Файл: Курсовая работа дисциплина Управление занятостью населения Тема Влияние качества жизни на воспроизводство населения и рабочей силы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 232

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Свердловская область занимает довольно высокие позиции по уровню оборота субъектов малого предпринимательства, причем как по суммарному обороту, так и в расчете на одного жителя, что, безусловно, должно сказываться на общем уровне качества жизни населения. Позиция по доле занятых в секторе малого бизнеса в общей численности экономически активного населения также достаточно высока, однако, значительно ниже уровня 2016 года (снижение с 4 места на 11).

В Свердловской области фиксируется относительно высокий уровень объема вложений в МП (18 место, рост на 2 позиции с 2016 года). Однако объем инвестиций в основной капитал в расчете на одного жителя в области низок – 75 место, причем по данному показателю область за год потеряла сразу 23 позиции, что в перспективе может оказать влияние и на другие показатели и ухудшить положение области в целом, в частности, самым прямым образом сказаться на качестве жизни населения.

Следует также сказать, что в Свердловской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства наблюдаются такие проблемы, как неравномерность развития МСП (более 70% субъектов МСП сосредоточено в наиболее крупных городах, таких, как Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск, а также недостаточная дифференциация сектора МСП (в основном это отрасли торговли и бытового обслуживания).

Вышеперечисленные обстоятельства в совокупности с важной ролью сектора МСП в развитии экономики регионов [9] обуславливают необходимость и значимость государственной поддержки МСП в Свердловской области, как одного из направлений повышения уровня качества жизни населения.

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства может быть определена как стимулирование развития МСП путем создания благоприятных экономических и правовых условий для предпринимательской деятельности [19]. Выделяют различные виды государственной поддержки МСП, такие, как:

  • законодательная: разработка нормативно-правовых актов, которые регламентируют различные аспекты деятельности МСП;

  • финансовая и имущественная: предоставление грантов и субсидий, льготное кредитование, и т.д.;

  • информационно-методологическая: обучение начинающих и действующих предпринимателей, создание информационных систем;

  • экономическая: государственные и муниципальные заказы [4].


В России существует трехуровневая система поддержки малого и среднего предпринимательства, которая предусматривает разделение функций между государственными, региональными и местными органами власти [15]. В общем виде структура института поддержки малого и среднего предпринимательства включает нормативно-правовую базу, государственный аппарат, инфраструктуру поддержки МСП и программы поддержки МСП [5]. При этом роль составных элементов системы поддержки МСП на различных уровнях власти существенно различается.

На федеральном уровне ключевую роль играет нормативно-правовая база как стержень позиции государства по отношению к малому и среднему предпринимательству.

Поддержка МСП в Свердловской области находится в числе приоритетов политики, проводимой органами власти. Так, Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы в качестве одного из направлений выделяет развитие малого и среднего предпринимательства.

Цель данного направления развития обозначена как «повышение эффективности системы поддержки малого и среднего предпринимательства в реальном секторе экономики, формирование малых и средних предприятий, играющих значимую роль на российском и в перспективе мировом рынках» [6].

Основным институтом, реализующим политику по развитию сферы МСП в Свердловской области, является Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства. Поддержка МСП осуществляется им по различным направлениям: финансовая поддержка (гранты и субсидии, помощь в привлечении заемных средств – поручительства, микрозаймы, льготные кредиты); формирование территориальной инфраструктуры; подготовка и переподготовка предпринимателей и граждан, планирующих открыть свое дело (программы обучения, консультации, практические семинары) [5].

Основные показатели, характеризующие динамику объемов оказываемой областным фондом поддержки, представлены в таблице 9.

Таблица 9 – Динамика развития системы поддержки МСП в Свердловской области12



Показатель

2014

2015

2016

2017

Количество муниципальных фондов

41

36

37

40

Количество бизнес-инкубаторов

10

8

9

9

Количество получателей финансовой поддержки (субъектов МСП)

2054

795

744

922

Сумма, направленная на финансовую поддержку (тыс. Рублей)

1724954

1074592

1259628

1809755

Количество получателей нефинансовой поддержки (субъектов МСП)

8957

5827

8134

6309

Количество созданных получателями поддержки рабочих мест

1839

4049

2112

2293

Сумма налогов, уплаченных получателями поддержки в бюджеты (тыс. Рублей)

1911410

1005199

909287

1745252

Количество человек, прошедших обучение

10105

3932

2565

2770

Проконсультировано субъектов МСП

3105

3260

3126

27088 услуг

3142

13405 услуг



Из представленных данных видно, что в 2015 году наблюдается значительное снижение большинства показателей, что может быть связано с неблагоприятными внешнеэкономическими условиями. Следует также отметить, что в настоящее время политика предоставления финансовой поддержки связана с использованием преимущественно возвратных механизмов – кредитов, займов, поручительств. При этом приоритеты поддержки можно проследить на рисунке 4.




Рисунок 4 – Распределение получателей финансовой поддержки в 2017 году по сферам деятельности, %13
Можно заметить, что финансовая поддержка оказывается в основном организациям тех сфер, в которых осуществляет деятельность большинство субъектов МСП – это торговля и услуги (наиболее востребованы ими такие инструменты, как поручительства, льготные кредиты и микрозаймы). При этом, делая упор на развитии реального сектора экономики области, достаточно большой объем финансовой поддержки предоставляется производственным предприятиям (в основном, это субсидии на модернизацию оборудования и гранты начинающим предпринимателям).

Свердловская область сохраняет уверенные позиции по группе «Уровень экономического развития» по показателям: «Абсолютный объем производства товаров и услуг», «Абсолютный объем инвестиций в основной капитал», «Доля собственных доходов в общем объеме доходов консолидированных бюджетов».

Стабильные позиции сохраняются по показателю «Отношение денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг». Стоит отметить, что среднемесячный денежный доход на 1 жителя Свердловской области в 2017 году по оценочным данным составил 34957 рублей в месяц и превысил среднероссийское значение на 11% (на 3482 рубля).

Также следует отметить показатель «Количество ДТП с пострадавшими на 100000 единиц автомобильного транспорта», входящий в группу рейтинга «Безопасность проживания», по данному показателю Свердловская область уже второй год занимает 2 место в рейтинге. С 2013 года количество ДТП в Свердловской области сократилось почти на 40%.

Таким образом, проведенный анализ основных факторов, определяющих качество жизни и индикаторов, отражающих качество населения, дает основания констатировать, что требуются дальнейшие более углубленные исследования для выявления фундаментальных причин формирования неблагоприятных тенденций социально-демографического развития Свердловской области и России в целом с последующей выработкой комплекса мер тактического и стратегического характера по устранению причин такого положения и созданию условий для поступательного развития экономики, социальной, политической сферы, необходимых и взаимосвязанных с изменением качества населения.