ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5133
Скачиваний: 7
Первая модель
Глава муниципального
образования
Население
избирает
избирает
Представительный
орган
возглавляет
избирает из
своего
состава
Местная
Администрац
ия
Председатель
Представительн
ого
органа
Население
избирает
избирает
Представительный
орган
Глава
муниципального
образования
назначает
Глава
Местной
Администрации
(по контракту
на
Конкурсной
основе)
Вторая модель
В
О
З
Г
Л
А
В
Л
Я
Е
Т
Населе-
ние
избирает Представи
-
тельный
орган
Избирает
Из своего
состава
Глава
Муниципальн
ого
образования
Возглавляет
назначает
Глава
Местной
Администрации
(по контракту
на
Конкурсной
основе)
Третья модель
т
Рис. 4.3.
Модели построения муниципальной власти в РФ
Прежде
всего,
наличие
в
муниципальном
образовании
представительного органа, главы муниципального образования и местной
администрации стало обязательным, тогда как по Федеральному закону
1995 г. обязательным было только наличие представительного органа (рис.
Рис. 0.1.
Местное самоуправление в Российской Федерации
В Федеральном законе 2003 г. существенно изменен статус главы
муниципального образования. В соответствии с уставом муниципального
образования его глава:
избирается на муниципальных выборах либо представительным
органом муниципального образования из своего состава;
в случае избрания на муниципальных выборах входит в состав
представительного органа муниципального образования с правом
Местное самоуправление в
Российской Федерации
Структура органов
МСУ
Функции органов МСУ
Представительный
орган
Глава муниципального
образования
Местная
администрация
Обеспечение участия
населения в
решенииместных дел
Управление муниципа-
льной собственностью
Обеспечение развития
территории
Охрана общественного
порядка на территории
Защита интересов и прав
местного
самоуправления
Обеспечение потребностей
населения в услугах
Полномочия
Собственные
Отдельные
государственные
Добровольные
Основы деятельности
Территориальная
Организационная
Экономическая
решающего голоса и является его председателем либо возглавляет
местную администрацию;
в случае избрания представительным органом муниципального
образования
является
председателем
представительного
органа
муниципального образования;
не может быть одновременно председателем представительного
органа муниципального образования и главой местной администрации (за
исключением поселений с численностью жителей менее 1 тыс.).
Реализация этих положений позволяет использовать следующие
модели построения муниципальной власти.
Первый вариант
. Глава муниципального образования избирается
населением
и
возглавляет
местную
администрацию.
Работу
представительного органа организует избираемый из числа депутатов
председатель.
Второй вариант.
Глава муниципального образования избирается
населением
и
возглавляет
представительный
орган
местного
самоуправления. Руководство местной администрацией возлагается на
управляющего, нанимаемого по контракту на конкурсной основе.
Третий вариант.
Глава муниципального образования избирается из
состава представительного органа местного самоуправления, а местную
администрацию возглавляет управляющий, нанимаемый по контракту на
конкурсной основе.
В условиях двухуровневой системы муниципальных образований в
Федеральном законе 2003 г. введены варианты формирования
представительного органа муниципального района. Этот орган может:
состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального
района, и из депутатов представительных органов соответствующих
поселений, избираемых ими из своего состава в соответствии с равной
(независимо
от
численности
населения
поселений)
нормой
представительства;
избираться на муниципальных выборах, причем число депутатов,
избираемых от одного поселения, не может превышать 2/5 от
установленной численности представительного органа муниципального
района.
4.5. Представительный орган муниципального образования
Количественный состав представительного органа определяется
уставом муниципального образования и зависит, как правило, от числа
жителей. Федеральным законом 2003 г. установлен нижний предел
численности депутатов представительного органа, исходя из численности
населения муниципального образования:
7 – при числе жителей менее 1 тыс.;
10 – при числе жителей от 1 до 10 тыс.;
15 – при числе жителей от 10 до 30 тыс.;
20 – при числе жителей от 30 до 100 тыс.;
25 – при числе жителей от 100 до 500 тыс.;
35 – при числе жителей свыше 500 тыс.
Численность депутатов в муниципальном районе не может быть
менее 15. Верхние пределы численности депутатов закон не ограничивает.
Депутаты представительного органа избираются населением на
муниципальных выборах. Для муниципального района закон допускает две
схемы, упомянутые выше.
В исключительной компетенции
представительного органа местного
самоуправления находятся:
принятие устава муниципального образования, внесение в него
изменений и дополнений;
утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в
соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
принятие планов и программ развития муниципального
образования, утверждение отчетов об их исполнении;
определение порядка управления и распоряжения имуществом,
находящимся в муниципальной собственности;
определение
порядка
принятия
решений
о
создании,
реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений,
а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий
и учреждений;
определение порядка участия муниципального образования в
организациях межмуниципального сотрудничества;
определение
порядка
материально-технического
и
организационного
обеспечения
деятельности
органов
местного
самоуправления;
контроль за исполнением органами местного самоуправления и
должностными лицами местного самоуправления полномочий ню
решению вопросов местного значения.
Депутаты представительного органа муниципального образования
осуществляю свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На
постоянной основе могут работать не более 10% депутатов, а в малых
муниципальных образованиях – 1 депутат.
Организацию деятельности представительного органа в соответствии
с уставом муниципального образования осуществляет его глава или
избираемый из числа депутатов председатель.
Разнообразие вопросов, решаемых представительным органом,
вызвало необходимость создания в его составе структурных единиц –
комитетов и комиссий по определенным направлениям деятельности.
Структурные подразделения готовят проекты решений представительного
органа, им может также передаваться право самостоятельного решения
определенного круга вопросов. В некоторых крупных городах в составе
представительных органов сформировались также депутатские группы
(фракции) по территориальному или партийному признаку. Расходы юта