ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5162
Скачиваний: 7
местными
финансами
рассматриваются
денежные
отношения,
возникающие в распределительном процессе в связи с формированием
денежных средств у органов государственной власти и местного
самоуправления и их использованием на удовлетворение социальных
потребностей граждан, регулирование экономики, финансирование
национальной обороны и правоохранительной деятельности, управления и
других расходов государства и муниципальных образований»
1
.
Рассмотренный подход к содержанию государственных и
муниципальных финансов не является бесспорным – содержание
категории зависит от подходов к категории «финансы». Вполне
допустимым является следующее определение: государственные и
муниципальные финансы – это система управления ограниченными
денежными средствами государства и местного самоуправления при
реализации их функций, связанных с колеблемостью ведущих
макроиндикаторов (ВВП, инфляции, цен на нефть и др.) в условиях
времени
и
неопределенности.
Снижению
риска
колеблемости
макроиндикаторов служат встроенные финансовые стабилизаторы
национальной экономики – макрорегуляторы. В России к данной группе
стабилизаторов (макрорегуляторов) относятся Банк России и ФСФР
Основной функционал Банка России состоит в формировании совместно с
Правительством Российской Федерации денежно-кредитной политики как
текущей, так и среднесрочной и долгосрочной. В компетенцию ФСФР
входит определение общего порядка на различных организованных рынках
и контроль над деятельностью эмитентов.
В то же время введенный термин «управление» денежными
средствами также требует теоретической расшифровки. Под управлением
(кроме традиционного подхода, предусматривающего организацию,
планирование, исполнение, контроль) мы рассматриваем процессы
1
Энциклопедия рыночного хозяйства. Финансы рыночного хозяйства. М.:
Экономическая литература, 2002. С. 175
аккумуляции и использования денежных средств государства и
муниципальных
образований.
Поскольку
государственные
и
муниципальные финансы имеют фондовую форму – бюджеты
соответствующего уровня, то аккумуляция денежных средств образует
доходы бюджетов, использование денежных средств – расходы бюджетов.
При этом в силу специфики финансов этих структур аккумуляция
денежных средств осуществляется только через распределительные
процессы. Распределение как акт воспроизводственного процесса
формирует финансовые средства государства и муниципальных
образований. При этом объектом распределения выступает ВВП (валовой
региональный продукт (ВРП) – для регионального бюджета) и (или)
национальный доход.
Кроме того, термин «ограниченные» денежные средства означает,
что выработка мер бюджетной политики должна строиться на
установлении приоритетов политики и осуществлении надлежащих
фискальных усилий (меры, направленные на получение дохода,
реалистичны; государственные расходы находятся под государственным
контролем; дефицит бюджетов считается приемлемым, т.е. он не ведет к
раскручиванию инфляционной спирали), поскольку сумма всех
предлагаемых правительством программ всегда превосходит его
возможности по финансированию этих программ. При составлении
прогноза и собственно бюджета следует помнить, что всегда существуют
бюджетные ограничения.
Таким образом, формирование основного объема денежных средств
органов
государственной
власти
и
местного
самоуправления
осуществляется
посредством
мобилизации
государственных
и
муниципальных доходов (ст. 6 БК РФ). Источниками формирования
государственных денежных средств являются налоговые и неналоговые
доходы, а также безвозмездные перечисления и займы (федеральные,
региональные и местные). Источниками формирования муниципальных
денежных средств являются налоговые и неналоговые доходы, а также
безвозмездные
перечисления
собственного
уровня
и
система
муниципальных заимствований.
Использование денежных средств органов государственной власти и
местного самоуправления осуществляется в виде государственных и
муниципальных расходов, призванных обеспечить выполнение функций
государства (ст. 6 БК РФ).
Основное назначение государственных и муниципальных финансов
состоит в следующем:
решении социальных задач и функций государства и местного
самоуправления;
обеспечении стабилизации и роста национальной экономики,
которые на современном этапе достижимы при условии инновационного
развития национальной экономики;
регулировании экономики в условиях риска и неопределенности;
обеспечении ликвидации различий в уровне социально-
экономического развития территорий страны и др.
В качестве особенностей государственных и муниципальных
финансов можно выделить следующие:
1.
Формируются в процессе распределения ВВП, инструментом
аккумуляции выступают налоги и сборы различного уровня, неналоговые
доходы и безвозмездные перечисления. При этом оценка мер,
направленных
на
получение
дохода,
требует
анализа
общей
эффективности всей налоговой системы, поскольку налоговые доходы
являются ведущими в консолидированном бюджете Российской
Федерации. Налоги должны взиматься без чрезмерного искажения
рыночных механизмов или системы стимулов.
2.
Направляются на решение задач государства и местного
самоуправления сообразно критериям эффективности и справедливости.
Критерий эффективности предусматривает экономическую отдачу
государственных расходов; справедливости – систему социальных и
экономических программ, направленных на выравнивание уровня жизни
территорий и разрыва в имущественном состоянии граждан.
3.
Предусматривается приемлемый дефицит (профицит) бюджетов,
главным критерием которого является процентная ставка, позволяющая
привлекать заемные средства. Если данная ставка не затрагивает
существенным образом другие ставки финансовых рынков, то дефицит
бюджета считается приемлемым.
4.
Формируются как собственные доходы, так и система
заимствований.
5.
Предусматривается система заимствований как источник
покрытия дефицита бюджетов разного уровня, которая содержит только
долговые инструменты – кредиты разного направления и уровня,
казначейские векселя, государственные и муниципальные краткосрочные и
долгосрочные облигации.
6.
Выполняют тройственную функцию на рынке долга – государство
и местное самоуправление могут выступать на этом рынке как кредиторы,
заемщики и гаранты.
Условия эффективного функционирования государственных и
местных финансов:
1.
Эффективное разделение полномочий между бизнесом и
государством в национальной экономике. Золотое правило данного
разделения гласит: сектор государственного управления не должен
извлекать прибыли от присущей ему деятельности.
2.
Нерыночный характер услуг, предоставляемых государством и
местным самоуправлением.
3.
Неисключаемость услуг государственного и муниципального
сектора, означающая, что их нельзя предоставить одному лицу без
предоставления в распоряжение всех других лиц.
Содержание
государственных
и
муниципальных
финансов
проявляется и в соответствующих им принципах.
Принципы функционирования государственных и муниципальных
финансов в Российской Федерации.
единство законодательной и нормативной базы, единая
бюджетная классификация;
прозрачность государственного и муниципального секторов
экономики;
разграничение полномочий и предметов ведения между
бюджетами разного уровня;
целевая ориентированность, направленная на реализацию
функций государства;
экономическая эффективность и социальная справедливость;
программно-целевой
метод
составления
бюджетов
–
финансирование программ;
управление финансовыми потоками на централизованной основе.
На организацию государственных и муниципальных финансов
влияет ряд основополагающих факторов:
форма государственного устройства (унитарное государство,
федерация, конфедерация), формирующая бюджетное устройство в стране,
а следовательно, и структуру его бюджетной системы;
особенности
административно-территориального
устройства
государства, проявляющиеся в неравномерности территориальных
образований, входящих в состав субъекта федерации (республика, край,
область, округ), определяющие многоуровневость бюджетной системы;
особый статус отдельных территориальных образований
(закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) и
экономические зоны), влияющий на объем полномочий по доходам и
расходам данных территорий.