ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5228
Скачиваний: 7
предусматривает прямого сокращения выделяемых бюджетных средств и
повышения тарифов. Напротив, в органе местного самоуправления
разрабатывается комплекс мер, способствующий притоку финансовых
ресурсов
на
внедрение
энергоресурсосберегающих
технологий,
автоматизацию, механизацию и другие мероприятия, дающие в будущем
сокращение текущих расходов. Как обеспечить необходимые капитальные
вложения при огромных текущих расходах на ЖКХ? Инструментом
решения этой проблемы является
система многовариантности
источников финансирования, когда ни один из финансовых источников не
является критичным. Что обеспечит формирование, целостность и
работоспособность сложной системы многовариантности? Для этого
должен быть применен маркетинговый подход, создана единая стратегия.
Основным направлением стратегии глобальной экономии применительно к
жилищным организациям
является
связанная диверсификация,
что
означает производство товаров или услуг, не относящихся напрямую к
основной деятельности, но соединенных с ней технологической цепочкой.
Широкий, но гармоничный номенклатурный ряд оказываемых услуг
приведет к появлению новых источников финансирования ЖКП при
сохранении профиля их деятельности и более полном удовлетворении
потребностей населения. Другим важным направлением снижения
расходов является проведение конкурсов на осуществление работ по
обслуживанию жилого фонда. Мы попытаемся разобраться, почему
жилищная сфера, несмотря на неустойчивое финансовое положение
госорганизаций, может оказаться чрезвычайно привлекательной для
частных фирм? Как квалифицированно организовать и провести
конкурсный отбор подрядчиков?
Для
коммунальных предприятий
стратегия глобальной экономии
выражается во внедрении энергоресурсосберегающих технологий. Они
позволяют вовремя предупредить или избежать аварии, снизить
непродуктивные потери подаваемых ресурсов; сократить время ремонта и
модернизации трубопроводов, увеличить период службы сетей,
мотивировать
экономию
потребителей,
ресурсоснабжающих
и
строительных организаций. Для использования таких наукоемких
разработок необходимо ответить на ряд вопросов.
Как
наиболее
эффективно
собрать,
передать,
обработать
необходимую для различных служб информацию, т.е. какие
информационные технологии использовать?
Существуют ли наукоемкие разработки, способные решать задачи
энергоресур-сосбережения в каждой из
подотраслей ЖКХ
(электро-, водо-,
теплоснабжение, техническая эксплуатация и содержание жилого фонда и
придомовой территории, утилизация отходов и др.) и для каждой
сферы
использования
(для
управления
и/или
контроля
прохождения
информационных, материальных и финансовых ресурсопотоков) и пр.?
Как расширить количество их модификаций для выполнения всех
необходимых задач?
По каким критериям выбрать первоочередные зоны для внедрения
таких технологий? Как прогнозировать потребность и структуру
необходимых вложений, их изменение по отношению к различным
внешним и внутренним факторам? Как произвести сравнение разнородных
муниципальных образований и пр.?
Несмотря на неоспоримые многочисленные косвенные и прямые
качественные результаты, как измерить, провести анализ и сравнение
экономической эффективности внедрения наукоемких разработок в
различные проекты?
Наконец, как обеспечить значительные капитальные вложения в
разработку и производство наукоемких товаров? Здесь необходимо
проанализировать возможные схемы финансирования, удовлетворить
требования банка и привлечь его финансовые и технологические ресурсы к
реализации
таких
проектов.
Ограниченность
выдачи
кредитов
традиционным способом (например, под бизнес-план) связана с
отсутствием гарантий целевого их расходования при значительной
кредиторской задолженности. Предлагаемые виды обеспечения могут
также не удовлетворять предъявляемым требованиям ликвидности и
надежности. Для вексельного кредита проблема обеспечить замкнутые
внутри МО схемы их движения, доверие к эмитенту и самой ценной
бумаге среди всех участников проекта. Кроме того, в вексельной схеме
существуют сложности с зачетом НДС, что удорожает их использование.
Для преодоления выделенных ограничений предлагается использовать
новую форму кредитования, при которой финансируется не бизнес-план, а
самостоятельная
экономическая
единица
-
мультипроект,
подразумевающий серию подпроектов с множеством вовлеченных
участников. Для реализации преимуществ проектного финансирования
необходимо построить систему управления и выделить ее ядро -
девелопера, интегрирующего максимальное количество участников. Это
достаточно новая и сложная форма привлечения ресурсов в ЖКХ, которая
требует проработки множества вопросов. Кто будет финансировать
управляющую структуру и как она образуется? Как выделить
потенциальных участников коммунального проекта, удовлетворить их
интересы и мотивировать вступление в проект? Как разделить функции
участников и обеспечить качественное управление реализацией проекта?
Как максимально снизить риск невозврата привлеченных кредитов? Как
решить основную задачу логистики, т.е. обеспечить проект необходимыми
ресурсами в нужном объеме, в нужное время, по минимальным ценам
финансового рынка? Кто и как может дать толчок реализации проекта,
каковы первые шаги его инициации?
Большие возможности предоставляет сочетание механизмов
девелопинга и концессии (долгосрочной аренды) в части обеспечения
притока дополнительных источников внебюджетного финансирования в
строительство, реконструкцию и модернизацию объектов коммунального
назначения, обновление основных фондов, а также создание конкурентной
среды в коммунальном хозяйстве.
При реализации мультипроектов в ЖКХ необходимо тщательно
проработать
платежную систему
взаимодействия участников; определить
контрольные
точки, последовательность
действий
исполнителей,
информационные, финансовые, материальные потоки, связывающие
каждый этап; представить платежную систему в наглядной и удобной для
применения
управленческих
воздействий
форме;
рассмотреть
преимущества выработанной схемы для каждого участника.
Одной из проблемных подотраслей ЖКХ является
обращение
твердых бытовых отходов (ТБО),
с которой сопряжены значительные
капиталовложения и эксплуатационные расходы. Тем не менее, в развитых
странах Запада это один из конкурентных видов бизнеса. Как
сбалансировать данный центр убытков местного бюджета? Стратегия
глобальной экономии здесь выражается в снижении расходов на
транспортировку отходов, создание прибыльной системы сбора ТБО через:
уменьшение перевозимых отходов и сокращение объемов
захоронения, сокращение экологически вредных веществ;
внедрение системы вторичного использования отходов;
обеспечение совершенной, экологически чистой технологией
окончательной обработки отходов.
Задачей являются также структурирование и оптимизация
финансовых потоков. Как максимально снизить стоимость прохождения
потока,
сократить
количество
звеньев,
при
этом
повысить
заинтересованность всех участников в эффективности системы? Кто в
достаточно сложной и длинной финансовой цепочке составляет ядро
(центр), через кого проходят лишь транзитные платежи, кто собирает
оплату за удаление ТБО, а кто расплачивается с полигонами,
перегрузочными станциями, мусороперерабатывающими заводами и пр.
Последняя задача, являющаяся предметом финансовой логистики,
актуальна не только для сферы вывоза ТБО, но и для всей системы сбора и
распределения жилищно-коммунальных платежей.
Необходимо диагностировать существующую схему движения
платежей населения, выявив количество звеньев, время и затраты на
прохождение потока. Как снизить стоимость этого потока? Один из
возможных вариантов – сбор платежей непосредственно в обслуживающих
жилой фонд организациях. В этом случае возникает проблема определения
оптимального расположения и количества точек сбора платежей, расчета
эффективности данной меры.
Сокращение
стоимости
прохождения
потока
жилищно-
коммунальных платежей является одним из возможных минипроектов
реализации стратегии глобальной экономии в жилищной сфере. Для
достижения поставленных целей организационная структура этих служб
должна быть приведена в соответствие со стратегией. Возникает вопрос,
как сократить расходы на ЖКХ за счет оптимизации организационных
форм обслуживания и управления жилищным фондом? С точки зрения
выработанной стратегии, преобразования в оргструктуре, с одной стороны,
должны привести к экономии, с другой, - предоставить возможности
(отдел, участок и пр.) для реализации диверсификации деятельности и
создать новые центры прибыли этих организаций. В процессе
реорганизации существующих форм обслуживания жилого фонда
необходимо опираться на ранее проведенную диагностику, выводы
сравнительного финансового и функционально-стоимостного анализов
(ФСА). По данным о дисбалансах в структуре, выраженности эффекта
масштаба (т.е. возможности экономии на накладных издержках при
увеличении объема выпуска) определяются возможные направления
преобразований, например целесообразны ли территориальное укрупнение
организаций или разделение функций с созданием новых структур.