Файл: Муниципальное управление (Половинкин).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 5167

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Построение  бюджетной  системы  страны  предполагает  создание 

принципов  ее  функционирования,  которые  отображены  в  главе  5  БК  РФ 

(ст.  28–35).  Их  формализация  и  содержание  представлены  в  БК  РФ 

достаточно  подробно  и  развернуто.  Введем  лишь  некоторые  уточнения, 

касающиеся ввода в действие новых принципов. 

Формализация новых принципов, введенных в БК РФ в 2007 г.: 

 

разграничение  доходов,  расходов  и  источников  финансирования 

дефицитов бюджетов между бюджетами БС РФ; 

 

результативность  и  эффективность  использования  бюджетных 

средств; 

 

прозрачность; 

 

равенство  бюджетных  прав  субъектов  Российской  Федерации, 

муниципальных образований; 

 

единство кассы. 

Данные принципы необходимы, так как: 

 

отражают  в  значительной  степени  федеративное  устройство 

государства  и  на  законодательном  уровне  обобщают  процессы 

распределения  полномочий  по  расходам  и  доходам  между  бюджетами 

разного уровня БС РФ; 

 

отражают  процессы  внедрения  системы  бюджетирования, 

ориентированного на результат. 

Основная задача организации муниципальных финансов

 состоит 

в обеспечении органов местного самоуправления денежными средствами в 

объеме, достаточном для реализации их функций. Эти органы имеют право 

на  формирование  собственных  доходов  для  осуществления  своих 

функций: 

Органы  местного  самоуправления  имеют  право  в  рамках 

национальной  экономической  политики  на  обладание  достаточными 

собственными  финансовыми  средствами,  которыми  они  могут  свободно 


background image

распоряжаться при осуществлении своих функций. Подробнее бюджетные 

полномочия органов местного самоуправления рассмотрены на рис 8.8. 

 

Органы местного самоуправления могут осуществлять следующие полномочия

 

  Установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета,
  утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его
  исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета

  Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполне-
  ние местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утвержде-
  ния отчета об исполнении местного бюджета

Установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования 

 

  Определение порядка предоставления межбюджетных трансферов из местных
  бюджетов, предоставление межбюджетных трансферов из местных бюджетов 

  Осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципаль-
  ных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципаль-
  ным долгом и управление имущественными активами

  Установление, детализация и определение порядка применения бюджетной клас-
  сификации Российсской Федерации в части, относящейся к местному бюджету;
  в случае и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ и иным феде-
  ральными законами, установление ответственности за нарушение муниципаль-
  ных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений

  Установление порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и
  расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся
  муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения

 

 

Рис. 8.8. 

Бюджетные полномочия органов местного самоуправления 

 

Финансовые  средства  органов  местного  самоуправления  должны 

быть  соразмерны  предоставленным  им  конституцией  или  законом 

полномочиям. 

Часть финансовых средств органов местного самоуправления должна 

поступать  за  счет  местных  сборов  и  налогов,  ставки  которых  органы 

местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных 

законом. 


background image

Основные  характеристики  муниципальных  финансов  в  Российской 

Федерации: 

 

в  соответствии  с  федеральным  законодательством  существует 

многообразие видов муниципальных образований: образования поселений, 

городских  округов,  муниципальных  районов  и  внутригородских 

территорий городов федерального значения; 

 

органы  местного  самоуправления  приобретают  право  на 

формирование  собственных  финансовых  ресурсов  и  самостоятельный 

выбор  направлений  и  форм  их  использования  (ст.  12  Конституции 

Российской Федерации); 

 

самостоятельность  местного  самоуправления  подкрепляется 

организационным  обособлением  органов  местного  самоуправления  от 

органов  государственной  власти  (ст.  12  Конституции  Российской 

Федерации); 

 

неотъемлемым  признаком  местного  самоуправления  является 

самостоятельное формирование местных бюджетов; 

 

федеральное  законодательство  предусматривает  меры  по  защите 

органов  местного  самоуправления,  в  том  числе  органов  управления 

местными  финансами  от  вмешательств  в  их  деятельность  органов 

государственной власти. 

Определенные  правовые  новации,  внесенные  федеральным 

законодательством,  сохраняют  право  на  осуществление  местного 

самоуправления  одновременно  на  территории  двух  муниципальных 

образований:  муниципальных  районов  и  находящихся  на  их  территории 

поселений.  При  этом  полномочия  органов  местного  самоуправления  по 

мобилизации  и  использованию  собственных  финансовых  ресурсов 

реализуются  в  условиях  межмуниципального  разграничения  вопросов 

местного  значения  и  источников  их  финансового  обеспечения. 

Федеральное  законодательство  фиксирует  состав  и  уровень  доходов, 


background image

закрепленных  за  бюджетами  каждого  из  видов  муниципальных 

образований. 

 

8.4. Бюджетная классификация 

Под  бюджетной  классификацией  понимается  законодательно 

установленная  группировка  доходов,  расходов  бюджета  и  источников 

финансирования  дефицитов  бюджетов,  используемая  для  составления  и 

исполнения  бюджетов  всех  уровней  и  обеспечивающая  сопоставимость 

заложенных  в  них  показателей.  Следовательно,  целью  бюджетной 

классификации 

является 

составление 

бюджетной 

отчетности, 

обеспечивающей  сопоставимость  указанных  показателей.  Бюджетная 

классификация  позволяет  систематизировать  информацию  о  состоянии 

бюджетной  системы.  Она  утверждается  федеральным  законом  и  является 

единой  для  всех  уровней  бюджетной  системы.  По  мере  появления  новых 

видов  доходов  или  направлений  расходов  государственных  средств 

классификация должна пересматриваться. 

В  системе  государственных  финансов  бюджетная  классификация 

обеспечивает учет и систематизацию информации о состоянии бюджета и 

является  исходной  базой  для  его  анализа.  Общая  структура  бюджетной 

классификации Российской Федерации имеет следующий вид: 

 

классификация  доходов  бюджетов  –  группировка  доходов 

бюджетов всех уровней бюджетной системы в соответствии с источниками 

их формирования; 

 
 


background image

Доходы местных бюджетов

 

Доходы местных бюджетов

 

Собранные на территории

муниципального образования

Собранные на территории

муниципального образования

Полученные из бюджетов

других уровней

Полученные из бюджетов

других уровней

Местные налоги и сборы

 

Местные налоги и сборы

 

Законодательно закрепленные

доли федеральных и региональ-

ных налогов

Законодательно закрепленные

доли федеральных и региональ-

ных налогов

Доходы от имущества,

находящегося в муниципальной

собственности

Доходы от имущества,

находящегося в муниципальной

собственности

Средства самообложения

граждан

Средства самообложения

граждан

Часть прибыли

муниципальных предприятий

Часть прибыли

муниципальных предприятий

Часть доходов от оказания плат-

ных услуг органами местного

самоуправления и муниципаль-

ными учреждениями

Часть доходов от оказания плат-

ных услуг органами местного

самоуправления и муниципаль-

ными учреждениями

Штрафы, установление которых

по закону отнесено к компетен-

ции органов МСУ

Штрафы, установление которых

по закону отнесено к компетен-

ции органов МСУ

Иные поступления в соответ-

ствии с федеральными (регио-

нальными) законами и решения-

ми органов местного

самоуправления

Иные поступления в соответ-

ствии с федеральными (регио-

нальными) законами и решения-

ми органов местного

самоуправления

Дотации на выравнивание бюд-

жетной обеспеченности муници-

пальных образований

Дотации на выравнивание бюд-

жетной обеспеченности муници-

пальных образований

Субсидии для долевого фи-

нансирования инвестиционных

программ и проектов развития

общественной инфраструктуры

муниципальных образований

Субсидии для долевого фи-

нансирования инвестиционных

программ и проектов развития

общественной инфраструктуры

муниципальных образований

Субсидии для долевого

финансирования приоритетных

социально значимых расходов

муниципальных образований

Субсидии для долевого

финансирования приоритетных

социально значимых расходов

муниципальных образований

Субвенции на осуществление

отдельных государственных

полномочий, переданных орга-

нам местного самоуправления

федеральными (региональными)

законами

Субвенции на осуществление

отдельных государственных

полномочий, переданных орга-

нам местного самоуправления

федеральными (региональными)

законами

Иная финансовая помощь 

 

Иная финансовая помощь 

 

 

 

классификация  расходов  бюджетов  –  группировка  расходов 

бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на 

выполнение  основных  функций  государства  или  распределение 

бюджетных  средств  по  главным  распорядителям  средств  федерального 

бюджета; 

 

классификация источников финансирования дефицитов бюджетов 

– группировка заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией и 

органами местного управления для покрытия дефицитов соответствующих 

бюджетов; 


Смотрите также файлы