ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5184
Скачиваний: 7
8.6.4.Исполнение бюджета
Исполнение
бюджета
и
бюджетов
государственных
внебюджетных фондов
начинается после утверждения закона о бюджете
и законов о соответствующих фондах. Осуществляется исполнительной
властью и заключается в выполнении доходной и расходной частей
бюджета. Задачи исполнения бюджета – обеспечение поступления налогов
и других видов доходов по каждому источнику, а также финансирование
расходов в пределах утвержденных сумм.
Процедура исполнения бюджета четко регламентирована законом.
Так, исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных
внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта
Российской Федерации и бюджета территориального государственного
внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно
Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным
органом власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией
муниципального образования. При этом
организация исполнения
бюджета
ложится на соответствующий финансовый орган. Исполнение
бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи (ст. 217 БК
РФ) и кассового плана (ст. 217(1) БК РФ). Бюджет исполняется на основе
единства кассы и подведомственности расходов.
Исполнение
бюджета
законодательно
осуществляется
как
исполнение бюджета по доходам (ст. 218) и расходам (ст. 219).
Исполнение
бюджета
по
доходам
предусматривает
процедуру
использования доходов, фактически полученных при использовании
бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете (ст. 232 БК
РФ). Исполнение бюджета по расходам предусматривает процедуры
блокировки расходов и иммунитета бюджета (ст. 231, 239 БК РФ).
Органы исполнительной власти имеют определенную свободу
действий, для того чтобы оперативно реагировать на изменения
социально-экономической ситуации. В частности, они могут вносить
изменения по различным направлениям расходования средств в пределах
утвержденных ассигнований.
Исполнение бюджета зависит от ряда внешних обстоятельств, на
которые правительство имеет очень ограниченное влияние. Например,
сокращение бюджетных доходов может быть обусловлено ухудшением
конъюнктуры зарубежных рынков (например, снижением цен на
энергоресурсы), которое трудно прогнозировать. Порядок действия
исполнительной власти в таких ситуациях должен быть предусмотрен в
законодательстве. В частности, бюджетное законодательство регулирует
процедуру секвестра бюджета – пропорционального сокращения всех его
расходных статей, за исключением защищенных, при резком сокращении
фактических доходов относительно запланированного уровня. Также
должны быть предусмотрены:
порядок исполнения бюджета в случае, если закон о бюджете
принимается с опозданием и не вступил в силу с начала финансового года;
порядок использования доходов, фактически полученных при
исполнении бюджета сверх утвержденных законом о бюджете;
ряд других моментов.
В процессе исполнения бюджета важную роль играют налоговые
органы, администрирующие поступление налоговых доходов в
бюджетную систему, а также Казначейство России – государственный
финансовый орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения
бюджета.
Финансовый контроль (глава 26 БК РФ) осуществляется в трех
основных формах: предварительный, текущий и последующий (рис. 8.11)
Формы финансового контроля
Предварительный
контроль
– в ходе
утверждения проекта
решения о бюджете
Текущий контроль -
в ходе рассмотрения
отдельных вопросов ис-
полнения бюджета
Последующий
контроль
– в ходе рас-
мотрения и утверждения
отчетов об исполнении
бюджета
Рис. 8.11.
Муниципальный финансовый контроль
Предварительный контроль применяется в ходе обсуждения и
утверждения проекта закона о бюджете. Текущий проводится на этапе
исполнения бюджета в течение всего бюджетного периода и позволяет
оперативно выявлять и исправлять нарушения, возникающие в бюджетной
сфере, с целью приведения бюджетной политики правительства и
отдельных государственных учреждений в соответствие с действующими
законами. Текущий контроль осуществляют органы исполнительной и
законодательной
власти,
а
также
общественные
организации.
Последующий контроль проводится по окончании бюджетного периода в
ходе рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета. Данный
отчет составляется правительством и направляется для получения
заключения в орган финансового контроля (в России эти функции
выполняет Счетная палата). За этим обычно следует утверждение отчета
об исполнении бюджета законодательным органом.
Право осуществлять финансовый контроль имеют следующие
органы власти и организации:
законодательные (представительные) органы власти;
органы исполнительной власти федерации и субъектов
Российской Федерации, местные администрации МО;
Казначейство России;
федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
главные распорядители, главные администраторы доходов
бюджета и главные администраторы источников финансирования
дефицитов бюджета.
Контрольные вопросы
1.
Что входит в состав муниципального имущества?
2.
Проанализируйте и дайте толкование финансовой модели
территориального общественного самоуправления.
3.
Назовите структуру бюджетного процесса.
4.
Перечислите недостатки системы надбавок и отчислений.
5.
Какие
два
механизма
выравнивания
предусматривает
Федеральный закон?
6.
В каком документе упоминается о том, что органы местного
самоуправления имеют право «на обладание средствами,
которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении
своих функций»?
7.
На какие две основные группы делится муниципальное
имущество, в зависимости от его назначения?
8.
Перечислите виды местного бюджета.
9.
Какие этапы включает бюджетный процесс?
10.
Что входит в статью необязательных расходов?
Глава 9. Инвестиционные процессы муниципальном образовании
Каждому человеку соответствует определенный род деятельности,
который делает его полезным для общества и одновременно
приносит ему счастье.
М. Баррес
9.1. Инвестиционная система муниципального образования
Вступление в силу Федерального закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131
ФЗ от 16.09.2003) привело к значительному увеличению полномочий
муниципальных образований, росту их ответственности перед местным
населением. К сожалению, в настоящее время лишь немногие
муниципальные образования России оказались в состоянии выполнять в
полном объеме возложенные на них функции. Одной из основных причин
сложившейся ситуации явилось то, что большинство муниципальных
образований не обладает достаточной финансово-экономической базой. В
этих условиях важнейшее значение для осуществления устойчивого соци-
ально-экономического развития муниципальных образований имеет
уровень развития их инвестиционных систем.
Инвестиционная система муниципального образования представляет
собой сложную совокупность участников инвестиционных процессов,
которые взаимосвязаны и совместно функционируют на территории
муниципального образования для достижения необходимых социально-
экономических результатов. Основными участниками инвестиционного
процесса на местном уровне являются инвесторы, местные органы власти
и управления, потребители инвестиций.
В инвестиционной системе муниципального образования можно
выделить следующие основные подсистемы: субъекты и объекты
инвестирования, инвестиционные ресурсы, инвестиционные процессы,
процедуры, организационные структуры, обеспечивающие приток
инвестиций.