Файл: Муниципальное управление (Половинкин).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 5193

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Рис. 12.2.

 Инструменты управления экономическим развитием 

12.4. Методология стратегического управления муниципальным 

образованием 

МО  -  это  сложная  система,  существующая  в  условиях 

нестабильности внешней среды. Как поставить реальные цели и достичь их 

в  этих  рамках?  «То  что  планируется,  делается»  –  это  часто  цитируемое 

высказывание  известного  западного  экономиста  Петера  Драккера 

(PetterDrucker)  в  полной  мере  относится  к  муниципальному  управлению. 

При  отсутствии  долгосрочного  плана  развитие  подведомственной 

Формирование 
общих условий 

бизнеса

 

транспорт 

Инструменты управления экономичнским 

развитием

 

Регулирование 

деловой 

актиности

 

Прямая кооперация 

администрации и 

бизнеса

 

связь 

гостиницы 

рекреации 

телекоммуникаци

и 

региональная 

рыночная 

инфраструктура: 

-банки 

-аудит 

-страхвание 

-консультации 

зонирование 

правила 

землепользования 

налогооблажение 

субсидии 

льготы 

гарантии 

совместные 

проекты 

взаимодействие с 

не коммерческими 

организациями: 

-торгово-

промышленные 

палаты 

-учебно-

консультационные 

центры 


background image

территории  будет  хаотичным  и  неясным,  а  управление  превратится  в 

реагирование на изменения внешних и внутренних факторов. 

Слабость стратегического планирования состоит в том, что в него не 

встроен 

механизм 

реализации.  Данный 

недостаток 

восполняет 

стратегическое  управление,  получившее  широкое  распространение  в 

бизнес-системах  западных  стран  и  утверждающееся  в  последние  годы  в 

государственном и муниципальном управлении. 

Стратегическое  управление  в  муниципальном  менеджменте  -  это 

совокупность  инструментов,  подходов,  принципов,  составляющих 

технологию  управления  МО  в  условиях  повышенной  нестабильности  и 

неопределенности  внешней  среды.  Цикл  стратегического  управления 

состоит из пяти основных этапов: 

1)

 

определения миссии (предназначения организации), 

2)

 

определения ее долгосрочных и краткосрочных целей, 

3)

 

разработки  стратегии  (в  т.ч.  анализа  внутренней  и  внешней  среды, 

конкуренции), 

4)

 

реализации  стратегии  (в  т.ч.  формирование  структуры  и  культуры 

организации), 

5)

 

оценки эффективности стратегии, 

6)

 

коррекции предыдущих этапов. 

Данное  пособие  целиком  посвящено  механизмам  муниципального 

стратегического  управления,  т.е.  отвечает  на  вопросы:  «как  правильно 

поставить  цели»  и  «как  их  достичь».  Рассмотрим  алгоритмы 

формирования стратегии и методические аспекты ее реализации.  

12.4.1. Практика городского стратегического планирования 

Необходимо  отметить,  что  стратегическое  планирование  развития 

МО  появилось  сравнительно  недавно.  Например,  только  с  середины  80-х 

годов  в  западноевропейских  странах  стал  проявляться  интерес  к 

стратегическому  планированию  со  стороны  местных  органов  власти.  В 

США  методы  стратегического  планирования  стали  использоваться 


background image

государственными органами управления с начала 70-х годов при создании 

комплексных 

социально-экономических 

программ 

развития 

и 

планирования  деятельности  социальных  и  муниципальных  служб.  В  80-е 

годы местные власти в США осознали, что уже недостаточно привлекать 

на  свою  территорию  любые  частные  фирмы  в  целях  создания  новых 

рабочих 

мест. 

Важно, 

чтобы 

эти 

рабочие 

места 

были 

высокооплачиваемыми, 

чтобы 

частные 

фирмы 

были 

конкурентоспособными,  содействовали  повышению  уровня  и  качества 

жизни в данной местности. 

Данные  о  350  городах,  расположенных  в  15  американских  штатах 

(Иллинойс, Индиана, Мичиган, Миннесота, Монтана, Нью-Йорк, Северная 

Дакота,  Пенсильвания,  Вашингтон,  Висконсин  и  др.),  свидетельствуют, 

что в 51% этих городов составляются планы экономического развития, а в 

46%  городов  эти  планы  определяют  весь  процесс  принятия  решений  в 

сфере местного экономического развития. Почти половина городов (46%) 

используют все разрешенные местным законодательством штатов стимулы 

для  его  обеспечения.  Важно  отметить,  что  только  26%  городов  готовы 

осуществлять  любую  программу  местного  развития,  которая  обеспечит 

создание  новых  рабочих  мест,  и  лишь  17%  указали  на  отсутствие  у  них 

всеобъемлющего плана местного экономического развития. В 75% городов 

при  выборе  варианта  местного  экономического  развития  систематически 

проводится  анализ  будущих  тенденций,  в  56%  –  прогнозируется 

численность  рабочих  мест  по  каждому  проекту,  в  27%  –  составляются 

экономические прогнозы, в 26% – проводятся расчеты внутренней нормы 

отдачи.  Оценка  результатов  осуществления  экономического  развития 

проводится  в  36%  американских  городов.  Наиболее  распространенным 

методом  оценки  возможных  результатов  той  или  иной  стратегии 

экономического  развития  являются  стратегическое  планирование 

(применяется  в  46%  городов),  анализ  рынка  (33%),  анализ  по  типу 

«затраты - выпуск» (29%) и по типу «затраты - эффективность» (27%). 


background image

Эти  данные  подтверждают  тот  факт,  что  планирование  и  оценка 

программ  местного  экономического  развития  являются  современной 

тенденцией,  новым  инструментом  достижения  целей  муниципального 

управления. 

Рассмотрим  далее  понятие,  особенности,  алгоритмы  и  процедуры 

стратегического планирования. 

Канадские исследователи Ч. Смит и П. Мур определяют современное 

планирование  как  «механизм,  при  помощи  которого  общество  пытается 

осуществлять  процессы  изменения  и  развития  городов  в  соответствии  с 

определенными 

общественными 

или 

коллективными 

целями..., 

планирование  составляет  неотъемлемую  часть  сложного  процесса 

управления  городом.  Цель  планирования  заключается  в  том,  чтобы 

городское  развитие  лучше  всего  удовлетворяло  стремлениям  данного 

сообщества  или,  по  крайней  мере,  было  самым  эффективным  в  данных 

условиях». 

Стратегическое  планирование, 

в  отличие  от  традиционного, 

ориентируется  на  активные  действия,  является  долгосрочным,  касается 

множества  проблем  и  акцентирует  внимание  на  оптимальном 

удовлетворении 

потребностей 

местного 

сообщества, 

содействуя 

достижению  общественного  согласия.  С  другой  стороны,  стратегическое 

планирование повышает конкурентоспособность МО, когда даже наличие 

стратегического  плана  само  по  себе  уже  является  фактором  привлечения 

инвесторов. 

В муниципальных структурах применяются следующие 

алгоритмы 

стратегического планирования

А.

 

Американский  специалист 

Р.Бейли 

выделяет  следующие  шесть 

ступеней  стратегического  планирования,  применяемого  как  в  частных 

фирмах, так и в государственных структурах: 


background image

Первая  -  определение  целей  организации.  В  муниципальных 

структурах  такого  единого  критерия,  как  прибыль  для  частных 

организаций, нет, что затрудняет выбор цели. 

Вторая  -  описание  и  прогноз  тенденций  динамики  численности 

населения,  экономического  развития  и  других  факторов,  влияющих  на 

деятельность  данной  организации.  На  этом  этапе  у  плановиков  местных 

структур  возникают  трудности  с  поиском  требуемой  информации.  Их 

собственные возможности сбора информации весьма ограничены, поэтому 

приходится  полагаться  на  данные  Госкомстата,  а  также  экспертные 

оценки.  Получаемые  таким  образом  данные  не  всегда  соответствуют 

требованиям стратегического планирования на местах. 

Третья  -  оценка  внутренних  активов  данной  организации.  Следует 

отметить частую недооценку значения качества человеческих ресурсов как 

потенциального  источника  повышения  эффективности  деятельности 

государственной организации. 

Четвертая  -  адаптация  структуры  данной  организации  к  плану. 

Структура  муниципальных  организаций  отличается  меньшей  гибкостью, 

чем  частных  фирм,  поскольку  она  отражает  сложившийся  баланс 

политических сил. 

Пятая - осуществление плана. Это не просто конкретизация шагов по 

его  реализации.  Если  местное  правительство  использует  определенные 

рычаги  воздействия  на  частные  фирмы  (например,  предоставление  им 

налоговых  льгот),  то  осуществление  плана  превращается  в  политический 

процесс. 

Шестая  -  оценки  влияния  плана  на  экономические  и  социальные 

процессы и внесение в него определенных корректив. Если цели плана не 

были  достигнуты,  следует  определить,  какие  изменения  должны  быть 

предусмотрены, чтобы добиться их осуществления. 

Б.

 

Многоступенчатое  планирование, 

используемое  агентствами 

городского развития США: 


Смотрите также файлы