ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5140
Скачиваний: 7
быть закреплены, а этим уровнем. На верхний уровень управления
передаются только те вопросы, которые не могут эффективно решаться па
нижнем. Верхний уровень несет субсидиарную ответственность за
деятельность нижнего и его представители обязаны вмешиваться, когда
неудовлетворительная деятельность нижнего уровня может создать угрозу
для благополучия населения.
Рис. 0.1.
Органы местного самоуправления в системе органов государственной
власти.
Для определения предметов ведения местного самоуправления в
российском законодательстве используется термин «
вопросы местного
значения
» К ним принято относить такие вопросы:
1)
которые могут самостоятельно решаться населением или органами
местного
самоуправления,
не
требуя
вмешательства
органов
государственной власти;
Н А Р О Д
В Л А С Т Ь
Органы
государственной
власти субъектов
Российской
Федерации
Федеральные
органы
государственной
власти
Органы
местного
самоуправления
Предметы
ведения
местного
самоуправлен
ия (вопросы
местного
значения)
Отдельные
государстве
нные
полномочия
Предметы
ведения
субъектов
Российской
Федерации
Предметы
ведения
Российской
Федерации
Предметы
совместног
о ведения
Российской
Федерации
и субъектов
Российской
Федерации
2)
последствия решения, которых не выходят за пределы территории
данного муниципального образования, т. е. не оказывают неблагоприятных
воздействий на соседние территории.
Основными предметами ведения местного самоуправления во всем
мире являются благоустройство местной территории (в широком смысле,
как устройство па благо людей), ее социально-экономическое развитие и
организация предоставления населению различных услуг па местном
уровне (муниципальных услуг).
В Европейской Хартии местного самоуправления провозглашены
следующие принципы установления компетенции и органов местного
самоуправления.
1.
Основные
полномочия
органов
местного
самоуправления
устанавливаются конституцией или законом. Однако это положение не
исключает предоставления органам местного самоуправления в
соответствии с законом отдельных конкретных полномочий.
2.
Органы местного самоуправления в пределах, установленных
законном, обладают полной свободой действий для осуществления
собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их
компетенции и не отнесен к компетенции и другого органа власти.
3.
Осуществление государственных полномочий, как правило, должно
преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к
гражданам. Предоставление каких-либо из этих полномочий иному органу
власти должно производиться с учетом объема и природы поставленной
задачи, а также требований эффективности в экономии.
4.
Предоставляемые органам местного самоуправления полномочия
должны быть, как правило, полными и исключительными. Они могут быть
оспорены или ограничены иным органом власти, центральным или
региональным, только в пределах, установленных законом.
5.
При делегировании полномочий центральными или региональными
органа ми местные органы самоуправления должны, насколько это
возможно, обладать свободой приспосабливать их осуществление к
местным условиям.
В силу специфики некоторых государств и местных традиций
перечень предметов ведения юн полномочий местного самоуправления в
отдельных странах существенно различается.
6.2. Вопросы местного значения и полномочия местного
самоуправления
Вопросы
местного
значения,
отнесенные
российским
законодательством к предметам ведения местного самоуправления, можно
разбить на две большие группы: вопросы, связанные с исполнением
властных, регулирующих и контролирующих функций, и вопросы
хозяйственного плана, связанные с жизнеобеспечением поселений и
оказанием муниципальных услуг населению.
К вопросам первой группы можно отнести, например, такие, как
формирование,
утверждение
и
исполнение
местного
бюджета,
установление местных налогов и сборов, владение, пользование и
распоряжение муниципальным имуществом, экологический контроль и др.
Вопросы второй группы, связанные с оказанием муниципальных
услуг населению, в свою очередь, можно разбить на две группы. Для одной
группы
вопросов
закон
употребляет
термины
«организация»,
«содержание», «обеспечение», что предполагает полную ответственность
органов местного самоуправления за решение проблем, связанных с этими
терминами, и частичное или полное финансирование из средств местных
бюджетов. К таким вопросам относятся, например, организация электро-,
тепло-, газо- и водоснабжения населения, содержание и строительство
местных дорог, обеспечение первичных мер пожарной безопасности,
организация оказания скорой медицинской помощи, организация
библиотечного обслуживания населения и др. Для другой группы вопросов
в законе используются термины «создание условий» и «участие», что
предполагает
осуществление
соответствующих
функций
иными
субъектами
деятельности,
отсутствие
обязательного
бюджетного
финансирования и возложение на органы местного самоуправления лишь
части ответственности за решение этих вопросов. К их числу относятся
создание условий для обеспечения населения услугами общественного
питания, торговли и бытового обслуживания, для организации досуга и
обеспечения жителей услугами организаций культуры, для массового
отдыха, для развития массовой физической культуры и спорта и др.
В Федеральном законе 2003 г. предметы ведения и полномочия
органов местного самоуправления установлены исходя из следующих
отправных положений.
Вопросы местного значения, являющиеся предмета ведения местного
самоуправления, разделены по типам муниципальных образований на
вопросы местного значения поселения, муниципального района в
городского округа.
Так, например, к
вопросам местного значенияпоселения
(в его
границах) относятся:
Формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и
контроль за исполнение данного бюджета
Создание условий для массового отдыха жителей и организация
обустройства мест отдыха населения
Установление, изменение и отмена местных налогов и сборов
поселения
Оказание содействия в установлении согласно закону опеки и
попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения
Владения,
пользование
и
распоряжение
имуществом,
находящимся в муниципальной собственности поселения
Формирование архивных фондов поселения
Организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения,
водоотведения, снабжения населения топливом
Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора
Содержание и строительство автодорог общего пользования,
мостов и иных транспортных сооружений (за исключением объектов
федерального и регионального значения)
Организация благоустройства и озеленения
территории,
использования и охраны городских лесов
Обеспечение малоимущих граждан – жителей поселения жильем
согласно законодательству, организация строительства и содержания
муниципального жилья, создание условий для жилищного строительства
Утверждение
генеральных
планов
поселения,
правил
землепользования и застройки, утверждение документации по планировки
территории, выдача разрешений на строительство и на ввод объектов в
эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного
проектирования, резервирование и изъятие земельных участков для
муниципальных нужд, контроль за использованием земель поселения
Организация транспортного обслуживания населения
Организация освещения улиц и установка указателей с
названиями улиц и номерами домов
Участие в предупреждении и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций в поселении
Организация ритуальных услуг и содержание кладбищ
Обеспечение первичных мер пожарной безопасности
Организация и осуществление мероприятий по гражданской
обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера
Создание условий для обеспечения жителей услугами связи,
общественного питания, торговли и бытового обслуживания
Создание, содержание и организация деятельности аварийно-
спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований в
поселении
Организация библиотечного обслуживания