ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5157
Скачиваний: 7
Рис. 0.1.
Финансовая модель территориального общественного самоуправления
Доходы и расходы территориального общественного
самоуправления
Доходы ТОС
Расходы ТОС
Доходы от собственной
хозяйственной деятельности
Добровольные взносы и
пожертвования
юридических и физических
лиц
Финансовые средства от
гражданских
правовыхсделок
Кооперированные денежные
средства физических лиц
Финансовые
средства,
переданные
ТОС
из
местного бюджета
Имущество, переданное в
управление
ТОС
и
собственное имущество
жилые
и
нежилые
помещения
производственные
помещения
детские и спортивные
площадки
Инвентарь,оборудование
транспорт
Самостоятельное
использование имеющихся в
распоряжениисобственных
средств
Финансирование
целевых
социальных
программ
территориальных образований
Финансовая поддержка при
проведении
культурных,
спортивных,
лечебно-
оздоровительных мероприятий
Создание
объектов
комму-
нальнобытового и социально-
культурного
назначения,
обеспечение их содержания и
эксплуатации
Благотворительные акции
Пользование собственностью,
переданной ТОС на условиях
безвозмездного пользования
Организация
экономической
деятельности, направленной на
достижение уставных целей и
удовлетворение потребностей
членов ТОС
Оплата должностей
Контроль за поступлением и расходованием финансовых
средств ТОС
Ревизионная
комиссия
Органы финансового
контроля
Годовой отчет ТОС на
собрании
или
конференции членов ТОС
Таблица 0.1
Участие и роль местных органов власти в бюджетном процессе
Полномочия
Орган местного государственного
управления
Орган местного
самоуправления
1. Участие в
планировании
деятельности
Подготовка предложений для
вышестоящего органа власти
Составление и утверждение
планов развития территории
муниципального образования
2. Участие в
процессе
исполнения
бюджета
Регулирование всего процесса
исполнения бюджета со стороны
органов государственной власти
вышестоящего уровня
Самостоятельное исполнение
бюджета
3. Участие в оценке
результатов
исполнения
бюджета
Утверждение отчета. Учет
результатов исполнения
проводится вышестоящим
органом при планировании
бюджета на следующий срок
Утверждение отчета. Анализ
результатов. Принятие мер по
изменению финансовой
политики
С точки зрения содержания деятельности, как правило, выделяют два
вида бюджетов:
1.
Текущий бюджет.
2.
Бюджет развития (инвестиционный бюджет).
Текущий бюджет представляет собой совокупность доходов и
расходов
органов
местного
самоуправления,
обеспечивающих
первоочередные нужды городского хозяйства. Прежде всего, сюда
относятся расходы по финансированию постоянно действующих
хозяйственных структур местного самоуправления. Другими словами, это
средства для поддержания функционирования муниципального хозяйства.
Бюджет развития включает совокупность доходов и расходов,
направляемых на совершенствование и развитие муниципального
хозяйства.
Данная классификация, несмотря на ее условность, поскольку
средства могут переходить из одного бюджета в другой, тем не менее
крайне важна, поскольку позволяет выделить и более четко определить
цели и задачи муниципального хозяйства, планировать его перспективу.
Давно известно изречение одного из древних философов: «Если ты не
идешь вперед, то ты идешь назад». Без разделения бюджета на две эти
важнейшие группы невозможно сколько-нибудь серьезное финансовое
планирование и построение структуры самого муниципального хозяйства.
С точки зрения цели деятельности, осуществляемой органами
местного самоуправления, мы также можем выделить два вида местного
бюджета:
бюджет, направляемый на реализацию собственных полномочий
органов местного самоуправления;
бюджет, направляемый
на
исполнение
государственных
полномочий, которые делегированы органами государственной власти на
основе закона органам местного самоуправления.
Такое разделение следует из того, что порядок расходования средств,
выделенных на исполнение государственных полномочий, определяется
органом, их передавшим, а следовательно, он может быть отличным от
порядка расходования собственных средств местного бюджета.
Понятно, что классический вид бюджета будет иметь лишь
краткосрочный годовой бюджет. Приведенные выше классификации
местных бюджетов достаточно условны и, естественно, не могут
применяться в чистом виде. Сам по себе бюджет представляет собой
комплексный документ, включающий элементы перечисленных выше
видов бюджетов. Но приведенная выше классификация дает возможность
более грамотно построить структуру бюджета (смотри первую
классификацию), а также сам процесс составления бюджета и финансового
планирования деятельности муниципального образования.
Поскольку бюджет является отражением определенной деятельности
органов местного самоуправления, его планирование, утверждение,
исполнение и оценка результатов исполнения выступают как
определенный процесс, так как эта деятельность растянута во времени.
Этот процесс получил название бюджетного процесса.
Согласование бюджетных вопросов происходит и по горизонтали, и
по вертикали. Соответственно субъектами бюджетного процесса
выступают органы власти и управления.
По вертикали согласование бюджетных интересов происходит,
прежде всего, между органами государственной власти и органами
местного самоуправления.
По горизонтали в соответствии с заявленным финансовым планом
ежегодно осуществляется
бюджетный процесс.
Он включает несколько этапов:
этап формирования бюджетных проектировок;
составление прогноза расходной части проекта бюджета;
формирование доходной части проекта бюджета;
балансировку бюджета;
утверждение бюджета;
исполнение бюджета.
Рассмотрим на рис. 0.2 структуру бюджетного процесса:
Рис. 0.2.
Структура бюджетного процесса
На первых этапах происходит формирование укрупненных основных
показателей бюджета. Фактически всю главную работу, за исключением
процесса утверждения бюджета, на этом этапе выполняют финансовые
подразделения администрации. Они в соответствии с утвержденным
финансовым планом должны последовательно подготовить бюджет к
утверждению представительным органом власти. Другие органы также
участвуют в процессе. Представительный орган участвует на всех этапах в
качестве партнера, чтобы снять последующие противоречия в ходе
утверждения бюджета. В ходе стадии исполнения выполняет контрольные
функции. Желательно, чтобы функцию исполнения бюджета взяло на себя
казначейство.
В целом его задача - контролировать соблюдение приоритетов,
обозначенных в финансовом плане. В отношении других отраслевых
органов финансовое подразделение выполняет функцию координатора, как
в процессе формирования бюджета, так и в процессе его исполнения.
Грамотно построенный бюджетный процесс должен, прежде всего,
исходить из тщательно организованного стратегического и финансового
планирования развития территории муниципального образования.
Так, при традиционной схеме бюджетного процесса на первом этапе
происходит формирование расходной части бюджета путем защиты своих
интересов отраслевыми ведомствами. Причем планирование происходит
сразу пообъектно с указанием объемов финансирования. Если мы
проследим интересы отрасли, то увидим, что они не всегда совпадают с
интересами муниципального образования в целом. С другой стороны,
представители отрасли всегда постараются завысить финансирование,
поскольку они заинтересованы в получении как можно более крупного
муниципального заказа.
Планирование расходной части из процесса определения задач
развития всей территории муниципального образования превращается в
процесс увязки интересов отдельных отраслей муниципального хозяйства.
При этом выхолащивается сущность муниципального заказа, призванного
оптимизировать расходы органов местного самоуправления.
Поэтому при подобном подходе к планированию: