ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5170
Скачиваний: 7
Расходы местных бюджетов
Капитальные расходы
Текущие расходы
Расходы, предназначенные для
инвестиций в действующие
или вновь создаваемые юриди-
ческие лица в соответствии
с утвержденной инвестиционной
программой муниципального об-
разования
Средства, предоставляемые
муниципальным образованием
в качестве бюджетных кредитов
на инвестиционные цели юриди-
ческим лицам
Расходы на проведение капи-
тального (восстановительного)
ремонта и иные расходы, связан-
ные с расширенным воспроиз-
водством
Расходы, при осуществлении
которых создается или увеличи-
вается имущество, находящееся
в собственности муниципальных
образований
Другие расходы, включенные
в капитальные расходы мест-
ного бюджета в соответствии с
экономической классификацией
расходов бюджета Российской
Федерации
Расходы, обеспечивающие текущее
функционирование органов мест-
ного самоуправления, бюджетных
учреждений
Оказание финансовой поддержки
другим бюджетам в форме дотаций
и субвенций на текущее функцио-
нирование
Другие расходы, не включенные
в капитальные расходы в соответс-
твии с бюджетной классификацией
Российской Федерации
Рис. 8.10.
Расходы местных бюджетов
Ключевая идея реформы
состояла в том, чтобы четко и однозначно
установить в законодательстве структуру и функции муниципальных
образований различных типов и исходя из этого определить их расходные
полномочия и закрепить за ними на постоянной основе доходные
источники.
Основные направления преобразований сводились к следующему:
на
территории
страны
предусматривалось
введение
двухуровневой модели местного самоуправления, когда муниципальные
образования формируются как на поселенческом, так и на районном
уровне;
одноуровневые муниципальные образования – городские округа –
могли создаваться на городских территориях по решению региональных
властей;
устанавливался жесткий перечень вопросов местного значения
для каждого из типов муниципальных образований: поселений,
муниципальных районов, городских округов; в целом компетенция
органов местного самоуправления достаточно существенно сокращалась
по сравнению с дореформенной ситуацией;
вводилось более четкое регулирование передачи на местный
уровень отдельных государственных полномочий и обеспечения их
финансирования из бюджетов вышестоящих уровней;
были ужесточены законодательно закрепленные требования к
органам местного самоуправления, в частности предусмотрено наличие в
каждом муниципалитете представительного органа, главы и местной
администрации, урегулирована численность депутатов представительного
органа и т.п.; в то же время усиливались возможности воздействия
региональных властей на организацию и состав органов местного
самоуправления;
был ограничен перечень имущества, которое может находиться в
муниципальной
собственности; объекты, не подпадающие иод
законодательно
установленные
ограничения,
подлежали
перепрофилированию либо отчуждению;
за муниципальными образованиями были на постоянной основе
закреплены доходные источники; принципы и механизмы предоставления
финансовой помощи муниципалитетам были четко сформулированы в
федеральном
законодательстве
(включая
возможность
введения
отрицательных трансфертов для наиболее финансово обеспеченных
муниципальных образований).
Муниципальная реформа привела к закреплению в современном
финансовом праве следующей структуры местных бюджетов:
бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов,
бюджеты внутригородских муниципальных образований городов
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
бюджеты городских и сельских поселений.
В рамках этого разделения за двумя уровнями местного бюджета
закреплены соответствующие бюджетные полномочия (ст. 9 БК РФ) и
определены направления исполнения расходных обязательств местных
бюджетов (ст. 15 БК РФ).
Продолжим анализ содержания и функций бюджета. Бюджет
является одновременно и правовой, и экономической категорией. Это
основной инструмент государственного регулирования экономики,
который играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития.
Реализация любого направления политики государства в экономической,
социальной и политической сферах требует соответствующего ресурсного
обеспечения. Именно поэтому бюджет объективно необходим каждому
государству для выполнения возложенных на него функций. Отдельные
его элементы, такие как прямые и косвенные налоги, займы, расходы на
государственное управление, оборону и др., существовали на протяжении
всей истории человечества при различных общественных цивилизациях и
сохраняются в наши дни. С помощью бюджета государство осуществляет
перераспределение ВВП между отраслями, регионами страны, а также
между
отдельными
субъектами
экономики.
Цели
такого
перераспределения различны. К ним может относиться:
содействие развитию приоритетных отраслей экономики
(например, приоритетные национальные проекты); поддержка тех ее
секторов, которые являются убыточными или низкорентабельными, но
имеют при этом высокую социальную значимость (например, легкая
промышленность), а также необходимы для обеспечения национальной
безопасности;
выравнивание социально-экономического развития отдельных
регионов страны;
преодоление чрезмерной дифференциации доходов граждан и др.
Влияние бюджетного регулирования на экономическое развитие
страны является сложным и неоднозначным. Например, изъятие в бюджет
части доходов граждан и организаций с помощью системы
налогообложения сдерживает уровень экономической активности в стране,
однако при этом расширяются возможности проведения государственных
программ развития, финансируемых за счет бюджетных средств. Активное
выравнивание доходов региональных бюджетов за счет финансовой
поддержки центра, которое способствует улучшению положения более
бедных территорий, может оцениваться как несправедливое с позиции
богатых регионов, являющихся донорами таких программ, с одной
стороны, а с другой – стать причиной того, что многие территории станут
пассивно ожидать трансфертов из Центра.
Таким образом, при формировании государственного бюджета
необходима выработка таких подходов, которые учитывали бы баланс
различных общественных интересов, связанных с реализацией функций
государства в экономике.
Бюджет как система аккумуляции и использования денежных
средств имеет две взаимосвязанные составляющие:
способ образования бюджетного фонда за счет различных видов
доходов;
способ его использования в форме бюджетных расходов.
Структура доходов и расходов на очередной год является основным
содержанием бюджета, она определяет перспективные направления
социально-экономической политики государства и ресурсы для их
осуществления (при этом доходы – источники средств государства, а
расходы – направления их использования).
Бюджет оказывает не только прямое, но и косвенное влияние на
социально-экономическое развитие страны. Прямое влияние – это
изменение распределения ресурсов в экономике, которое является
непосредственным результатом налогообложения, системы заимствования
или осуществления бюджетных расходов.
Косвенное воздействие
заключается в том, что закрепленные в
бюджетных документах прогнозные значения основных показателей
развития страны (ВВП, уровня инфляции, курса национальной валюты и
др.), приоритеты государственной финансовой политики, конкретные
направления формирования и расходования средств бюджета формируют в
обществе определенные ожидания и приоритетно учитываются другими
субъектами рынка при планировании своей хозяйственной деятельности на
перспективу.
8.5.1. Общественные функции бюджета
Основное назначение бюджета – аккумулировать финансовые
средства в руках государства и использовать их для финансирования
различных программ и проектов, прежде всего социальных. Однако
помимо
этой
важнейшей
функции,
которую
можно
назвать
распределительной,
бюджет выполняет и ряд других.
1.
Контрольная функция.
Бюджет позволяет контролировать
действия исполнительной власти. Контроль может осуществляться в
различных формах со стороны специализированных органов, наделенных
контрольными полномочиями (например, Счетной палатой, вышестоящей
организацией и др.), и со стороны общества.
В
странах
с
развитыми
демократическими
традициями
принципиальное значение при реализации контрольной функции