Файл: Курсовая работа дисциплина Управление занятостью населения Тема Влияние качества жизни на воспроизводство населения и рабочей силы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 233

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В УрФО максимальный рост показателя был зафиксирован на уровне 15,1% в 2014 и 2016 гг., а в 2017 году началось заметное снижение величины общего коэффициента рождаемости, что послужило предвестником нарастания неблагоприятной тенденции демографической динамики в 2017году, когда вновь смертность превысила рождаемость, как в Свердловской области, так и по России в целом.

Таблица 6 – Общие коэффициенты смертности (число умерших на 1000 человек населения)7

 

2012

2013

2014

2015

2016

2017

РФ

14,2

13,5

13,3

13,0

13,1

13,0

УрФО

13,0

12,7

12,6

12,3

12,4

12,5

Свердловская область

14,3

14,1

14,0

13,7

14,0

14,1


В вышедшем Пресс-выпуске Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской и Курганской области, указывалось, что численность населения Свердловской области за 2017 г. сократилась на 665 человек и на 1 января 2018 г. составила 4329341 человек.


Основной причиной сокращения численности населения Свердловской области стала естественная убыль населения (991 человек). Миграционный прирост населения (326 человек) частично восполнил потери численности населения области (на 32,9%).

Характеризуя качество населения нельзя не отметить то, что важными, пусть и косвенными его признаками, являются материальные аспекты жизни населения – уровень дохода, занятость, обеспечивающая возможность получения дохода, жилищные условия, доля населения, имеющего очень низкие доходы, ниже прожиточного минимума.

Для проводимого анализа уделим внимание таким индикаторам, как доля населения, имеющего доход ниже прожиточного минимума и обеспеченность жилыми помещениями населения.

Что касается первого показателя, то изменения, произошедшие за 2016-2017 гг. свидетельствуют о формировании неблагополучной тенденции развития, т.к. доля населения с доходом ниже прожиточного минимума в 2017 году пусть незначительно, но все же увеличилась по сравнению с 2016 годом с 13,3% до 13,5%, что в абсолютных числах выглядит, как увеличение на 300 тысяч человек – с 19,5 млн. до 19,8 млн. человек [16,с.255].

Несколько обнадеживает положительная динамика показателя общей площади жилых помещений в среднем на одного человека. За период с 2012 по 2017 год увеличение произошло почти на 10%, как в Свердловской области, так и в целом по России (табл. 7).

Таблица 7 – Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя (на конец года; квадратных метров)8

 

2012

2013

2014

2015

2016

2017

РФ

22,6

23,0

23,4

23,4

23,7

24,4

УрФО

22,3

22,6

22,9

23,2

23,7

24,2

Свердловская область

23,1

23,4

23,7

24,0

24,4

24,9



Сегодня в Российской Федерации действуют следующие федеральные государственные программы, которые нацелены на улучшение жизнедеятельности и благосостояния населения страны: «Развитие здравоохранения», «Доступная среда» на 2011-2020 года», «Содействие занятости населения», «Развитие образования» на 2013-2020 годы», «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», «Социальная поддержка граждан», «Развитие пенсионной системы на 2017-2020 годы» и др.

Но не только на государственном уровне, но и на региональном, на первый план вышли вопросы социальной политики, в том числе и в Свердловской области.

Согласно имеющимся данным в 2014-2017 гг. одним из приоритетных направлений была социальная сфера, а именно развитие здравоохранения и образования, а также социальное поддержка и социальное обслуживание. Они в наибольшей степени финансировались за счет всех источников, что составило 112,1 млрд. рублей или 56,3% от общего объема средств в 2016 году. Причем основная нагрузка приходится на областной бюджет – 102,5 млрд. рублей (91,43%), хотя также имеется финансирование из федерального бюджета (8,1 млрд. рублей, 7,23%), местных бюджетов (1 млрд. рублей, 0,89%) и внебюджетных источников (0,5 млрд. рублей, 0,45%).




Рисунок 2 – Структура источников финансирования социальной сферы в 2016 г.9
В 2017 г. наиболее финансируемыми направлениями за счет всех источников стали также развитие здравоохранения и образования, социальная поддержка и социальное обслуживание, всего 114,5 млрд. рублей. Из них на областной бюджет приходится 104,5 млрд. рублей (91,7%), федеральный бюджет – 8,4 млрд. рублей (7,35%), местные бюджеты – 0,4 млрд. рублей (0,36%), внебюджетные источники – 0,7 млрд. рублей (0,59%).

Как можно отметить, приоритеты в сравнении с 2014-2016 гг. не изменились, а также можно заметить схожее процентное соотношение по источникам, это говорит о том, что в 2017 году финансирование происходит в тех же пропорциях, как и в 2016 году.



Рисунок 3 – Структура источников финансирования социальной сферы в 2017 г.10
Органы социальной защиты населения Свердловской области организуют и проводят весь комплекс мероприятий социальной поддержки отдельных категорий населения.

Одним из источников доходов населения остаются меры социальной поддержки населения, предоставляемые в денежной форме. Это сокращает число жителей области с доходами ниже величины прожиточного минимума.

На территории региона производится выплата 134 социальных пособий и компенсаций. В 2017 году было осуществлено порядка 2,3 млн. социальных выплат.

Качество жизни в регионах России ежегодно оценивается рейтинговым агентством РИА Рейтинг. Методика расчета рейтинга регионов РФ по качеству жизни включает в себя анализ 72 различных показателей, объединенных в 11 групп [8]. Одна из групп показателей качества жизни, согласно данной методике, основана на оценке уровня развития малого предпринимательства в регионах.


Результаты регионов по качеству жизни в 2017 году показывают, что Свердловская область покинула первую десятку рейтинга и занимает 12 место (в 2015 году – 10, 2014 – 9 место). Позиции, которые занимает Свердловская область по отдельным показателям развития сектора малого предпринимательства, представлены в табл. 8.

Таблица 8 – Позиции Свердловской области в рейтинге регионов по качеству жизни по группе показателей «Уровень развития малого бизнеса» (2016-2017 гг.)11

Показатель уровня развития малого предпринимательства

Год

Позиция Свердловской области в рейтинге

Регион-лидер по данному показателю

Позиция региона– лидера в рейтинге

Оборот малых и микро предприятий и ИП в расчете на одного жителя

2017

4

г. Москва

1

2016

4

г. Москва

1

Суммарный оборот малых и микро предприятий и ИП

2017

4

г. Москва

1

2016

3

г. Москва

1

Объем инвестиций в основной капитал малых и микро предприятий и ИП в расчете на одного жителя

2017

75

Тамбовская область

32

2016

52

Пензенская область

23

Объем инвестиций в основной капитал малых и микро предприятий и ИП

2017

18

г. Москва

1

2016

20

Краснодарский край

5

Доля занятых в малом бизнесе и индивидуальном предпринимательстве в общей численности экономически активного населения

2017

11

Костромская область

54

2016

4

Калининградская область

16