническом регулировании» [1] с 1 мая 2009 года вступил в действия Федеральный закон
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»[2], который полностью пересматривает принятый ранее подход и переводит технические требования в разряд юридических [3]. К указанному Федеральному закону, в его развитие, выпущены своды правил, некоторые из них претерпели изменения и редакции. В настоящее время техническим комитетом по стандартизации ТК 274
«Пожарная безопасность» готовятся следующие изменения в имеющиеся своды правил (СП 1.13130, СП 2.13130, СП 5.13130).
Математическое моделирование в пожарной безопасности является наиболее «молодым» методом. В связи с переходом многих стран мира к гибкому объектно ориентированному регулированию математическое моделирование пожаров становится определяющим звеном при решении различных задач пожарной безопасности. Внедрением в отечественную практику техническое регулирование пожарной безопасности данного метода можно считать введение
ГОСТ 12.1.004-85 [4]. Впервые была предложена методика определения вероятности воздействия опасных факторов пожара на людей.
Основной целью расчетов по математическим моделям тепломассообмена при пожаре является прогнозирование динамики изменения параметров газовой среды помещения (в первую очередь, опасных факторов пожара), прогрева ограждающих конструкций и теплового или иного воздействия пожара на людей и материальные ценности. В настоящее время накоплен большой объем экспериментальной и теоретической информации о закономерностях тепломассообмена при пожаре в помещениях с ограждающими конструкциями в виде параллелепипеда или цилиндра. Однако влияние сложной геометрии помещения на параметры термогазодинамики изучено в недостаточной мере.
Нормативный подход в техническом регулировании в строительстве.
Федеральный закон №184-ФЗ определяет основы единой политики в областях технического регулирования, стандартизации и сертификации. В
соответствии с ним разрабатываются технические регламенты, которые представляют собой обязательные правила в различных отраслях.
Дополнительно для строительной отрасли в 2009 г. был принят Федеральный закон №384-ФЗ. Он устанавливает обязательные требования к безопасности зданий и сооружений и инженерно-технических сетей и охватывает весь цикл строительства – от изысканий и проектирования до сдачи в эксплуатацию и сноса.
В рамках технического регулирования государство создало перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона №384-ФЗ
«Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
(Постановление №815 от 28.05.2021). Нормативные документы (их части), на которые имеются ссылки в национальных стандартах и сводах правил,
применяются на обязательной основе в случае, если они включены в данный перечень
.
Технические регламенты,
документы национальной системы стандартизации, международные стандарты, правила стандартизации, нормы


8
стандартизации и рекомендации по стандартизации, национальные стандарты других государств и информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждения соответствия и о правилах их применения составляют Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов.
Система нормативных документов в строительстве представляет собой совокупность взаимосвязанных документов,
принимаемых компетентными органами исполнительной власти и
управления строительством для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и интересов потребителей,
общества и государства.
В систему нормативных документов в строительстве входят:
Технические регламенты - Федеральные документы, устанавливающие обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования, обязательные для органов управления и надзора,
организаций и объединений, осуществляющих разработку и применение нормативных документов в проектировании и строительстве;
Строительные нормы и правила (СНиП) - Федеральный нормативный документ в области строительства, содержащий основные организационно- методические требования, направленные на обеспечение необходимого уровня качества проектной и строительной продукции, общие требования к инженерным изысканиям,
строительным конструкциям,
системам инженерного оборудования, а также к надежности зданий и сооружений и их систем.
Территориальные строительные нормы (ТСН) обязательные для данной территории строительные нормы и правила, принятые органом власти субъекта РФ;
Своды правил (СП) – нормативные документы, регламентирующие правила и процедуры осуществления различных видов строительной деятельности;
Государственные стандарты (ГОСТ) – документы, разработанные в целях добровольного установления унифицированных требований к продукции.
Развитие систем регулирования (включая техническое) в строительстве представляет собой одно из основных направлений деятельности по обеспечению безопасности в строительном комплексе. При этом техническое регулирование
– это основной инструмент не только обеспечения безопасности объектов капитального строительства на всех этапах их жизненного цикла, но и комфортного и безопасного развития территории поселений, а также регулятор технологического развития всей строительной сферы.
Техническое регулирование оказывает решающее влияние на динамику развития сферы строительства в целом посредством регулирования требований к продукции в части возможности применения передовых технологических решений, современных строительных материалов, конструкций и подходов к организации строительства.
Система нормативных документов Российской Федерации в строительстве создается в
соответствии с
новыми экономическими условиями,
законодательством и структурой управления на базе действующих в России строительных норм, правил и государственных стандартов в этой области.


9
Главная направленность вновь разрабатываемых нормативных документов
Системы - защита прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции,
общества и
государства при развитии самостоятельности и инициативы предприятий, организаций и специалистов.
Одним из основных средств решения этой задачи является переход к новым методическим принципам, которые находят все большее распространение в практике международной стандартизации. В отличие от традиционно сложившегося, так называемого описательного или предписывающего подхода,
когда в нормативных документах приводят подробное описание конструкции,
методов расчета, применяемых материалов и т.д., вновь создаваемые строительные нормы и стандарты должны содержать, в первую очередь,
эксплуатационные характеристики строительных изделий и сооружений,
основанные на требованиях потребителя.
Разрабатываемые в соответствии с настоящими строительными нормами и правилами нормативные документы должны не предписывать, как проектировать и строить, а устанавливать требования к строительной продукции, которые должны быть удовлетворены, или цели, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства. Способы достижения поставленных целей в виде объемно- планировочных, конструктивных или технологических решений должны носить рекомендательный характер.
Исходя из общих целей стандартизации, система должна способствовать решению стоящих перед строительством задач с тем, чтобы обеспечить:
соответствие строительной продукции своему назначению и создание благоприятных условий жизнедеятельности населения;
безопасность строительной продукции для жизни и здоровья людей в процессе ее производства и эксплуатации;
защиту строительной продукции и людей от неблагоприятных воздействий с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
надежность и качество строительных конструкций и оснований, систем инженерного оборудования, зданий и сооружений;
выполнение экологических требований, рациональное использование природных, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;
взаимопонимание при осуществлении всех видов строительной деятельности и устранение технических барьеров в международном сотрудничестве.

10
Рис.1 Схема системы нормативных документов в строительстве.
Систему нормативных документов в строительстве формирует Госстрой
России как федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку и осуществление государственной технической политики в строительстве, в соответствии со структурой.
Структура нормативных документов в строительстве в России.
Федеральное законодательство
Конституция РФ, Кодексы РФ, Федеральные законы
Разъяснительные документы министерств и ведомств РФ, органов региональной и муниципальной власти
Рис. 2 Структура нормативно-правового регулирования градостроительной деятельности в РФ
Федеральные подзаконные акты
Постановления, распоряжения правительства
РФ распоряжения приказы министерств и ведомств РФ Нормативно-технические документы РФ
Нормативно правовые акты субъектов РФ
Нормативно-технические документы субъектов РФ
Нормативно-правовые акты муниципальных образований


11
Организационно-методические нормативные документы:
Стандартизация, нормирование, сертификация
Цели,задачи,объекты, методология и организация работ по стандартизации,
нормированию, оценке и подтверждению соответствия в строительстве.
Инженерные изыскания для строительства и проектирование
Состав, общие требования и порядок проведения инженерных изысканий для строительства, предпроектных и проектных работ. Порядок согласования,
экспертизы и утверждения проектов. Виды, содержание и оформление градостроительной и проектно-сметной документации.
Разъяснительные документы различного уровня занимают существенное место в структуре постоянно изменяющегося законодательства, по необходимости заполняя пробелы и разрешая ряд противоречий НПА. Однако, в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации,
утвержденными ППРФ № 1009, эти разъяснения не являются нормативными правовыми актами, поскольку не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Значительное количество действующих нормативных правовых актов требуют профильной систематизации и структурирования. Применительно к градостроительной деятельности, можно выделить следующий, минимальный,
«пакет» НПА, необходимых при любом виде и на любом этапе этой деятельности.
Основополагающим является Градостроительный кодекс, устанавливающий общие принципы и правила градостроительного регулирования, включая все этапы и аспекты градостроительных отношений. Земельный кодекс 136-ФЗ
устанавливает общие принципы и правила землеустройства, и неразрывно связан с основными положениями о градостроительной и проектной подготовке ГрК.
131-ФЗ устанавливает основные понятия, дифференцирующие поселениия, их части и / или объединения, а также и межселенные территории в целях регулирования вопросов местного самоуправления, совместно с ГрК обеспечивает участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, регулирует правила благоустройства территорий. 184-ФЗ и 52-ФЗ,
вместе с ППРФ № 1521 и приказами Росстандарта №№ 831, 1317, определяют правила нормативного регулирования в РФ, рассматриваемые в Разд. 4 УП. 315-
ФЗ вместе с ГрК и приказом МРР № 624 содержат правила саморегулирования при выполнении инженерных изысканий,
архитектурно-строительного проектирования и строительства (разд. 5.1. УП). ППРФ №№ 145, 87
конкретизируют требования ГрК к подготовке и экспертизе проектной документации (Разд. 3 УП).
Развитие нормативных требований пожарной безопасности в
строительстве.
В части 1 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации [5]
сказано, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения


12
капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
Архитектурно-строительное проектирование, в том числе проектирование систем и средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений,
регулируется:
- Федеральным законом N 184-ФЗ "О техническом регулировании" [2];
- Градостроительным кодексом Российской Федерации N 190-ФЗ [5];
- Федеральным законом N 148-ФЗ "О внесении изменений в
Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" [6];
- Федеральным законом N 240-ФЗ "О внесении изменений в
Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" [7];
- Федеральным законом N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" [8];
- Федеральным законом N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" [9];
- Федеральным законом N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" [11];
- Федеральным законом
N
315-ФЗ

саморегулируемых организациях" [12];
- Федеральным законом N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково" [13]
- и другими нормативными правовыми актами, документами в области стандартизации (национальными стандартами и сводами правил, а также частями таких стандартов и сводов правил).
технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента
Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской
Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и
устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа,
наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);
стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции,
правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований
(испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии,
символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения свод правил - документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая