ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5166
Скачиваний: 7
Форма государственного устройства в нашей стране – федерация, т.е.
система с несколькими уровнями фискальной ответственности. Именно от
нее зависит распределение ответственности по финансированию и
предоставлению государственных услуг, а следовательно, эффективность и
справедливость пользования ими. Федерация как форма устройства
государства предусматривает принятие ряда важных бюджетных решений:
закрепление расходных полномочий между уровнями бюджетной
системы страны – граждане станут получать государственные услуги
соответствующего качества и обслуживания, когда полномочия будут
распределены продуманно;
закрепление доходных полномочий каждого уровня бюджетов,
т.е. определение источников бюджетных поступлений в соответствии с
расходной частью бюджета каждого уровня и их достаточность для
реализации функций конкретного бюджета;
наличие трансфертов между различными бюджетными уровнями,
т.е. организация движения средств или трансфертов между бюджетами для
сглаживания неравномерности территориального развития.
Сравнительная
характеристика
унитарного
и
федерального
государства позволяет зафиксировать принципиальные различия между
ними, позволяющие эффективно реализовать функции государства.
Основу
финансовых
средств
органов
власти
территориально-
административных единиц унитарного государства составляют отчисления
от регулирующих налогов и средства финансовой помощи центра. В
условиях федерации, построенной на принципах разграничения
полномочий по расходам и доходам между бюджетами разного уровня,
собственные доходы бюджетов субнациональных образований становятся
преобладающими в структуре их доходов, но межбюджетное
перераспределение средств сохраняется, хотя и имеет меньший масштаб.
Особый
статус
территориальных
образований
требует
дополнительных комментариев. Принцип равноправия субъектов
Российской Федерации, закрепленный в ст. 5 Конституции Российской
Федерации, не предусматривает различий в объеме и структуре
полномочий, возлагаемых на органы государственной власти республик,
краев, областей, автономных округов, автономной области, городов
федерального значения. В соответствии с федеральным законодательством
для всех субъектов государства предусматриваются единые величины
отчислений от федеральных налогов (регулирующие налоги) и сборов и
единая методика расчета межбюджетных трансфертов. В то же время для
муниципальных
образований
федеральное
законодательство
предусматривает
возможность
установления
особого
режима
функционирования. Наделение муниципального образования особым
статусом обусловлено следующим:
концентрацией в границах муниципального образования объектов
государственной безопасности, для которых установлен особый режим
функционирования и охраны государственной тайны (статус ЗАТО);
специализацией градообразующих организаций муниципального
образования на научной, научно-технической и инновационной
деятельности в рамках научно-производственного комплекса (статус
наукограда);
специализацией градообразующих организаций муниципального
образования на производственной, научно-технической и инновационной
деятельности
(статус
промышленно-производственных
особых
экономических зон, технико-внедренческих особых экономических зон
(ОЭЗ);
специализацией организаций муниципального образования на
туристско-рекреационной деятельности (статус ОЭЗ туристско-рек-
реационной направленности); может создаваться на территории
нескольких муниципальных образований.
При этом ОЭЗ – «определяемая Правительством Российской
Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует
особый режим осуществления предпринимательской деятельности»1.
Правительство Российской Федерации устанавливает.
спектр деятельности зоны;
максимальную площадь территории по каждому ее типу;
условия создания и прекращения существования ОЭЗ;
особый режим налогообложения для резидентов ОЭЗ.
А также определяет режим предоставления земельных участков в
аренду и осуществляет управление ОЭЗ наряду с местными органами
власти.
Придание территориальному образованию особого статуса является
эффективным механизмом учета его геополитических, этнографических,
демографических и иных характеристик, выработанных международной
практикой.
Принципиальное значение имеет и структуризация финансов
конкретная для каждой страны. В Российской Федерации она имеет
следующий вид (рис.
Ошибка! Неизвестный аргумент ключа.
Реализация функций государственных и муниципальных финансов
осуществляется на основе организации соответствующей структуры
бюджетной системы страны (рис.
Ошибка! Неизвестный аргумент ключа.
Таким образом, основными элементами БСРФ являются бюджеты
разного уровня и государственные внебюджетные фонды (федеральные и
территориальные – ПФР, ФСС России, ФФОМС).
Содержание этих категорий представлено в ст. 6 БК РФ.
Как и любая система, представляющая совокупность элементов,
находящихся в определенной взаимосвязи, бюджетная система состоит из
отдельных элементов, к которым относятся виды бюджетов и уровни
бюджетной системы. Вид бюджета означает форму образования и
расходования бюджетных средств определенного органа государственной
1
Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в
Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 3 июня 2006 г. № 76-ФЗ).
власти или органа местного самоуправления. Совокупность определенных
видов
бюджета,
соответствующих
определенному
уровню
государственной власти или местного самоуправления, представляет
уровень или звено бюджетной системы. Количество уровней бюджетной
системы определяется типом государственного устройства (унитарное или
федеративное).
Рис. 0.6.
Структура государственных и муниципальных финансов
Следует отметить, что представленные в схеме бюджеты можно
разделить на законодательно утверждаемые (федеральный бюджет,
региональный бюджет, муниципальный бюджет) и не утверждаемые
законодательно (консолидированный бюджет Российской Федерации,
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации).
Назначение последних состоит в предоставлении достоверной информации
о расходах и доходах государственного сектора экономики в целом.
Консолидированные бюджеты рассматриваются как способ получения
Внебюджетные
фонды
Федеральные и
региональные
ПФ РФ
ФОМС
ФСС России
Консолидированный
бюджет РФ
Федеральный
бюджет
Консолидированный
бюджет территории
Региональный
бюджет
Местный бюджет
Бюджет
городских
округов
Поселковый
бюджет
Система
государственных и
муниципальных
заимствований
Внешний
долг
Внутренний
долг
информации об эффективности бюджетных расходов и являются
инструментом анализа государственных и муниципальных финансов.
Рис. 0.7.
Бюджетная система Российской Федерации
Внебюджетные фонды имеют собственные бюджеты. Состав
бюджетов государственных внебюджетных фондов включает бюджеты
государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и
бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов
(бюджеты ПФР, ФСС России, ФФОМС, а также территориальных фондов
обязательного медицинского страхования). Процедура составления,
представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных
фондов разработана законодательно и утверждается вместе с законом о
бюджете.
Местный
бюджет
(третий уровень)
(четвертый уровень)
Федеральный
бюджет
(первый уровень)
Консолидированный
бюджет РФ
Бюджеты
государственных и
внебюджетных фондов
Региональный
бюджет
(второй уровень)
Консолидированные
бюджеты субъектов
РФ
Бюджеты
территориальных
государственных и
внебюджетных фондов
Консолидированные
бюджеты
муниципальныхобразов
аний
Консолидированный
бюджет
муниципального
района
Бюджет
муниципального
района
Бюджеты городских
поселений
Бюджеты сельских
поселений