ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5165
Скачиваний: 7
Рис.12.5.
Схема построения комплексного критерия достижения цели
Рис.12.6.
Схема, иллюстрирующая построение частных критериев на основе
декомпозиции исходной цели и оценки целей нижнего уровня
Каждый элемент структуры деятельности, так же как и вся
деятельность, реализуемая активным элементом, может рассматриваться с
двух сторон: со стороны ее объективного содержания и со стороны ее
субъективной формы. Так, со стороны субъективной, т. е. формы
представленной субъекту или субъективной формы отражения, цель
выступает как некоторый идеальный образ, мысленное представление,
предвиденный результат деятельности, обеспечивающий реализацию тех
или иных потребностей.
1
2
3
1
2
3
1
3
2
3
1
2
3
1
3
1
1
1
1
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
В качестве объективного содержания цели всегда выступает
некоторый процесс, предмет, явление окружающего мира. Здесь также
очень важен момент соотнесения цели со средствами, позволяющими ее
достичь, без этого цель является не более чем абстрактным стремлением,
неопределенным идеалом, к которому можно стремиться, но не
реализовать. Тем самым цель через субъективное отражение субъекта
обязательно отражает определенные аспекты внешнего мира.
В первом приближении в основу анализа поведения активных
элементов может быть положена качественная схема. В соответствии с ней
поведение активного элемента определяется стремлением к реализации
своих целей, которые, в свою очередь, определяются потребностями
элемента и окружающей его внешней средой. Схема эта, конечно,
достаточно простая, во многом не отражающая всю действительную
сложность реального поведения человека (например, того, что сами эти
внутренние потребности формируются и трансформируются в процессе
деятельности человека [45]). Однако с позиции современного уровня и
методов активных организационных систем она может служить в качестве
вполне удовлетворительного приближения процесса целеполагания
активного элемента. Детализация, систематизация и классификация
компонент этой схемы позволяет продвинуться дальше в понимании
процесса целеполагания, выделить характерные моменты такого процесса
для определенных классов систем.
В воздействиях внешней среды на процесс целеполагания могут
быть выделены два аспекта. Во-первых, это воздействия, оказываемые на
активный элемент социально-экономической средой, в которую он
«погружен». Во-вторых, это все основные «физические» воздействия
окружающей среды.
При рассмотрении конкретных организационных систем из всех
воздействий
социально-экономической
среды
можно
выделить
воздействия, формируемые внутри конкретной рассматриваемой системы
и вне ее. Когда говорят об управлении в организационных системах
людьми и коллективами, то как раз и имеют в виду эти типы воздействий,
которые в таком контексте выступают как управляющие воздействия,
формируемые внутри рассматриваемой системы.
Другой
возможный
вариант
классификации
социально-
экономических воздействий на активный элемент основан на выделении, с
одной стороны, директивного, прямого воздействия, реализуемого через
предписываемые цели, нормы и ограничения, а с другой - опосредованного
воздействия, реализуемого через стимулирование и мотивацию активных
элементов [84]. Методы опосредованного воздействия классифицируются
обычно на основе классификации внутренних факторов–потребностей
(мотивов, интересов и т. д.). Эти методы обеспечивают следование прямым
воздействиям (нормам, ограничениям, требованиям, эталонам поведения и
т. д.).
Прямое воздействие показывает активному элементу сферу
должного, допустимого, ожидаемого от него поведения, в то время как
методы опосредованного воздействия через систему оценки деятельности,
материального и морального стимулирования направляют активный
элемент следованию прямым воздействиям. Классификация внешних
воздействий, оказываемых на активный элемент социально-экономической
средой, в определенном смысле относительна. Реально прямое и
опосредованное воздействие тесно переплетены друг с другом: для
активного элемента они могут выступать одновременно как условия,
средства и цели его деятельности, а также как объекты его интересов и
потребностей.
В зависимости от рассматриваемой сферы деятельности (аспекта
деятельности) определяется содержание составляющих элементов
процесса целеполагания и деятельность активного элемента может
определяться более детально.
Контрольные вопросы
1.
Дайте определение термину «развитие».
2.
Какие аспекты включает в себя социально-экономическое развитие?
3.
Назовите факторы развития городов разных типов.
4.
Назовите этапы цикла стратегического управления.
5.
Охарактеризуйте алгоритм выработки социальной политики
6.
Перечислите традиционные показатели, оценивающие уровень
производства и потребления благ.
7.
Какие критерии и соответствующие им показатели социально-
экономического развития можно рассматривать на уровне региона?
8.
Что
такое
стратегическое
управление
в
муниципальном
менеджменте?
9.
В чем сущность программно-целевого подхода в управлении
муниципальным развитием?
10.Какие этапы включает в себя процесс формирования целевой
программы?