ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5161
Скачиваний: 7
наличию средств, хотя может также финансироваться и за счет различных
форм привлеченных внебюджетных средств.
Подобный подход к планированию расходной части бюджета
позволяет:
1.
Составить
достаточно
полную
картину
потребностей
муниципального образования.
2.
Расположить потребности по степени их значимости и ввести
различный режим финансирования и контроля за использованием средств.
3.
Выделить регулируемую часть бюджета (расходы первой группы).
4.
Развязать инициативу органов местного самоуправления.
5.
В едином плане совместить различные классификации расходов.
Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются руководители
муниципальных образований, - это постоянная нехватка средств не только
на развитие, но и на текущие нужды. Причем это не является
особенностью России, а присуще всем странам без исключения. В связи с
этим попробуем найти ответ на этот сложнейший вопрос.
Для этого нам необходимо выделить основные доходные источники,
которыми располагают органы местного самоуправления. К ним
относятся:
1.
Налоги.
2.
Неналоговые поступления.
3.
Доходы от собственной хозяйственной деятельности.
4.
Муниципальный кредит.
Первые две группы доходных источников являются в той или иной
степени средствами, которые государство собирает с населения и
предприятий. С этой точки зрения их размеры ограничены
налогоспособностью населения и предприятий.
Третья и четвертая группы напрямую зависят от ресурсов,
имеющихся
у
муниципального
образования,
и
способности
муниципальных служб грамотно и рачительно ими распорядиться.
Все четыре источника дохода зависят также от состояния
законодательства, поскольку именно в нем определяется правоспособность
органов местного самоуправления.
В связи с этим в книге «Основы городского хозяйства» Л.А. Велихов
отмечает, что состояние городских финансов связано со следующими
факторами:
1.
Состоянием хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою
деятельность на территории муниципального образования.
2.
Ресурсами, расположенными на территории муниципального
образования.
3.
Объемом прав и полномочий, предоставленных органам местного
самоуправления государством.
4.
Профессионализмом самих муниципальных служащих.
Теперь попытаемся последовательно раскрыть перечисленные виды
доходных источников местного бюджета.
Для большинства стран мира налоги являются основным доходным
источником. По своей природе это платежи, обладающие следующими
свойствами:
беспричинностью, т.е. отсутствием каких-либо конкретных услуг,
за которые они взимаются;
относительной стабильностью и долговременностью;
регулярностью платежей;
существованием какого-либо имущества.
Традиционно выделяются следующие
виды налогов:
налоги с граждан;
реальные (или имущественные) налоги;
акцизы (налоги на незаслуженный прирост стоимости);
налоги на потребление.
Поскольку в экономической литературе достаточно полно
раскрывается сущность самих налогов, мы считаем, что нет
необходимости подробно излагать специфику каждого из видов налогов.
Поэтому, прежде всего, хотелось бы рассмотреть роль налога в
осуществлении органами местного самоуправления своих полномочий. В
связи с этим особенно важно отметить тот факт, что по своей природе
налоги как инструмент реализации хозяйственной политики играют
двоякую роль, выступая, с одной стороны, как источник дохода, а с другой
стороны, как мощный регулятор определенных хозяйственных и
общественных отношений. Другими словами, изменение ставки
налогообложения может стимулировать или, наоборот, тормозить
определенные процессы, происходящие в обществе.
Так, например, опыт введения налога на местную символику
показал, что для городов, которые уже известны как туристские центры, он
выступает прежде всего в виде доходного источника для пополнения
бюджета, а для городов, в которых программы развития туризма только
еще начинаются, он крайне нежелателен, поскольку они заинтересованы в
широкой рекламе.
Налоги позволяют также систематизировать и регламентировать
определенные виды деятельности. Поэтому принципиально важен не
только тот факт, какие объемы доходов обеспечивают налоговые
поступления, но и способность органов местного самоуправления влиять
на формирование самой налоговой базы. Это вызывает необходимость
проанализировать
системы
налогообложения
с
точки
зрения
разграничения доходов между уровнями власти в государстве.
Поскольку системы налогообложения в различных странах
складывались исторически, то все они имеют особенности. Однако с точки
зрения способов разграничения налоговых поступлений между уровнями
власти есть общие принципы построения этих систем, которые позволяют
выделить три основных вида:
1.
Система надбавок и отчислений.
2.
Система размежевания доходных источников между государством
и местным самоуправлением по видовому признаку.
3.
Система размежевания доходных источников между государством
и местным самоуправлением по конструкции налогов.
Первая система
предполагает установление единых для всего
государства видов налогов и распределение их долями между различными
уровнями власти.
Графически эта система будет выглядеть так (рис. 0.4).
Рис. 0.4.
Система надбавок и отчислений
Подобная система применяется сегодня в нашей стране и обладает
рядом существенных недостатков:
1.
Прежде всего, она предусматривает наличие регулирования
бюджетов на всех уровнях.
2.
Наиболее простым способом увеличения собственных доходов
является перераспределение доходных источников между уровнями
власти, что в свою очередь неизбежно приводит к конфликтам между
органами местного самоуправления и органами государственной власти в
процессе формирования и исполнения бюджета.
Центральные органы
государственной власти
Региональные органы
государственной
власти
Органы местного
самоуправления
Налоги
Налоги
3.
При подобной системе исчезают всякие стимулы для развития и
совершенствования налогооблагаемой базы, поскольку инициатива
наказывается регулированием бюджета.
4.
Данная схема не позволяет осуществлять долгосрочное
планирование доходных источников.
Не
улучшают
приведенной
системы
и
попытки
ее
совершенствования через разрешение введения региональных и местных
надбавок, поскольку все вышеперечисленные недостатки при этом
сохраняются.
Несколько модифицирует первую систему разграничение доходов
между органами власти через различную конструкцию налогов. В данном
случае и государство, и местное самоуправление вводят одни и те же виды
налогов, но принципы начисления и сбора могут быть различны.
Наиболее распространена в странах с развитым местным
самоуправлением система, предполагающая разграничение доходных
источников, которая представлена на рис. 0.5.
Рис. 0.5.
Система разграничения доходных источников
Данная система предусматривает, что основная масса налогов
закрепляется за органами местного самоуправления по видовому признаку
Центральные органы
государственной
власти
Региональные органы
государственной
власти
Органы
местного
самоуправления
Н а с е л е н и е