Файл: Муниципальное управление (Половинкин).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 5179

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

дефицит (профицит) бюджета; 

 

верхние  пределы  государственного  внутреннего  и  внешнего 

долгов  субъекта  Российской  Федерации,  а  также  верхний  предел 

муниципального долга; 

 

прогнозируемый объем доходов, расходов, дефицита (профицита) 

территориального государственного внебюджетного фонда. 

Показатели среднесрочного финансового плана субъекта Российской 

Федерации и муниципального образования имеют индикативный характер. 

Кроме  того,  разрабатывается  сводный  финансовый  баланс 

Российской  Федерации  или  территории  –  документ,  характеризующий 

объем  и  использование  финансовых  ресурсов  страны  (территории)  и 

секторов 

экономики. 

Порядок 

его 

разработки 

определяется 

Правительством 

Российской 

Федерации, 

финансовыми 

органами 

региональных и местных администраций. 

Баланс  финансовых  ресурсов  представляет  собой  баланс  всех 

доходов  и  расходов  Российской  Федерации,  субъектов  Российской 

Федерации,  муниципальных  образований  и  хозяйствующих  субъектов  на 

определенной  территории.  Он  составляется  на  основе  отчетного  баланса 

финансовых  ресурсов  за  предыдущий  год  в  соответствии  с  прогнозом 

социально-экономического развития соответствующей территории. 

При разработке параметров бюджетов учитываются также: 

 

долгосрочные федеральные  и региональные целевые  программы, 

реализуемые  за  счет  средств  федерального  бюджета,  бюджета  субъекта 

Российской  Федерации,  а  также  бюджета  муниципального  образования 

(МО); 

 

федеральная адресная инвестиционная программа; 

 

Инвестиционный  фонд  Российской  Федерации  как  часть  средств 

федерального  бюджета,  подлежащая  использованию  в  целях  реализации 

инвестиционных 

проектов, 

осуществляемых 

на 

принципах 

государственно-частного партнерства; 


background image

 

ведомственные целевые программы. 

После  одобрения  Правительством  Российской  Федерации  прогноза 

социально-экономического  развития  на  очередной  финансовый  год 

Минфин  России  осуществляет  разработку  основных  характеристик 

федерального  бюджета  и  распределение  расходов  на  очередной 

финансовый  год  в  соответствии  с  функциональной  классификацией  и 

проектировками  основных  доходов  и  расходов  на  среднесрочную 

перспективу,  которые  впоследствии  представляются  на  одобрение  в 

Правительство Российской Федерации. Минфин России также уведомляет 

органы  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  о 

методике  формирования  межбюджетных  отношений  на  очередной 

финансовый  год.  Составление  проектов  бюджетов  –  исключительная 

прерогатива 

Правительства 

Российской 

Федерации, 

высших 

исполнительных  органов  государственной  власти  субъектов  Российской 

Федерации  и  местных  администраций  муниципальных  образований. 

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Минфин 

России,  финансовые  органы  субъектов  Российской  Федерации  и 

муниципальных образований. 

Изменение  видов  бюджетов  и  способов  их  составления  и 

планирования  расширило  возможность  для  экономического  анализа 

бюджета  и  оценки  результатов  государственных  программ  и  фискальной 

политики.  Главным  итогом  эволюционного  процесса  государственных 

финансов стал перенос приоритетов в бюджетном процессе – с управления 

доходами  на  управление  расходами,  а  сегодня  в  рамках  расходов  –  на 

управление не затратами, а результатами, что обусловливает актуальность 

проблемы роста эффективности бюджетных расходов. 

В Российской Федерации бюджеты ведомств составляются на основе 

метода  постатейного  распределения  в  соответствии  с  БК  РФ.  Однако  в 

долгосрочной 

перспективе 

такой 

подход 

может 

привести 

к 

финансированию  избыточных  структур,  а  также  предоставлению  услуг, 


background image

которые  не  отвечают  потребностям  общества  по  качеству,  времени  или 

месту  предоставления,  а  кроме  того,  к  снижению  общей  эффективности 

расходов,  с  одной  стороны,  и  к  недофинансированию  производства 

товаров  и  услуг,  необходимых  обществу,  –  с  другой.  Поэтому  в  рамках 

бюджетирования,  ориентированного  на  результат,  вводится  программно-

целевой  метод  составления  бюджета,  при  этом  осуществляется 

корректировка  бюджетных  программ  и  пересматриваются  размеры  их 

финансирования.  В  соответствии  с  БК  РФ  все  работы  по  согласованию 

бюджетных  проектировок,  а  также  разработке  сопутствующих  проекту 

бюджета  документов  должны  быть  завершены  до  15  июля  года, 

предшествующего  финансовому.  После  этого  в  течение  месяца 

Правительство  Российской  Федерации  рассматривает  все  документы  и 

утверждает  проект  Федерального  закона  о  федеральном  бюджете  для 

внесения его в Государственную Думу. 

Что касается субъектов Российской Федерации и МО, то согласно БК 

РФ, установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета 

находится в компетенции органов власти субъекта Российской Федерации 

или муниципального образования соответственно Таким образом, порядок 

составления проекта бюджета в пределах общих принципов варьируется в 

регионах и муниципальных образованиях. Бюджетный процесс в регионах 

может  регулироваться  уставом,  конституцией,  законом  субъекта 

Российской  Федерации  В  общих  чертах  этап  составления  бюджетов  на 

уровне регионов аналогичен тому, что происходит на федеральном уровне. 

Анализируются 

итоги 

финансово-хозяйственной  деятельности 

за 

предыдущий  год  и  социально-экономическая  ситуация  в  регионе,  далее 

разрабатывается  прогноз  и  план  социально-экономического  развития 

территории 

перечень 

целевых 

программ, 

программа 

развития 

государственной  или  муниципальной  собственности  на  очередной 

финансовый  год.  На  основании  бюджетного  послания,  информации, 

полученной  от  вышестоящих  и  нижестоящих  уровней  бюджетной 


background image

системы,  касающейся  межбюджетных  отношений,  орган  исполнительной 

власти составляет проект бюджета. 

В рамках действующего законодательства предусмотрена процедура 

временного  управления  бюджетом,  которая  имеет  место  в  случае,  если 

закон  о  бюджете  не  вступил  в  силу  с  начала  текущего  финансового  года 

(ст. 190 БК РФ). 

 

8.6.3. Рассмотрение и утверждение бюджета 

Осуществляется  законодательным  (представительным)  органом 

власти  –  парламентом.  На  этом  этапе  свои  предложения  по  проекту 

бюджета  высказывают  парламентские  фракции,  а  также  граждане  и 

общественные 

организации,  которые 

таким  образом 

получают 

возможность участвовать в бюджетном процессе. 

Законодательный  орган  власти  рассматривает  не  только  текст 

проекта  закона  о бюджете  –  ему  предоставляется  гораздо  более  широкий 

пакет  документов,  включающий  прогнозы  развития  страны,  расчеты  по 

отдельным  статьям  бюджета,  план  развития  государственного  сектора, 

проект  программы  приватизации,  программы  внешних  заимствований  и 

т.д.  В  число  необходимых  документов  входят  и  законодательные  акты, 

требующие  утверждения  наряду  с  бюджетом  (например,  о  внесении 

изменений в налоговое законодательство). 

Правительство  Российской  Федерации  вносит  на  рассмотрение  и 

утверждение  в  Государственную  Думу  проект  Федерального  закона  о 

федеральном  бюджете  на  очередной  финансовый  год  и  плановый  период 

не позднее 26 августа текущего года. Банк России до 26 августа текущего 

года представляет в Государственную Думу проект основных направлений 

единой  государственной  денежно-кредитной  политики  на  очередной 

финансовый год и плановый период. 

Позиция  законодателей  в  бюджетном  процессе  зависит  от  расклада 

политических  сил  в  парламенте.  Если  влияние  партий,  оппозиционных 


background image

политике  правительства,  в  парламенте  достаточно  велико,  рассмотрение 

бюджета  может  быть  конфликтным  процессом,  затягиваться  на 

длительный  срок  и  приводить  к  существенной  корректировке 

законопроекта. Чтобы обеспечить своевременное принятие бюджета даже 

в  таких  условиях,  его  порядок  и  процедура  должны  быть  четко 

регламентированы законом. 

Обычно  рассмотрение  бюджета  разбивается  на  этапы,  именуемые 

чтениями.  В  Российской  Федерации,  согласно  БК  РФ,  проект  закона  о 

бюджете  рассматривается  Государственной  Думой  в  трех  чтениях,  после 

чего передается в Совет Федерации.  Предметом первого чтения являются 

концепция бюджета, прогноз социально-экономического развития страны, 

параметры  макроэкономического  прогноза  на  будущий  год,  основные 

направления 

бюджетной 

и 

налоговой 

политики 

и 

основные 

характеристики  бюджета:  объем  доходов,  расходов  и  дефицита.  Процесс 

рассмотрения бюджета в первом чтении представлен в ст. 198–204 БК РФ. 

Второе  чтение  посвящено  рассмотрению  детальной  структуры  доходов  и 

расходов, 

межбюджетных 

отношений, 

программы 

внешних 

заимствований,  перечня  целевых  программ  и  др.  (ст.  205  БК  РФ).  В 

третьем  чтении  парламент  голосует  за  законопроект  в  целом,  при  этом 

утверждается  ведомственная  структура  расходов,  после  чего  бюджет 

направляется  в  Совет  Федерации  и  утверждается  в  качестве  закона. 

Принятый  закон  направляется  президенту  для  подписания  и 

обнародования.  Президент  Российской  Федерации  имеет  право  на 

отклонение закона о бюджете текущего финансового года (ст. 210 БК РФ). 

В  рамках  действующего  законодательства  внесение  изменений  в 

Федеральный  закон  о  федеральном  бюджете  должно  сопровождаться 

новыми законодательными актами (ст. 212 и 213 БК РФ). 

 

 


Смотрите также файлы