ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5169
Скачиваний: 7
с предприятия, а целью предприятия является сокращение расходов. При
составлении программы реформирования в рамках анализа целей на
соответствие положению о единонаправленности, цели предприятия и
региона могут быть согласованы следующим образом:
Регион инициирует процесс реформирования предприятия, беря при
этом на себя часть финансовой нагрузки, переводя отношения между
налогоплательщиком и бюджетом в рамки отношений между инвестором и
получателем средств.
Администрация
региона
согласует
налоговые
платежи
с
возможностями предприятия при условиях соблюдения предприятием
определенных правил, в том числе соблюдение правил по улучшению
социальной и экономической обстановки в городе, где работает
предприятие.
Предприятие обеспечивает рост объемов платежей налогов и возврат
старых долгов по мере улучшения своего экономического положения.
Как уже отмечалось, описание целей организационной системы
следует отнести к одним из наиболее важных и трудных вопросов.
Важность правильной постановки цели объясняется тем обстоятельством,
что недостаточно точное определение и формулировка цели
организационной системы приводит к существенным затруднениям при
выборе эффективных средств ее реализации и даже делает
проблематичной саму необходимость реализации цели Сложность
выделения описания целей в организационных системах состоит в том, что
эти процедуры не поддаются полной формализации. В современном виде
развитие методологии анализа целей направлено на исследование целого
ряда взаимосвязанных проблем. Так, ведется изучение закономерностей
целеобразования в организационных системах, его свойств, характеристик
и т. д., разрабатываются методы и процедуры (как правило, с элементами
эвристики) описания и анализа целей.
Цели различаются по уровням иерархии. Цели нижележащего уровня
выступают в качестве средств достижения целей следующего, более
высокого уровня. Следовательно, при формировании комплекса целей
организационной системы может осуществляться их декомпозиция. В
организационных
системах
существует
состязательность
и
взаимодополняемость целей.
Важен временный аспект целей, при этом используется
«траекторная» и «точечная» их формулировка. При описании
стратегических долгосрочных целей высшего уровня используется
«траекторная» формулировка, так как эти цели задают лишь спектр
возможных траекторий, продвижение по которым понимается как
реализация данной цели. Они задаются в качественном виде,
определяющем общее направление развития. Их конкретизация по
времени и количественным характеристикам их достижения может
осуществляться с помощью «точечной» формулировки, на основе
использования целевых нормативов.
Формирование
целей
организационной
системы
должно
основываться на использовании всей накопленной как объективной, так и
субъективной информации. Объективная информация об организации
существует в виде директивных документов, определяющих ее цели и
критерии (в содержательном или даже в количественном виде, в виде
целевых нормативов, планов, управляющих параметров, норм и т. д.) и
задающих
способы,
обеспечивающие
реализацию
этих
целей.
Субъективная информация определяется индивидуальным и коллективным
знанием, опытом и интуицией руководства организации, приобретенных в
результате наблюдения и участия в процессе функционирования системы.
Она проявляется в виде различных систем предпочтения названных лиц,
служб и организаций на практике. Указанные предпочтения обычно не
полностью систематизированы, разрознены. Однозначно установить их
априори часто не представляется возможным. Кроме того, предпочтения
неизбежно изменяются во времени, в процессе получения информации и
демонстрируют определенную устойчивость лишь в среднем.
Формирование целей организации - своеобразный адаптивный
механизм. В результате повторения процесса их формирования,
наблюдения за результатами функционирования системы уменьшается
целый
ряд
неопределенностей,
устанавливается
более
ясное,
согласованное их понимание. Необходимость адаптивной подстройки
процесса формирования целей и критериев системы управления
обусловливается еще и тем, что в процессе функционирования
организации могут меняться внешние условия, в существенной мере
оказывающие влияние на их формирование [74].
Современная методология выделения, описания и анализа целей
основывается на использовании методов декомпозиции (расчленения),
включающих элементы эвристики, использующих дедуктивные и
индуктивные способы человеческого мышления и реализуемых с участием
экспертов. Успешное применение как метод декомпозиции целей получил
метод «дерева целей». В его основе лежит эвристическая процедура
логической декомпозиции задачи, цели на отдельные составляющие
элементы и представление результатов декомпозиции в форме некоторого
графа. Использование метода построения «дерева целей» производится в
соединении с экспертными процедурами. В перспективе место ряда
экспертных вероятностей и оценок могут занять разнообразные
математические
модели
и
оценки,
полученные
на
основе
формализованных методов анализа.
Построение «дерева целей» идет сверху - вниз, от общих целей к
частным путем их дезагрегирования, декомпозиции и редукции. Так,
достижение главной цели обеспечивается за счет реализации целей
первого уровня. В свою очередь, каждая из этих целей может быть
декомпозирована на цели следующего, более низкого уровня. В основе
декомпозиции могут лежать разные принципы - по областям деятельности,
а внутри областей по подобластям, по элементам организационной
структуры, по пространственной структуре системы и т. д. Выявление,
систематизация этих принципов, определение условий их применения -
важная задача системного анализа организационных систем.
Одним из основных принципов построения «дерева целей» является
полнота редукции: каждая цель данного уровня должна быть представлена
в виде подцелей следующего уровня таким образом, чтобы их
совокупность полностью определяла понятие исходной цели. Исключение
хотя бы одной подцели лишает полноты или меняет само понятие
исходной цели.
Представление главной цели в виде «дерева целей» может оказаться
неполным, так как могут быть потеряны свойства, присущие ей. Проблема
полноты в этом случае решается за счет квалификации эксперта
(формирующего полное описание) и использования более сложных
структур, например, превращением «дерева целей» в граф более общего
вида.
Достижение основной цели обеспечивается реализацией целей
следующих, более нижних уровней. В основу первого шага декомпозиции
целей положен принцип декомпозиции на цели текущие и цели развития.
Затем их декомпозиция проводится по областям и подобластям
деятельности региональных управляющих органов. Глубина декомпозиции
задается условием достижения такой декомпозиции целей, которая бы
позволяла связывать реализацию нижних вершин «дерева целей» с
отдельными предприятиями региона.
Построение «дерева целей» не только обеспечивает увязку и
согласование целей в качественном отношении, но и позволяет провести
некоторую оценку их относительной важности и значимости.
Такая оценка может быть выражена в их ранжировании. В этом
случае каждой цели приписывается порядковый номер, показывающий ее
относительную важность для достижения соответствующей цели более
высокого уровня. Другим способом является их нормирование по
значимости.
Поскольку многие цели по своей природе не поддаются
формализации (и, следовательно, их не удается точно измерить), другие же
цели - измеримы, но их величины несопоставимы одна с другой, то, чтобы
осуществить общее ранжирование всего «дерева целей», используются
условные показатели и оценки.
Ранжирование и нормирование целей часто осуществляется на
основе экспертных оценок. При этом на основе индивидуальных оценок
выводят общую усредненную оценку.
12.10.Оценка достижения целей
В определенном смысле механизмы управления в организационных
системах можно классифицировать как механизмы управления,
основанные на использовании качественной и количественной
информации. И хотя с позиции такой классификации не всегда удается
провести четкую границу, содержательное ее построение понятно.
Механизмы первого типа в значительной мере связаны с неформальной
деятельностью людей в процессе управления и направлены в
существенной степени на реализацию качественных, содержательных, не
поддающихся количественному выражению целей. Наличие таких
механизмов принципиально обусловлено присутствием в контуре
управления человека, его способностью к неформальному принятию
решений. Механизмы второго типа ориентированы в большей степени на
реализацию целей, поддающихся заданию с помощью количественных
критериев и реализуются через механизмы управления, функционирующие
на основе использования количественной информации.
Для анализа и построения механизмов второго типа требуется, в
частности, наличие методов количественной оценки достижения целей в