Файл: Выбор оптимальной системы налогообложения для малых предприятий на примере ип мартьянов Константин Николаевич г. Кудымкара.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства;

– ритуальные услуги и т. д.

Книга учета доходов для ИП на патенте— это налоговый регистр, который обязан вести каждый индивидуальный предприниматель, применяющий ПСН.

Налог уплачивается:

– если патент получен на срок до 6 месяцев – в размере полной суммы налога в срок не позднее 25 календарных дней после начала действия патента;

– если патент получен на срок от 6 месяцев до 1 года: в размере 1/3 суммы налога в срок не позднее 25 календарных дней после начала действия патента; в размере 2/3 суммы налога в срок не позднее 30 календарных дней до дня окончания налогового периода [12].

В случае получения патента ИП на срок менее 12 месяцев налог рассчитывается путем деления размера потенциально возможного к получению ИП годового дохода на 12 месяцев и умножения полученного результата на количество месяцев срока, на который выдан патент.

Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения, в налоговые органы не представляется.

Согласно пункту 6 статьи 346.13 Кодекса налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.

Пунктом 1 статьи 346.43 Кодекса установлено, что ПСН применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Пунктом 2 статьи 346.44 Кодекса предусмотрено, что переход на ПСН или возврат к иным режимам налогообложения ИП осуществляется добровольно в порядке, установленном главой 26.5 Кодекса [47].

Кодекс не содержит запрета на совмещение налогоплательщиками УСН и ПСН.

Таким образом, при применении УСН ИП вправе в течение календарного года перейти по отдельному виду деятельности на ПСН, оставаясь при этом на УСН.

Одновременно с этим при применении УСН и осуществлении только одного вида деятельности в одном субъекте Российской Федерации и/или одном муниципальном образовании ИП также вправе в течение календарного года перейти по данному виду деятельности на ПСН, оставаясь при этом и на УСН.


При этом у ИП, перешедшего на ПСН и сохранившего статус налогоплательщика, применяющего УСН, остается обязанность по представлению соответствующих налоговых деклараций по УСН по окончании каждого налогового периода, в том числе нулевых налоговых деклараций по УСН в случае отсутствия доходов, подлежащих налогообложению по УСН.

1.2 Понятие налоговой нагрузки и налогового бремени

На сегодняшний день большое значение имеет понятие «налоговая нагрузка». Анализируя экономическую литературу, в которой рассматривается тема налогообложения можно встретить, освещение таких вопросов как - природа и сущность налогового бремени, степень его воздействия на субъект, но при этом не только не рассматривается содержание понятий (налоговое бремя, налоговая нагрузка), но и не дают четко сформулированные определения, которые удовлетворили бы всех экономистов-теоретиков. Иная ситуация обстоит с остальными понятиями, толкование которых встречается даже в статьях налогового кодекса РФ.

Налоговая нагрузка - это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.

Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:

для государства в целом или по его регионам;

по отраслям хозяйства страны или регионов;

по группе сходных предприятий;

по отдельным хозяйствующим субъектам;

на конкретного человека.

В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться, например:

выручка (с НДС или без него);

доходы;

источник уплаты налога (прибыль или затраты);

вновь созданная стоимость;

ожидаемый доход или планируемая прибыль.

Исчисление тяжести налогообложения проводилось всегда и в том числе в разных странах. В течение всего девятнадцатого века в экономической литературе рассматривались вопросы о тяжести обложения налогами Англии и Ирландии. Шмелев К.Ф совместно с коллегами-экономистами использовали это понятие в период подготовки налоговых реформ, при выяснении финансовой готовности стран к войне. Можно встретить множество мнений по поводу зависимости налоговой нагрузки и налогового бремени от хозяйственных, финансовых, налоговых рисков и влияния их на состояние и развитие налоговых баз разных налогов [25].



В Большом толковом словаре, «бремя» трактуется как «вес, большая ноша, тяжелый долг, невзгоды». Таким образом, термин «налоговое бремя» указывает на достаточно большие расходы налогоплательщиков. Согласившись с мнением В.А. Орловой о том, что использование данного понятия не передает в полной мере важнейшие функции налогов, а именно фискальную, контрольную, регулирующую и социальную функции.

В Большом толковом словаре русского языка слово «нагрузка» объясняется как «совокупность сил, действующих на любой объект». Таким образом, в нашем случае трактовка именно словом нагрузка будет более точной.

Для конкретизации значения «налоговая нагрузка» обратимся к таблице1.
Таблица 1 – Подходы к определению «налоговой нагрузки» с точки зрения ее сопоставления с другими терминами

Подход

Авторы

Определение

Термин «налоговая нагрузка», «налоговое бремя», «налоговый гнет», «налоговый пресс» - синонимы

Ф.В. Юстин,

М.П. Бифельд [11]

Величина той доли свободного дохода, которая может быть обращена на удовлетворение государственных потребностей без ущерба для народного хозяйства.

С.П. Колчин, С.Г. Пепеляев [35]

Объем налоговых изъятий.

К.Ф. Шмелев [18]

Бремя, которое государство непосредственно возлагает на население. А именно, общая сумма платежей или расходов, которые население несет через непосредственную уплату принудительных налогов и сборов.




А.В. Левкин

Налоговое бремя рассматривается как часть произведенного обществом продукта, который перераспределяется посредством звеньев бюджетного







механизма (мобилизация денежных средств в бюджеты; расходование

бюджетных средств путем их предоставления юридическим и

физическим лицам; межбюджетное

распределение и перераспределение финансовых ресурсов), а налоговая нагрузка – как экономический показатель налогового бремени организации.


Продолжение таблицы 1

Термин «налоговое бремя» шире, чем термин «налоговая нагрузка»

А.Б. Паскачев, Ф.К. Садыгов, Р.С. Саакян, Л.М. Архипцев.

Налоговое бремя – это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов региона, с учетом собираемости налогов и сборов, макроэкономических показателей региона, средних налоговых издержек, а налоговая нагрузка – максимально возможная сумма мобилизации финансовых ресурсов региона, которые через систему налогообложения и в

соответствии с действующим законодательством должны поступить в соответствующие бюджеты.

Отношение общей массы налогов и сборов, уплачиваемых организацией фискальным органам, к показателям ее деятельности при этой налоговой нагрузке.

«Налоговая нагрузка – самостоятельная экономическая категория.

В.Г. Пансков. [37]

Не включает налоги и сборы, уплачиваемые населением.


Исследование налоговой нагрузки на микроуровне посвящено достаточное количество работ различных экономистов, которые предлагают отличные друг от друга определения налоговой нагрузки. В Таблице 1 приведено сравнение подходов к определению понятия налоговая нагрузка и его принципиального отличия от схожих, как казалось на первый взгляд, терминов.

Большое количество мнений относительно сравнения понятия со схожими терминами, исходит из сложности трактовки самого понятия «налоговая нагрузка». И в этом вопросе ученые-экономисты придерживаются разного мнения.

Первая часть экономистов, в том числе и Пансков В.Г., утверждают, что налоговую нагрузку предприятия - доля доходов отдельного субъекта, взимаемая в бюджет в виде суммы налоговых платежей. Количественная составляющая налоговой нагрузки сводится к усредненному и недостаточно внятному показателю. Данный взгляд породил развитие дискуссии по данному вопросу что привело к появлению, достаточно логичной и внятной позиции по определению налоговой нагрузки.

Вторая часть экономистов определяет налоговую нагрузку как некоторую характеристику, которая влияет на налогообложение организации или какого-либо хозяйствующего, субъекта в комплексе. При этом количественно налоговую нагрузку измеряют несколькими показателями, в отличии от предыдущей группы ученых. Е.В. Чипуренко интерпретирует понятие налоговой нагрузки как «обобщенную количественную и качественную характеристику влияния обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации на финансовое положение предприятий-налогоплательщиков». На мой взгляд, эта позиция является более четкой и актуальной, если опираться на методику расчета Федеральной налоговой службы и руководствоваться программой выездных налоговых проверок. Если принимать это определение, то следует сравнивать его с остальными и на этой почве, утверждать, что оно наиболее полное.


Третья часть экономистов рассматривают нагрузку как часть общей финансовой нагрузки организации. А.Н. Цыгичко: «налоговая нагрузка - часть совокупной финансовой нагрузки, ограничивающей ресурсы расширения и модернизации предприятий». По его мнению, налоговую нагрузку нужно рассматривать в связке с иными факторами финансового давления - ставкой по кредитам, инфляцией и так далее. Исключая обязательные платежи в виде налогов и сборов, на организации, на законодательном уровне, лежит обязанность по уплате страховых взносов и иных обязательных платежей в негосударственные структуры. Относительно данного мнения можно сделать вывод что оно, так же, как и второе, имеет достаточно обширное и внятное понятие, основным преимуществом которого является четко выраженная связь иными факторами финансового давления, но к сожалению данное мнение не учитывается в стандартной методике подсчета, альтернативные методы расчета, которые будут рассматриваться ниже пытаются учесть мнение этой группы авторов, но к сожалению, в процессе рассмотрения их методик возникают некоторые сложности.

Оставшаяся часть экономистов рассматривает налоговую нагрузку как инструмент налогового менеджмента, анализа или налогового планирования в организации. О.С. Салькова утверждает: «налоговая нагрузка – инструмента контроля и планирования большинства параметров финансово-хозяйственной деятельности». Не согласиться с данным мнением очень сложно, ведь по своему свойству налоговая нагрузка предназначена для информирования управляющего звена организации о финансовой деятельности предприятия. Налоговая нагрузка рассматривает лишь частный случай, налоговой части среди всей финансовой деятельности, но как показатель, позволяющий делать оценку и дальнейший прогнозы и налоговые планы компании [23].

Проанализировав существующие подходы к определению налоговой нагрузки на микроуровне, считается, что налоговая нагрузка предприятия - это величина, характеризующая влияние регулярных обязательных платежей налогового характера, взимаемых в пользу государства, на финансовое положение предприятия и определяемая с помощью отдельных показателей или их совокупности.

На законодательном уровне налоговая нагрузка упоминается в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@. В этом документе используется понятие «совокупная налоговая нагрузка». Расчет совокупной налоговой нагрузки за календарный год:
СНН = А / Б, (1)