Файл: Муниципальное управление (Половинкин).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 5155

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава 8. Бюджетная система Российской Федерации 

«Выработка бюджета есть искусство равномерного 

распределения разочарований.» 

Морис Станс, директор Бюджетного бюро США

 

 

Согласно  Федеральному  закону  2003  г.,  экономическую  основу 

местного  самоуправления  составляют:  находящееся  в  муниципальной 

собственности  имущество,  средства  местных  бюджетов,  а  также 

имущественные права муниципальных образований. 

Финансовая  автономия  является  существенной  составной  частью 

мести  самоуправления.  Это  подчеркнуто  и  в  Европейской  Хартии  о 

местном  самоуправлении,  где  записано,  что  органы  местного 

самоуправления  имеют  право  «на  обладание  средствами,  которыми  они 

могут  свободно  распоряжаться  при  осуществлении  своих  функций».  При 

этом  финансовые  средства  «должны  быть  соразмерны  предоставленным 

им конституцией или законом полномочиям». 

8.1. Состав и использование муниципального имущества 

Состав  муниципального  имущества  определяется  в  соответствии  с 

федеральными  законами  и  законами  субъектов  РФ.  Согласно 

Федеральному  закону  2003  131-Ф3,  в  состав  муниципального  имущества 

входит: 

 

имущество,  предназначенное  для  решения  вопросов  местного 

значения,  и  включая  муниципальные  земли  и  некоторые  природные 

ресурсы; 

 

имущество,  предназначенное  для  осуществления  органами 

местного самоуправления отдельных государственных полномочий; 

 

имущество,  предназначенное  для  обеспечения  деятельности 

органов  и  должностных  лиц  местного  самоуправления,  муниципальных 

служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений. 


background image

Состав униципального имущества представлен на рис. 8.1. и рис. 8.2. 

 

В собственности муниципальных образований могут находиться:

Имущество муниципальных образований (городских и сельских поселений, 
муниципальных районов, городских округов) предназначенное для решения 
вопросов местного значения
 

Имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных 
полномочий, переданных органам местного самоуправления органами 
государственной власти 
 

Имущество, предназначенное  для обеспечения деятельности органов местного 
самоуправления и должностных лиц самоуправления, муниципальных служащих, 
работников муниципальных предприятий учреждений
 

Рис.8.1. 

Муниципальное имущество 

Имущество и финансовые ресурсы муниципального 

образования

Имущество и финансовые ресурсы иных хозяйствующих 
субъектов (в той части, в какой эти ресурсы используются 
или могут быть использованы для оказания муниципальных 
услуг)
 

Финансовые 

ресурсы органов 

местного 

самоуправления

 

Земля

 

Местные 

природные 

ресурсы

 

Муниципальное 

движимое и 

недвижимое 

имущество

 

Рис. 8.2.

 Имущество и финансовые ресурсы муниципального образования 

 


background image

Имущество,  предназначенное  для  коммерческого  использования 

(извлечения прибыли) должно быть передано другим собственникам. 

Муниципальное имущество, в зависимости от его назначения, может 

быть  разделено  на  две  основные  группы:  имущество,  позволяющее  вести 

хозяйственную  деятельность,  производить  товары  и  оказывать  услуги,  и 

имущество,  обеспечивающее  выполнение  управленческих  и  иных 

нехозяйственных функций местного самоуправления. 

Имущество  первой  группы  закрепляется  за  муниципальными 

предприятиями  учреждениями  на  правах  хозяйственного  ведения  или 

оперативного  управления.  Оно  позволяет  хозяйствующим  субъектам 

функционировать,  а  в  ряде  случаев  -  извлекать  прибыль  и  платить  в 

бюджет  налоги  и  сборы.  Имущество  второй  группы,  не  закрепленное  за 

муниципальными  предприятиями  и  учреждениями,  составляет  (вместе  с 

финансовыми  средствами)  казну  соответствующего  муниципального 

образования. 

Органы  местного  самоуправления  от  имени  муниципального 

образования  самостоятельно  владеют,  пользуются,  распоряжаются  и 

управляют  муниципальным  имуществом.  В  соответствии  с  законом  они 

вправе  передавать  муниципальное  имущество  во  временное  или 

постоянное  пользование  физическим  и  юридическим  лицам,  органам 

государственной  власти  и  органам  местного  самоуправления,  отчуждать, 

совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. 

Порядок  и  условия  приватизации  муниципальной  собственности 

определяют  непосредственно  населением  или  представительными 

органами  местного  самоуправления  самостоятельно.  При  этом  доходы  от 

приватизации  объектов  муниципальной  собственности  поступают  в 

полном объеме в местный бюджет. 

Органы  местного  самоуправления  могут  создавать  муниципальные 

предприятия, учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, 

в  том  числе  муниципальных,  необходимых  для  осуществления 


background image

полномочий  по  решению  вопросов  местного  значения.  Органы  местного 

самоуправления  определяют  цели,  условия  и  порядок  деятельности 

муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы. 

Муниципальная 

собственность 

признается 

и 

защищается 

государством  наравне  с  государственной,  частной  и  иными  формами 

собственности. 

8.2. Экономическая основа местного самоуправления 

Наиболее  полным  отражением  состояния  финансовых  ресурсов 

муниципального  образования  являются  местные  бюджеты  (бюджеты 

муниципальных 

образований). 

Традиционно 

под 

бюджетами 

муниципальных  образований  понималась  опись  доходов  и  расходов 

органов  местного  самоуправления.  И  само  по  себе  это  не  случайно, 

поскольку  в  системе  органов  власти,  начиная  с  1930-х  гг.  нашего  века, 

местные органы власти занимали место проводника идей центра на местах, 

своеобразного 

филиала 

центральной 

власти, 

что 

полностью 

соответствовало 

существовавшей 

тогда 

системе 

экономических 

отношений, 

основанной 

на 

базе 

единой 

общегосударственной 

собственности.  Соответственно  и  бюджетные  права  органов  местного 

самоуправления  были  близки  не  к  самостоятельному  распоряжению 

бюджетом, а к работе в рамках сметы расходов. 

В  связи  с  переходом  к  муниципальной  системе  управления, 

формированием полноценных органов местного самоуправления и, прежде 

всего,  в  связи  с  выделением  собственных  предметов  ведения  появилась 

необходимость формирования и соответствующих бюджетных отношений. 

В чем их суть? 

Прежде  всего,  появление  собственных  предметов  ведения  требует 

собственной  хозяйственной  деятельности,  в  том  числе  и  финансовой.  В 

этом случае бюджет выступает не только как "опись доходов и расходов, 

но  и  как  важнейший  инструмент  осуществления  некой  политики.  И 


background image

определение, данное нами в начале главы, отражает лишь внешнюю форму 

- констатацию определенной деятельности. 

Поэтому,  когда  мы  говорим  о  бюджете  прежде  всего  должны 

отметить, что этот документ является отражением реальных целей и задач 

данного муниципального образования. 

Из приведенной табл. 0.1 достаточно ярко видны коренные отличия 

полномочий  органов  местного  самоуправления  в  области  бюджетного 

процесса  от  аналогичных  полномочий  в  этой  области  местных  органов 

государственного управления. По сути дела, из табл.  0.1 следует, что при 

государственном  управлении  на  местах  те  финансы,  которым 

распоряжается орган местного самоуправления, трудно назвать бюджетом. 

Скорее это смета расходов на определенные нужды с передаваемыми 

под  нее  доходными  источниками.  Интересно,  что  при  подобном  подходе 

наиболее выгодной позицией является не сокращение затрат (оптимизация 

расходов), а, наоборот, их увеличение. 

Поэтому  главным  признаком  полноценного  местного  бюджета 

является  возможность  использования  его  как  инструмента  проведения 

вполне определенной хозяйственной и социальной политики. 

Исходя  из  приведенного  выше  определения  местного  бюджета  мы 

можем  выделить  основные  признаки,  на  основе  которых  целесообразно 

провести  классификацию  местных  бюджетов:  цель  и  содержание 

деятельности, сроки. 

 


Смотрите также файлы