ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5159
Скачиваний: 7
во-первых, происходит подмена истинных целей развития
территории
интересами
совокупности
отраслей
муниципального
хозяйства;
во-вторых, для капитальных вложений будут избраны не самые
необходимые объекты, а те, которые требуют наибольшего вложения
средств;
в-третьих,
практически
невозможно
проконтролировать
эффективность самих вложений.
Спланированный таким образом бюджет поступает на утверждение
представительного органа местного самоуправления. Обычно подобное
утверждение также сводится к отраслевому, пообъектному лоббированию
и еще более усугубляет и без того недостаточную комплексность в
планировании деятельности органов местного самоуправления.
На следующем этапе при исполнении бюджета при подобной
системе бюджет подвергается контролю и пересмотру в ходе его
исполнения, что окончательно уничтожает какую-либо самостоятельность
местных бюджетов, превращая их в сметы расходов. И завершается
бюджетный процесс оценкой результатов и планированием бюджета
следующего года на основе предыдущего или, как принято говорить, «от
достигнутого». Происходит это опять же не на основании плана развития
территории, а по факту выполнения.
Подобная схема бюджетного процесса порочна, прежде всего,
потому, что она полностью губит всякую инициативу органов местного
самоуправления в деле саморазвития и, что самое главное, не позволяет
грамотно организовать комплексное развитие территории.
Надо также отметить, что важнейшими составляющими грамотно
построенного бюджетного процесса являются его структурное и
нормативное обеспечение.
Иначе говоря, цели, обозначенные в виде приоритетов развития
муниципального хозяйства, должны найти свое нормативное закрепление в
документах, принимаемых органами местного самоуправления, и
обеспечиваться
соответствующими
структурами.
Нормативное
регулирование бюджетного процесса должно охватывать все его стороны.
В связи с этим кратко раскроем его основные этапы.
Составление любого бюджета начинается с планирования расходов,
поскольку в них отражается цель деятельности органа власти. Поскольку
расходная часть отражает цели деятельности органа местного
самоуправления, то и классификация видов расходов прежде всего исходит
из того, на какие цели будут направлены бюджетные средства. Обычно
бюджетные классификации различных стран выделяют две основные
группы расходов:
1.
Обязательные расходы.
К этой группе относят расходы на
финансирование отраслей муниципального хозяйства, связанные с
поддержанием определенного уровня его развития. Как правило,
первоочередность финансирования данных расходов закрепляется
нормативно, и выполнение этих работ законодательно отнесено к
предметам ведения органов местного самоуправления.
2.
Необязательные расходы.
К этой группе расходов относят
расходы на мероприятия краткосрочного характера, и в большинстве
случаев эти обязанности возлагаются на органы местного самоуправления
населением или самими органами местного самоуправления, исходя опять
же из интересов жителей, которых эти органы представляют.
Не менее важным является деление расходов на:
текущие расходы;
расходы на развитие.
Данная классификация позволяет увидеть динамику развития
муниципального образования.
Однако спектр классификаций, применяемых в различных странах,
достаточно широк. Это происходит потому, что сами расходы напрямую
зависят от роли и места органов местного самоуправления в
государственной системе, от того, какая часть общественных дел
закреплена за ними. И все же при всем многообразии можно выделить
общие черты этих классификаций. Это необходимо сделать потому, что
каждый из видов раскрывает различные стороны бюджетного процесса.
Политическая классификация
предполагает разделение доходов
как по вертикали (между различными уровнями власти), так и по
горизонтали (между отраслями муниципального хозяйства). Основным
принципом для проведения данной классификации является принцип
дополнительности, который предусматривает, что задание, которое может
быть выполнено удовлетворительно малой единицей или учреждением, не
должно поручаться структуре более высокого уровня или располагающей
большим потенциалом. Данный принцип позволяет равномерно
распределить
нагрузки
по
различным
уровням
бюджетов
и
рационализировать расходы каждого из этих уровней.
Административная
классификация предполагает разделение
расходов между структурами администрации. Происходит своеобразное
разделение нагрузок внутри органа местного самоуправления. Данная
классификация необходима для прояснения эффективности деятельности
каждой из служб муниципального образования.
Специфическая
классификация - это разделение расходов по
предназначению (оплата труда, товары и услуги, субсидии, строительство
и
др.).
Данная
классификация
позволяет
достаточно
четко
дифференцировать бюджетные приоритеты.
Приведенные выше классификации считаются традиционными для
большинства стран мира и отражают различные стороны финансового
планирования расходов. Их значение состоит прежде всего в том, что они
позволяют осуществлять общественный и финансовый контроль за
рациональным использованием средств в органах власти и управления.
Однако сегодня применение данных классификаций недостаточно,
так как необходимость более долгосрочного планирования привела к тому,
что в ходе подготовки финансового плана требуется взглянуть на
предполагаемые расходы с точки зрения приоритетов развития. Для этого
существует
комплексная
классификация,
получившая
название
функциональной
классификации.
Ее основная особенность состоит в том, что за основной признак, по
которому происходит разграничение средств, принимаются предметы
ведения или функции органов местного самоуправления, которые этим
органам передали граждане и законодательство. В данном случае
происходит своеобразная оценка стоимости каждой из функций.
Функциональная классификация может применяться при различного рода
аналитических
работах
(бюджетный
анализ,
определение
пропорциональности в финансировании и др.).
Юридическая
классификация отражает юридическую природу и
исходит из прав на расходование бюджетных средств, предоставленных
данным органам местного самоуправления. Указанная классификация
предполагает достаточно четкое распределение ролей среди органов
местного самоуправления. Она включает деление на расходы по
временным операциям (компетенция исполнительной власти) и по
окончательным операциям (компетенция представительной власти).
Муниципальные образования крайне разнообразны, и спектр
расходов местных бюджетов также крайне широк. В связи с этим особое
искусство требуется от муниципальных работников при определении
приоритетности и первоочередности тех или иных расходов местных
бюджетов. При подобном подходе к планированию расходов возникает
своеобразная «пирамида потребностей» муниципального образования,
изображенная на рис.
Ошибка! Неизвестный аргумент ключа.
Рис. 0.3.
«Пирамида потребностей»
Применение данной пирамиды позволяет распределить расходы
местного бюджета на три группы и при последующем планировании
доходной части бюджета подобрать доходные источники по степени их
надежности.
Так,
к первой группе
будут отнесены расходы, исполнение которых
закреплено за каждым конкретным муниципальным образованием
законом. Соответственно в обеспечение данной группы расходов должны
быть закреплены наиболее надежные источники доходов. Прежде всего к
ним будут отнесены те источники, которые переданы государством для
исполнения полномочий, вызывающих эти расходы. Поскольку объем
задач первой группы устанавливается законодательством, она в
значительной степени унифицирована и в федеральном, и в региональном
законодательстве.
Более подвижны
вторая и третья группы
расходов, в которых
население и органы местного самоуправления сами определяют?
первоочередные задачи. Естественно, они будут крайне различными для
различных муниципальных образований. Так, для одного наиболее
значимым является строительство школы, для другого - канализационного
коллектора. За второй группой также закрепляются доходные источники, и
она финансируется из бюджета.
Третья группа
представляет собой своеобразную группу резерва,
которая отражается в планах и финансируется по возможности или
1-я группа
2-я группа
3-я группа