Файл: Муниципальное управление (Половинкин).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 5137

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Функции 

Ав

стри

я 

Б

ель

ги

я 

В

ели

кобри

тан

ия

 

Герм

ан

ия

 

Да

ни

я 

Ита

ли

я 

Португали

я 

Фра

нц

ия

 

Шве

йц

ари

я 

Шве

ци

я 

Турц

ия

 

Парки 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Театры и концертные залы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музеи, галереи и библиотеки 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спортивные и досуговые 
учреждения 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аэропорты  

 

 

 

 

 

Порты  

 

 

 

 

 

 

Земледелие, рыболовство, 
охота, лесное хозяйство 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Туризм  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Благотворительность 

 

 

 

Суд  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Финансирование местных 
органов власти 

 

 

 

 

 

 

 

 
Примечание. 

Символ  +  означает,  что  функция  отсутствует,  в 

остальных случаях функция относится ведению местного органа власти. 

 

5.2. Структура территориальной организации местного 

самоуправления 

Федеральный закон 2003г. №131-ФЗ предусматривает кардинальное 

изменение 

принципов 

территориальной 

организации 

местного 

самоуправления.  Все  муниципальные  образования  (за  исключением 

городов федерального значения) разделяются в правовом отношении на 3 

типа:  поселение(городское  или  сельское),  муниципальный  район, 

городской  округ.  При  этом  важно  различать  понятие  «поселение»  как 

самоуправляемая  территория  и  понятие  «населенный  пункт».  Поселение 

может  состоять  как  из  одного,  так  и  из  нескольких  населенных  пунктов. 

Кроме  того,  вводиться  новое  понятие  –  «межселенная  территория». 

Система  муниципальных  образований  на  территории  субъекта  РФ 

представлена на рис

Ошибка! Неизвестный аргумент ключа.

. 


background image

Каждый  тип  муниципального  образования,  согласно  Федеральному 

закон  2003  г.,  наделяется  своим  перечнем  вопросов  местного  значения. 

При  этом  городской  округ  решает  вопросы  местного  значения  как 

поселения, так и муниципального района. В свете принятой типологизации 

муниципальных  образований  Федеральный  закон  2003  г.  не  дает 

содержательного  определения  термина  «муниципальное  образование»  и 

указывает,  что  муниципальное  образование  –  это  городское  или  сельское 

поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская 

территория города федерального значения. 

В  результате  проведенной  реформы  территориальной  организации 

местного  самоуправления  в  России  с  1  января  2006  г.  функционирует 

около  24,4  тыс.  муниципальных  образований,  что  более  чем  вдвое 

превышает их количество в 2005 г.  

В соответствии с Федеральным законом 2003 г. внесены изменения в 

Бюджет Налоговый кодексы РФ. Предусмотрен переход с трехзвенной на 

четырехзвенную  бюджетную  систему  РФ,  с  тем  чтобы  и  поселения  и 

муниципальные  районы,  имели  собственные,  закрепленные  за  ними 

источники  доходов.  За  городским  округом  закрепляются  совокупные 

источники доходов поселения и муниципального района. 


background image

 

Рис. 0.1.

 Система муниципальных образований на территории субъекта РФ. 

 

 

Система муниципальных 

образований 

Городской  округ  –  городское  поселение,  которое  не  входит  в 
состав  муниципального  района 

и  органы  МСУ  которого 

осуществляют 

полномочия 

по 

решению 

установленных 

федеральным  законом  вопросов  местного  значения  поселения  и 
вопросов  местного  значения  муниципального  района,  а  также 
могут  осуществлять  отдельные  государственные  полномочия, 
передаваемые органам МСУ федеральными законами и законами 
субъектов Российской Федерации

 

Внутригородская  территория  города  федерального  значения 
– часть территории города федерального значения,

 в границах 

которого  местное  самоуправление  осуществляется  населением 
непосредственно  и  (или)  через  выборные  или  иные  органы 
местного самоуправления 

Муниципальный район – несколько поселений или поселений 
и межселенных территорий,

 объединенных общей территорией, 

в  границах  которой  МСУ  осуществляется  в  целях  решения 
вопросов  местного  значения  межпоселенческого  характера 
населением  непосредственно  и  (или)  через  выборные  и  иные 
органы местного самоуправления 

Городское 
поселение  –  город 
или 

поселок, 

в 

которых 

МСУ 

осуществляется 
населением 
непосредственно 

и 

(или) 

через 

выборные  и  иные 
органы МСУ 

 

Сельское  поселение 
– 

один 

или 

несколько 
объединенных 

общейтерриторией 
сельских  населенных 
пунктов,  в  которых 
МСУ  осуществляется 
населением 
непосредственно 

и 

(или)  через  выборные 
и иные органы МСУ 

Межселенная 
территория 

территория, 
находящаяся  вне 
границ 
поселений 


background image

Контрольные вопросы 

 

1.

 

Перечислите признаки муниципального образования. 

2.

 

Какие выделяют принципы  территориальной организации местного 

самоуправления? 

3.

 

Проанализируйте  функции  местных  органов  власти  в  некоторых 

странах Европы. 

4.

 

Какие  результаты    проведения      реформы    территориальной  

организации  местного самоуправления в России  1 января 2006 г? 

5.

 

На чем основан принцип эффективности самоорганизации? 

6.

 

Какой  ФЗ  предусматривает  кардинальное  изменение  принципов 

территориальной организации местного самоуправления? 

7.

 

Что такое «городской округ»? 

8.

 

На  какие  3  типа  делятся  все  муниципальные  образования  (за 

исключением  городов  федерального  значения)  разделяются  в 

правовом отношении? 

9.

 

Для  чего  в  соответствии  с  Федеральным  законом  2003  года 

предусмотрен  переход  с  трехзвенной  на  четырехзвенную 

бюджетную систему РФ? 

10. Как 

Федеральным  законом  2003  года  определен  термин 

«муниципальное образование»? 

 

 


background image

Глава 6. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления 

«Не имеет смысла нанимать толковых людей, а затем 

указывать, что им делать. Мы нанимаем толковых 

людей, чтобы они говорили, что делать нам.» 

 

Стив Джобс

 

6.1. Основные определения и принципы 

 

Применительно к органам публичной власти 

предметы ведения

 – это 

тот  круг  вопросов,  решение  которых  закреплено  за  данным  уровнем 

власти. Органы власти каждого уровня осуществляют по закрепленным за 

ним предметам ведения соответствующие виды деятельности – функции. 

Полномочия

 – это права, которыми наделен каждый уровень власти и 

управления  для  выполнения  возложенных  на  него  функций.  Но 

одновременно  это  и  обязанность  выполнять  данные  функции.  Таким 

образом,  полномочия  –  это  права,  совмещенные  с  обязанностями.  Под 

компетенцией понимается сочетание предметов ведения и полномочий. 

Принципы  разграничения  предметов  ведения  и  полномочий  между 

уровнями  власти  определены  в  Конституции  РФ,  разграничивающей 

предметы ведения РФ, предметы совместного ведения РФ и ее субъектов в 

предметы  ведения  субъектов  РФ.  Предметы  ведения  и  полномочия 

местного самоуправления устанавливаются федеральным законом и могут 

конкретизироваться  законами  субъектов  РФ  (рис. 

Ошибка!  Неизвестный 

аргумент ключа.

). 

Принципиально  важен  вопрос  об  эффективности  разграничения 

предметов ведения и полномочий между  уровнями  власти. Эффективным 

может  быть  признано  такое  разграничение,  при  котором  за  каждым 

уровнем закреплены те предметы ведения, которые данный уровень может 

решать наилучшим образом. 

Этот  принцип  называют 

субсидиарностью. 

Согласно  этому 

принципу,  все  вопросы,  которые  могут  быть  решены  на  нижнем, 

максимально  приближенным  к  населению  уровня  управления,  должны 


Смотрите также файлы