ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5179
Скачиваний: 7
дефицит (профицит) бюджета;
верхние пределы государственного внутреннего и внешнего
долгов субъекта Российской Федерации, а также верхний предел
муниципального долга;
прогнозируемый объем доходов, расходов, дефицита (профицита)
территориального государственного внебюджетного фонда.
Показатели среднесрочного финансового плана субъекта Российской
Федерации и муниципального образования имеют индикативный характер.
Кроме того, разрабатывается сводный финансовый баланс
Российской Федерации или территории – документ, характеризующий
объем и использование финансовых ресурсов страны (территории) и
секторов
экономики.
Порядок
его
разработки
определяется
Правительством
Российской
Федерации,
финансовыми
органами
региональных и местных администраций.
Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех
доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на
определенной территории. Он составляется на основе отчетного баланса
финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом
социально-экономического развития соответствующей территории.
При разработке параметров бюджетов учитываются также:
долгосрочные федеральные и региональные целевые программы,
реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта
Российской Федерации, а также бюджета муниципального образования
(МО);
федеральная адресная инвестиционная программа;
Инвестиционный фонд Российской Федерации как часть средств
федерального бюджета, подлежащая использованию в целях реализации
инвестиционных
проектов,
осуществляемых
на
принципах
государственно-частного партнерства;
ведомственные целевые программы.
После одобрения Правительством Российской Федерации прогноза
социально-экономического развития на очередной финансовый год
Минфин России осуществляет разработку основных характеристик
федерального бюджета и распределение расходов на очередной
финансовый год в соответствии с функциональной классификацией и
проектировками основных доходов и расходов на среднесрочную
перспективу, которые впоследствии представляются на одобрение в
Правительство Российской Федерации. Минфин России также уведомляет
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации о
методике формирования межбюджетных отношений на очередной
финансовый год. Составление проектов бюджетов – исключительная
прерогатива
Правительства
Российской
Федерации,
высших
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и местных администраций муниципальных образований.
Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Минфин
России, финансовые органы субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований.
Изменение видов бюджетов и способов их составления и
планирования расширило возможность для экономического анализа
бюджета и оценки результатов государственных программ и фискальной
политики. Главным итогом эволюционного процесса государственных
финансов стал перенос приоритетов в бюджетном процессе – с управления
доходами на управление расходами, а сегодня в рамках расходов – на
управление не затратами, а результатами, что обусловливает актуальность
проблемы роста эффективности бюджетных расходов.
В Российской Федерации бюджеты ведомств составляются на основе
метода постатейного распределения в соответствии с БК РФ. Однако в
долгосрочной
перспективе
такой
подход
может
привести
к
финансированию избыточных структур, а также предоставлению услуг,
которые не отвечают потребностям общества по качеству, времени или
месту предоставления, а кроме того, к снижению общей эффективности
расходов, с одной стороны, и к недофинансированию производства
товаров и услуг, необходимых обществу, – с другой. Поэтому в рамках
бюджетирования, ориентированного на результат, вводится программно-
целевой метод составления бюджета, при этом осуществляется
корректировка бюджетных программ и пересматриваются размеры их
финансирования. В соответствии с БК РФ все работы по согласованию
бюджетных проектировок, а также разработке сопутствующих проекту
бюджета документов должны быть завершены до 15 июля года,
предшествующего финансовому. После этого в течение месяца
Правительство Российской Федерации рассматривает все документы и
утверждает проект Федерального закона о федеральном бюджете для
внесения его в Государственную Думу.
Что касается субъектов Российской Федерации и МО, то согласно БК
РФ, установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета
находится в компетенции органов власти субъекта Российской Федерации
или муниципального образования соответственно Таким образом, порядок
составления проекта бюджета в пределах общих принципов варьируется в
регионах и муниципальных образованиях. Бюджетный процесс в регионах
может регулироваться уставом, конституцией, законом субъекта
Российской Федерации В общих чертах этап составления бюджетов на
уровне регионов аналогичен тому, что происходит на федеральном уровне.
Анализируются
итоги
финансово-хозяйственной деятельности
за
предыдущий год и социально-экономическая ситуация в регионе, далее
разрабатывается прогноз и план социально-экономического развития
территории
перечень
целевых
программ,
программа
развития
государственной или муниципальной собственности на очередной
финансовый год. На основании бюджетного послания, информации,
полученной от вышестоящих и нижестоящих уровней бюджетной
системы, касающейся межбюджетных отношений, орган исполнительной
власти составляет проект бюджета.
В рамках действующего законодательства предусмотрена процедура
временного управления бюджетом, которая имеет место в случае, если
закон о бюджете не вступил в силу с начала текущего финансового года
(ст. 190 БК РФ).
8.6.3. Рассмотрение и утверждение бюджета
Осуществляется законодательным (представительным) органом
власти – парламентом. На этом этапе свои предложения по проекту
бюджета высказывают парламентские фракции, а также граждане и
общественные
организации, которые
таким образом
получают
возможность участвовать в бюджетном процессе.
Законодательный орган власти рассматривает не только текст
проекта закона о бюджете – ему предоставляется гораздо более широкий
пакет документов, включающий прогнозы развития страны, расчеты по
отдельным статьям бюджета, план развития государственного сектора,
проект программы приватизации, программы внешних заимствований и
т.д. В число необходимых документов входят и законодательные акты,
требующие утверждения наряду с бюджетом (например, о внесении
изменений в налоговое законодательство).
Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение и
утверждение в Государственную Думу проект Федерального закона о
федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период
не позднее 26 августа текущего года. Банк России до 26 августа текущего
года представляет в Государственную Думу проект основных направлений
единой государственной денежно-кредитной политики на очередной
финансовый год и плановый период.
Позиция законодателей в бюджетном процессе зависит от расклада
политических сил в парламенте. Если влияние партий, оппозиционных
политике правительства, в парламенте достаточно велико, рассмотрение
бюджета может быть конфликтным процессом, затягиваться на
длительный срок и приводить к существенной корректировке
законопроекта. Чтобы обеспечить своевременное принятие бюджета даже
в таких условиях, его порядок и процедура должны быть четко
регламентированы законом.
Обычно рассмотрение бюджета разбивается на этапы, именуемые
чтениями. В Российской Федерации, согласно БК РФ, проект закона о
бюджете рассматривается Государственной Думой в трех чтениях, после
чего передается в Совет Федерации. Предметом первого чтения являются
концепция бюджета, прогноз социально-экономического развития страны,
параметры макроэкономического прогноза на будущий год, основные
направления
бюджетной
и
налоговой
политики
и
основные
характеристики бюджета: объем доходов, расходов и дефицита. Процесс
рассмотрения бюджета в первом чтении представлен в ст. 198–204 БК РФ.
Второе чтение посвящено рассмотрению детальной структуры доходов и
расходов,
межбюджетных
отношений,
программы
внешних
заимствований, перечня целевых программ и др. (ст. 205 БК РФ). В
третьем чтении парламент голосует за законопроект в целом, при этом
утверждается ведомственная структура расходов, после чего бюджет
направляется в Совет Федерации и утверждается в качестве закона.
Принятый закон направляется президенту для подписания и
обнародования. Президент Российской Федерации имеет право на
отклонение закона о бюджете текущего финансового года (ст. 210 БК РФ).
В рамках действующего законодательства внесение изменений в
Федеральный закон о федеральном бюджете должно сопровождаться
новыми законодательными актами (ст. 212 и 213 БК РФ).