ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5232
Скачиваний: 7
Существует, однако, и другой выход из положения. Можно, не
отказываясь от идеи построения целостной картины города, попытаться
получить ее не на основе перебора всей совокупности влияющих на нее
факторов, а с помощью обобщающих моделей, адекватно отражающих
самые главные характеристики явления – пространственную организацию
города и динамику его развития.
Пространственная организация любого градостроительного объекта
тесным образом связана с социальной организацией общества,
природными условиями, техническими возможностями и целым рядом
других факторов, и в значительной степени подчинена им. Без знания
особенностей воздействия этих факторов и определяющих его конкретно-
исторических
закономерностей
не
могут
быть
сколько-нибудь
основательными никакие анализы и оценки, а тем более прогнозирование
или управление развитием реальной градостроительной ситуации. Однако
само воздействие этих факторов и закономерностей проявляется в
пространственной организации города и может быть адекватно описано
только
с
помощью
системы
специфически
пространственных
представлений. Поэтому город рассматривается как пространственно-
планировочная система, т. е. как целостная совокупность материально-
пространственных элементов, объединенных между собой устойчивыми
функционально-пространственными связями. Эти связи определяют
структуру системы.
Город при большом многообразии своих количественных
параметров и качественных характеристик отличается в большинстве
случаев достаточно высокой устойчивостью наблюдаемых структур и
структурных закономерностей. Поэтому перенос внимания на изучение его
функционально-пространственной структуры оказывается достаточно
эффективным.
Изучение города с позиций системного подхода начинается с
определения места, которое он занимает в рамках общей иерархии
пространственно-планировочных систем, формирующих жизненную среду
человека. Следует перейти от расплывчатого представления о городе как
таковом к достаточно строгому определению городской системы.
Сегодня слово «город» обозначает сложный и неоднородный по
составу конгломерат явлений и объектов, затрагивающих в той или иной
степени едва ли не все множество пространственных объектов жизненной
среды человека.
В этом множестве, однако, могут быть объективно выявлены по
меньшей мере три иерархически взаимосвязанных уровня, которые в
общих чертах соответствуют трем исторически сложившимся областям
практической и проектно-строительной деятельности человека в области
организации жизненной среды: архитектуре, градостроительству и
районной планировке.
Такая общая модель иерархии пространственно-планировочных
систем может быть описана в терминах системных представлений. На
каждом уровне иерархии основной объект исследования и проектирования
определяется как система, которая состоит из функционально-однородных
подсистем, соединенных системообразующими связями, и может быть
охарактеризована
определенными
пространственно-временными
параметрами.
Первый уровень. Городская среда формируется сооружениями.
Однако, несмотря на то, что сооружение традиционно всегда было
основным объектом профессиональной деятельности архитектора, само по
себе, взятое в отдельности, вне связей с другими сооружениями, оно не
определяет тип среды, ее состояние или изменение. Принципиальными для
изучения города на этом уровне являются не столько собственно городские
сооружения, сколько тип их пространственной взаимосвязи, тем более что
в современных условиях отдельное сооружение все больше теряет свою
замкнутость.
Поэтому на уровне городской среды в качестве основного объекта
исследования целесообразно рассматривать не отдельное сооружение, а
относительно обособленный участок среды, т. е. взаимосвязанный
комплекс
сооружений
и
городских
пространств,
образующий
архитектурно-планировочную систему (АПС). Такой комплекс может
сформироваться на основе стилевого единства, общности ландшафтных
характеристик или специфики функционального использования; однако
безотносительно к причине возникновения он всегда характеризуется
определенной мерой пространственной целостности и функциональной
связанности. Любой достаточно большой участок города естественно
распадается на отдельные архитектурно-планировочные системы. В
качестве АПС можно рассматривать общественный центр жилого района,
городскую застройку в пределах межмагистральной территории, городской
парк и т. п.
Элементами АПС являются отдельные сооружения, их компоненты
(помещения), относительно обособленные участки открытых пространств,
создающие необходимые условия для различных форм социальной
активности человека. Реальные функционально-пространственные связи,
на основе которых эти элементы объединяются в АПС, формируют ее
элементарную структуру. Так, конфигурация улиц, площадей и других
свободных участков определяет строение городской среды, а внутренняя
коммуникационная распределительная сеть (коридоры, лестницы, лифты и
т.п.) определяет строение крупного сооружения, комплекса, типа
университетского городка или медицинского центра.
Следует специально подчеркнуть, что АПС предполагает высокую
степень связанности составляющих ее элементов безотносительно к тому,
принадлежат ли они одному сооружению или находятся в открытом
пространстве. Точно так же архитектурным ансамблем принято называть
некоторое
композиционное
единство
безотносительно
к
тому,
представляет ли оно из себя один сложно дифференцированный
архитектурный объект или несколько объектов, взаимосвязанных в
пространстве.
АПС представляет из себя «элемент» городской среды, которая
потребляется человеком целиком и непрерывно. Поэтому масштаб
размеров
АПС
определяется
возможностями
неутомительного
пешеходного
передвижения,
на
основе
которого
реализуются
формирующие систему функциональные связи.
Второй уровень. В качестве элементов здесь выступают отдельные
АПС. Система этого уровня представляет из себя взаимосвязанное
единство их, т.е. городских объектов и территорий, в рамках которого
реализуется комплекс основных социальных потребностей населения.
Внутренняя целостность системы такого типа определяется наличием
устойчивых регулярных трудовых и культурно-бытовых связей населения,
как это имеет место в традиционном компактном городе, что и позволяет
охарактеризовать ее как собственно «городскую систему» (ГС). Важную
роль в реализации этих функциональных связей играет городской
транспорт. Соответственно структура ГС находит отражение в трассировке
главных дорог и транспортных магистралей, в размещении важнейших
транспортно-коммуникационных узлов.
В современных условиях ГС чаще всего представляет из себя группу
взаимосвязанных поселений и значительно реже – нерасчлененную,
компактно организованную урбанизированную территорию в духе
классических представлений о городе. В дальнейшем такая картина станет,
вероятно, еще более выраженной. Введение понятия «городская система»
делает неактуальными определение таких понятий, как агломерация,
групповая система расселения, урбанизированный район. Объекты,
обозначаемые этими терминами, в равной степени могут являться ГС в том
случае, если они отвечают основному критерию ее целостности, т. е.
характеризуются наличием регулярных трудовых и культурно-бытовых
связей. В свою очередь, отдельный город может быть рассмотрен как ГС
лишь в том случае, если он замыкает в своих границах эти
системообразующие связи. В случае, если этого не происходит, он должен
рассматриваться как относительно обособленный компонент ГС.
Размеры и реальные границы ГС определяются величиной предельно
допустимых затрат времени на регулярные внутренние сообщения. В
рамках суточного цикла эта величина, как правило, составляет не более 1
часа на поездку в одном направлении.
Третий уровень. На этом уровне, который можно охарактеризовать
как уровень городских скоплений, городские системы, т.е. крупные города,
агломерации, групповые системы, выступают как элементы. Задача
исследователя – понять, как они взаимодействуют друг с другом и с
окружающей средой. Важнейшим условием этого взаимодействия является
поддержание общего экологического баланса, развитие экономики на
основе
замкнутых
производственных
циклов,
обеспечивающих
рациональное потребление природного сырья, утилизацию и очистку
промышленных отходов, защиту и восстановление природного окружения.
Эти проблемы могут быть эффективно решены только в рамках региона,
имеющего необходимую сырьевую и энергетическую базу, людские,
материальные и территориальные ресурсы, достаточные для создания
устойчивого баланса производства и потребления, определяющего
известную его автономию в рамках национальной или глобальной
экономической системы. Такой объект будем называть региональной
системой (PC).
Системообразующими
для
PC
являются
транспортные,
информационные и энергетические связи, обеспечивающие регулирование
и
управление
функционированием
и
развитием
относительно
обособленной части крупного региона или страны. Особое положение в
структуре PC занимают пересечения магистральных коммуникаций, на
которых
размещаются
главные
административно-управленческие,
культурно-образовательные и другие центры.