Файл: Муниципальное управление (Половинкин).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 5177

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

фондов  Российской  Федерации,  финансовыми  органами  субъектов 

Российской Федерации. 

 

Обеспечивает  в  пределах  остатков  средств  на  счетах  бюджетов 

БС  РФ  проведение  кассовых  выплат  из  бюджетов  от  имени  и  по 

поручению  администраторов  доходов  бюджета,  администраторов 

источников финансирования дефицита бюджета, финансовых органов или 

получателей средств бюджета, лицевые счета которых открыты в органах 

Казначейства России. 

 

Осуществляет  санкционирование  оплаты  денежных  обязательств 

получателей  средств  федерального  бюджета  и  администраторов 

источников  финансирования  дефицита  федерального  бюджета,  лицевые 

счета которых открыты в Казначействе России. 

 

Осуществляет  иные  бюджетные  полномочия,  установленные  БК 

РФ  и  (или)  принимаемыми  в  соответствии  с  ним  нормативными 

правовыми актами Правительства Российской Федерации. 

Таким  образом,  казначейский  метод  исполнения  бюджета 

предусматривает: 

 

аккумуляцию  финансовых  ресурсов  в  единой  кассе,  т.е.  на 

банковских счетах Казначейства России; 

 

раздельный учет Казначейством России налоговых и неналоговых 

доходов, а также доходов целевых бюджетных фондов; 

 

открытие  в  Казначействе  России  лицевых  счетов  главных 

распорядителей,  распорядителей  и  получателей  бюджетных  средств  с 

одновременным закрытием их бюджетных счетов в банках; 

 

утверждение 

лимитов 

финансирования 

для 

получателей 

бюджетных  средств  на  месяц  с  учетом  прогнозируемого  поступления 

доходов  (графиков  финансирования)  в  разрезе  разделов  и  статей 

бюджетной классификации; 

 

финансирование  расходов  получателей  бюджетных  средств, 

осуществляемое 

по 

распоряжению 

владельца 

лицевого 

счета 


background image

Казначейством  России  непосредственно  поставщику  или  подрядчику  за 

поставленные товары, выполненные работы, предоставленные услуги; 

 

учет Казначейством России расходов по лицевому счету в разрезе 

статей бюджетной классификации; 

 

контроль  над  соблюдением  плановых  бюджетных  назначений  и 

целевым расходованием бюджетных средств владельцем лицевого счета и 

Казначейством России. 

Процедура разработки и утверждения бюджета имеет два аспекта. С 

одной стороны, она предусматривает применение технологий бюджетного 

планирования  (бюджетирование,  ориентированное  на  результат,  как 

основной  метод  финансового  планирования  в  государственном  секторе) 

для обоснования показателей, характеризующих отдельные статьи доходов 

и  расходов  исходя  из  заданных  ограничений  (фактического  и  планового 

уровня  ВВП,  инфляции,  масштабов  и  эффективности  государственного 

сектора  экономики,  наличия  защищенных  статей  расходов,  графика 

погашения  внешнего  долга  и  т.п.).  С  другой  –  целевых  установок 

государственной  социально-экономической  политики  (долгосрочной 

государственной стратегии). 

Бюджетный процесс включает в себя четыре этапа: 

 

составление бюджета; 

 

его рассмотрение и утверждение; 

 

исполнение; 

 

контроль за исполнением.

 

 

8.6.2. Составление проекта бюджета 

Составление  проекта  бюджета  –  процесс,  связанный  с  бюджетом  и 

его 

историей 

на 

протяжении 

всего 

периода 

существования 

государственных  финансов.  За  многовековой  период  эта  процедура  в 

значительной степени эволюционировала (табл

Ошибка!  Неизвестный  аргумент 

ключа.

.) 


background image

 

Таблица 0.2 

Способы составления проекта бюджета 

 

Способ 

Характеристика 

Постатейный бюджет

составленный по 
принципу приращения 

Служит источником фондов для ведомств, расходующих 

государственные средства, является самым 
распространенным способом составления бюджета. 
Продолжительность его функционирования позволяет 
выделить следующие недостатки: 

 

единая система классификации, применяемая в 

данном способе, не дает всей информации, которая 
затрагивает интересы участников бюджетного процесса и 
позволяет осуществлять анализ бюджетных доходов и 
расходов; 

 

легкость бюджетного планирования, отличающая 

этот способ, не обеспечивает достижения оптимизации 
бюджета; 

 

принцип приращения рассчитывается как база в 

реальном выражении (с поправкой на инфляцию) плюс 
процент прироста; 

 

бюджет планового периода составляется по принципу 

«от достигнутого», что предполагает постоянный характер 
расходов 

Планово-
программное 
бюджетирование

 – 

система 
финансирования 
программ, которая 
сохраняет постатейный 
бюджет в 
модифицированном 
виде; существует 
многообразие форм 
планирования бюджета 
в рамках системы 

Классификация расходов по функциональным программам 

вне зависимости от административного механизма 
расходования; 

конкретизация целей программы с поддающимся 

измерению результатом; 

измерение и оценка результатов с учетом поставленных 

целей; 

составление бюджетных прогнозов на три-пять лет 

Составление бюджета 
на нулевой основе 

США первыми разработали данный метод. Президент 

Картер пытался внедрить этот метод в систему управления 
государственными финансами. Составление бюджета на 
нулевой основе предусматривало замену принципа 
приращения, основанного на фиксации расходов бюджета, 

на принцип нулевой основы, который по логике 

означает отказ от планирования на основе достигнутого. 
Согласно новому принципу, все программы должны 
обосновывать запрашиваемые под них бюджетные 
ассигнования – так, если бы каждый год начинался «с нуля». 
Метод просуществовал недолго, отказ от него был вызван 
обилием документации, все министерства и ведомства 
погрязли в ежегодных системах обоснования собственных 
расходов 


background image

Способ 

Характеристика 

Управление по целям

 

– 
бюджетирование, 
ориентированное на 
результат. 
Перспективное 
планирование 
финансирования 
программ. Способ 
получил развитие в 
результате 
необходимости выбора 
бюджетной и 
налоговой политики и 
совершенствования 
планирования – 
бюджетирование, 
соединенное с 
бюджетом на нулевой 
основе 

Формирование государственного бюджета 

осуществляется как целостная система, включающая этапы 
планирования, реализации, мониторинга и оценки 
результатов. Развивается система планирования, 
программирования и финансирования программ/проектов, 
вбирающая основные элементы планово-программного 
бюджетирования. Основные элементы системы: 

 

классификация расходов по функциональной, 

экономической и ведомственной классификации; 

 

эффективность бюджетных расходов, 

измерение и мониторинг результатов с учетом поставленных 
целей; 

 

среднесрочное бюджетное планирование 

(бюджет текущего финансового года + проектировки 
бюджета на два последующих года); 

 

составление бюджетов существующих и 

принимаемых обязательств 

 
Составление проекта бюджета – длительный и трудоемкий процесс, 

основанный  на  соответствующей  нормативной  базе.  При  разработке 

бюджета  используется  перечень  исходной  информации  и  документов. 

Особую  роль  при  этом  играет  подготовка  прогноза  социально-

экономического  развития  страны  или  территории.  В  нашей  стране 

основную  функцию  в  подготовке  прогноза  социально-экономического 

развития  (на  федеральном  уровне)  осуществляет  Минэкономразвития 

России,  на  уровне  регионов  –  органы  экономического  развития 

территорий.  При  участии других  органов исполнительной власти,  прежде 

всего  Минфина  России,  Минэкономразвития  России  разрабатывает 

многовариантный  прогноз  (множественные  сценарные  условия),  который 

впоследствии обсуждается  и корректируется  в  Правительстве  Российской 

Федерации. 

Наряду  с  Минэкономразвития  России  и  Минфином  России  свои 

прогнозы  составляет  Банк  России,  а  также  независимые  аналитические 

центры и институты. 


background image

Прогноз  социально-экономического  развития 

–  это  базис,  на 

основе  которого  строится  макроэкономическая  (в  частности,  бюджетнал) 

политика как в долгосрочном, так и в средне- и краткосрочном периодах. 

Цели  бюджетной  политики  конкретизируются  в  бюджетном 

послании Президента Федеральному собранию Российской Федерации. На 

уровне  субъектов  Российской  Федерации  с  бюджетным  посланием 

выступает 

глава 

исполнительной 

власти 

соответствующей 

административно-территориальной 

единицы. 

Формат 

бюджетного 

послания  президента  содержит  основные  направления  бюджетной 

политики  страны  на  очередной  финансовый  год  и  плановый  период 

(составляет два года). 

Помимо перечисленных документов в основе проектировки бюджета 

лежит прогноз среднесрочного финансового плана и перспективный план 

развития 

государственного 

или 

муниципального 

сектора 

на 

соответствующий  год.  Под  среднесрочным  финансовым  планом  субъекта 

Российской  Федерации  (муниципального  образования)  понимается 

документ,  содержащий  основные  параметры  бюджета  субъекта 

Российской  Федерации  (местного  бюджета).  Среднесрочный  финансовый 

план содержит следующие документы: 

 

прогнозируемый 

общий 

объем 

доходов 

и 

расходов 

соответствующего  бюджета  и  консолидированного  бюджета  субъекта 

Российской Федерации (муниципального района); 

 

объемы  бюджетных  ассигнований  по  главным  распорядителям 

бюджетных  средств  по  разделам,  подразделам,  целевым  статьям  и  видам 

расходов классификации расходов бюджетов; 

 

распределение в очередном финансовом году и плановом периоде 

между  муниципальными  образованиями  дотаций  на  выравнивание 

бюджетной обеспеченности муниципальных образований; 

 

нормативы  отчислений  от  налоговых  доходов  в  местные 

бюджеты, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации; 


Смотрите также файлы