Файл: Курсовая работа дисциплина Управление занятостью населения Тема Влияние качества жизни на воспроизводство населения и рабочей силы.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 232
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Свердловская область занимает довольно высокие позиции по уровню оборота субъектов малого предпринимательства, причем как по суммарному обороту, так и в расчете на одного жителя, что, безусловно, должно сказываться на общем уровне качества жизни населения. Позиция по доле занятых в секторе малого бизнеса в общей численности экономически активного населения также достаточно высока, однако, значительно ниже уровня 2016 года (снижение с 4 места на 11).
В Свердловской области фиксируется относительно высокий уровень объема вложений в МП (18 место, рост на 2 позиции с 2016 года). Однако объем инвестиций в основной капитал в расчете на одного жителя в области низок – 75 место, причем по данному показателю область за год потеряла сразу 23 позиции, что в перспективе может оказать влияние и на другие показатели и ухудшить положение области в целом, в частности, самым прямым образом сказаться на качестве жизни населения.
Следует также сказать, что в Свердловской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства наблюдаются такие проблемы, как неравномерность развития МСП (более 70% субъектов МСП сосредоточено в наиболее крупных городах, таких, как Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск, а также недостаточная дифференциация сектора МСП (в основном это отрасли торговли и бытового обслуживания).
Вышеперечисленные обстоятельства в совокупности с важной ролью сектора МСП в развитии экономики регионов [9] обуславливают необходимость и значимость государственной поддержки МСП в Свердловской области, как одного из направлений повышения уровня качества жизни населения.
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства может быть определена как стимулирование развития МСП путем создания благоприятных экономических и правовых условий для предпринимательской деятельности [19]. Выделяют различные виды государственной поддержки МСП, такие, как:
-
законодательная: разработка нормативно-правовых актов, которые регламентируют различные аспекты деятельности МСП; -
финансовая и имущественная: предоставление грантов и субсидий, льготное кредитование, и т.д.; -
информационно-методологическая: обучение начинающих и действующих предпринимателей, создание информационных систем; -
экономическая: государственные и муниципальные заказы [4].
В России существует трехуровневая система поддержки малого и среднего предпринимательства, которая предусматривает разделение функций между государственными, региональными и местными органами власти [15]. В общем виде структура института поддержки малого и среднего предпринимательства включает нормативно-правовую базу, государственный аппарат, инфраструктуру поддержки МСП и программы поддержки МСП [5]. При этом роль составных элементов системы поддержки МСП на различных уровнях власти существенно различается.
На федеральном уровне ключевую роль играет нормативно-правовая база как стержень позиции государства по отношению к малому и среднему предпринимательству.
Поддержка МСП в Свердловской области находится в числе приоритетов политики, проводимой органами власти. Так, Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы в качестве одного из направлений выделяет развитие малого и среднего предпринимательства.
Цель данного направления развития обозначена как «повышение эффективности системы поддержки малого и среднего предпринимательства в реальном секторе экономики, формирование малых и средних предприятий, играющих значимую роль на российском и в перспективе мировом рынках» [6].
Основным институтом, реализующим политику по развитию сферы МСП в Свердловской области, является Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства. Поддержка МСП осуществляется им по различным направлениям: финансовая поддержка (гранты и субсидии, помощь в привлечении заемных средств – поручительства, микрозаймы, льготные кредиты); формирование территориальной инфраструктуры; подготовка и переподготовка предпринимателей и граждан, планирующих открыть свое дело (программы обучения, консультации, практические семинары) [5].
Основные показатели, характеризующие динамику объемов оказываемой областным фондом поддержки, представлены в таблице 9.
Таблица 9 – Динамика развития системы поддержки МСП в Свердловской области12
Показатель | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
Количество муниципальных фондов | 41 | 36 | 37 | 40 |
Количество бизнес-инкубаторов | 10 | 8 | 9 | 9 |
Количество получателей финансовой поддержки (субъектов МСП) | 2054 | 795 | 744 | 922 |
Сумма, направленная на финансовую поддержку (тыс. Рублей) | 1724954 | 1074592 | 1259628 | 1809755 |
Количество получателей нефинансовой поддержки (субъектов МСП) | 8957 | 5827 | 8134 | 6309 |
Количество созданных получателями поддержки рабочих мест | 1839 | 4049 | 2112 | 2293 |
Сумма налогов, уплаченных получателями поддержки в бюджеты (тыс. Рублей) | 1911410 | 1005199 | 909287 | 1745252 |
Количество человек, прошедших обучение | 10105 | 3932 | 2565 | 2770 |
Проконсультировано субъектов МСП | 3105 | 3260 | 3126 27088 услуг | 3142 13405 услуг |
Из представленных данных видно, что в 2015 году наблюдается значительное снижение большинства показателей, что может быть связано с неблагоприятными внешнеэкономическими условиями. Следует также отметить, что в настоящее время политика предоставления финансовой поддержки связана с использованием преимущественно возвратных механизмов – кредитов, займов, поручительств. При этом приоритеты поддержки можно проследить на рисунке 4.
Рисунок 4 – Распределение получателей финансовой поддержки в 2017 году по сферам деятельности, %13
Можно заметить, что финансовая поддержка оказывается в основном организациям тех сфер, в которых осуществляет деятельность большинство субъектов МСП – это торговля и услуги (наиболее востребованы ими такие инструменты, как поручительства, льготные кредиты и микрозаймы). При этом, делая упор на развитии реального сектора экономики области, достаточно большой объем финансовой поддержки предоставляется производственным предприятиям (в основном, это субсидии на модернизацию оборудования и гранты начинающим предпринимателям).
Свердловская область сохраняет уверенные позиции по группе «Уровень экономического развития» по показателям: «Абсолютный объем производства товаров и услуг», «Абсолютный объем инвестиций в основной капитал», «Доля собственных доходов в общем объеме доходов консолидированных бюджетов».
Стабильные позиции сохраняются по показателю «Отношение денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг». Стоит отметить, что среднемесячный денежный доход на 1 жителя Свердловской области в 2017 году по оценочным данным составил 34957 рублей в месяц и превысил среднероссийское значение на 11% (на 3482 рубля).
Также следует отметить показатель «Количество ДТП с пострадавшими на 100000 единиц автомобильного транспорта», входящий в группу рейтинга «Безопасность проживания», по данному показателю Свердловская область уже второй год занимает 2 место в рейтинге. С 2013 года количество ДТП в Свердловской области сократилось почти на 40%.
Таким образом, проведенный анализ основных факторов, определяющих качество жизни и индикаторов, отражающих качество населения, дает основания констатировать, что требуются дальнейшие более углубленные исследования для выявления фундаментальных причин формирования неблагоприятных тенденций социально-демографического развития Свердловской области и России в целом с последующей выработкой комплекса мер тактического и стратегического характера по устранению причин такого положения и созданию условий для поступательного развития экономики, социальной, политической сферы, необходимых и взаимосвязанных с изменением качества населения.