ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5191
Скачиваний: 7
Первая ступень - проведение инвентаризации ресурсов и анализ
тенденций.
Вторая – прогноз спроса, оценка того, что произойдет при
определенных условиях (метод сценариев, построение имитационных
моделей).
Третья - определение целей и задач. Во многих сообществах при их
формулировке учитывается мнение не только руководителей, но также
местных жителей и представителей делового мира.
Четвертая - сопоставление и оценка альтернативных планов с учетом
таких показателей, как финансовые возможности, степень соответствия
целям местного сообщества, приемлемость для местных жителей,
правовые
и
социальные
препятствия
осуществлению
плана,
дополнительная
нагрузка
на
ограниченные
мощности
местной
инфраструктуры.
Пятая - выбор наиболее приемлемого плана.
Шестая - подготовка детальных планов для различных
составляющих общего плана, мощностей местной инфраструктуры и
программ.
Седьмая - осуществление планов.
Восьмая ступень - постоянная оценка всего процесса в целом.
В.
Большинство планов экономического развития в США составляются
с учетом модели, предложенной в 50-х годах
К. Мейерсоном:
1.
В процессе опроса жителей выявляются наиболее актуальные
проблемы общины.
2.
Анализируются
материалы,
полученные
от
местных
консультативных групп и предложенные ими показатели,
касающиеся занятости, уровня зарплаты, объема продаж,
собираемости налогов и других.
3.
Определяются общие цели экономического развития.
4.
Собираются данные, которые затем анализируются, для общей
оценки имеющихся в сообществе ресурсов.
5.
Корректируются цели после полученных более точных данных.
6.
Готовятся альтернативные планы развития.
7.
Оценивается каждый предложенный план и стратегия с точки
зрения эффективности его осуществления (общей стоимости,
затрат времени, технических трудностей реализации и влияния
данной стратегии на другие сферы деятельности местного
правительства и имеющиеся у него ресурсы).
8.
Принятие окончательного плана развития.
9.
Выполнение плана.
10.
Наблюдение за результатами выполнения плана и их оценка.
11.
Анализ результатов и их сравнение с целями, поставленными в
плане [49].
Г.
В
Канаде
получила
распространение
методология
метрополитенского планирования,
предложенная Ф. Хейвудом,
состоящая из 6 ступеней:
1.
Общественная и политическая дискуссия о целях.
2.
Профессиональный анализ целей и возможностей.
3.
Выработка общественного и политического методов оценки.
4.
Выбор целей и возможностей.
5.
Принятие избранной политики.
6.
Совместное (политиками и специалистами по планированию)
приведение в исполнение.
Коротко эту схему можно сформулировать как «Обзор - анализ -
план». Последствием принятия такой методологии стал триединый
процесс диалога, в котором участвовали политики, определяющие цели и
приоритеты, население, на чью жизнь стратегические планы оказывают
непосредственное
воздействие,
и
специалисты-профессионалы,
призванные собрать и проанализировать информацию и сделать
соответствующие рекомендации.
Д.
Департамент развития жилищного строительства и городов США
(сайт в интернете www.hud.gov) в гиде по стратегическому планированию,
рассматривающему (отличную от Р.Бейли в части привлечения
общественности) последовательность шагов:
1.
Пуск или инициация процесса (организация инициативной
группы, начало сбора данных, анализ потребностей и ресурсов, помощь в
образовании участников).
2.
Понимание сообщества или обучение друг друга (анализ слабых и
сильных сторон, возможностей и тенденций).
3.
Конструирование будущего или создание видения сообщества
(формирование целей, достижение согласия).
4.
Бизнес или разработка стратегического плана (формирование
стратегии, проектов и программ, построение структуры местного
правительства, разработка системы измеримых показателей результатов).
5.
Совместные действия или построение для внедрения (создание
оргструктуры, процесс принятия решения, определение ключевых
партнеров)
6.
От плана к действию или реализация (план изменений и
улучшений, обеспечение гибкости, мотивация, обеспечение сообщества
информацией о плане, внедрение плана).
Е.
Алгоритм стратегического планирования, разработанный экспертами
РНЦГМ и Института социально-экономического проектирования РАН и
реализованный при формировании стратегического плана г.Тольятти
Самарской области [96]:
1.
Анализ внутренних закономерностей развития города (причины
возникновения городского поселения, выполняемых им традиционных
функций,
исследование
комплекса
отраслей
специализации,
экономических связей города; выявление и осмысление причинно-
следственных
связей,
обусловивших
направление
социально-
экономического развития города).
2.
Анализ стартовых условий развития города, обусловленных
факторами местного характера:
1)
качество жизни населения (продолжительность жизни населения
и состояние общественного здоровья, уровень жизни и образ
жизни);
2)
величина и эффективность использования накопленного
(стартового)
на
территории
социально-экономического
потенциала, в т.ч.
базовые ресурсные потенциалы развития (природно-ресурсный,
экономико-географический, демографический);
потенциалы, обеспечивающие развитие города (трудовой,
производственный,
научно-инновационный,
социально-
инфраструктурный, бюджетный, инвестиционный, экспортно-импортный);
потенциалы
готовности
к
социально-экономическим
преобразованиям (социально-психологический, нормативно-правовой,
научно-методический);
3)
экологическая обстановка на территории города;
4)
экономическая
ситуация
(структура
экономики,
институциональные преобразования в экономической сфере,
функционирование рыночных механизмов и инфраструктурное
обеспечение,
формирование
конкурентной
среды
и
благоприятного хозяйственного климата; выявление основных
тенденции в указанных направлениях развития экономической
сферы);
5)
состояние системы городского самоуправления (правовое
обеспечение деятельности, диспропорции в организационных
структурах управления, уровень профессиональной подготовки
персонала, регламентированность взаимодействия различных
ветвей городской власти и отдельных звеньев аппарата
исполнительной власти);
3.
Анализ внешних факторов, определяющих перспективное
социально-экономическое развитие города (классифицируются по
иерархическим уровням управления: межмуниципальный, региональный,
межрегиональный, федеральный; предполагает выявление интересов у
субъектов управления различных уровней к роли конкретного города в
системе территориального разделения труда, исследование влияния новой
геополитической и геоэкономической обстановки на процессы развития
города).
4.
Разработка системы государственных минимальных социальных
стандартов и их оценка:
1)
система
минимальных
муниципальных
социальных
стандартов;
2)
предложения по системе муниципальных стандартов качества
жизни (целей социального развития).
5.
Интегральная
оценка
исходной
социально-экономической
ситуации (сводная таблица, включающая основные факторы внутреннего
характера, которые определяют сложившуюся ситуацию в различных
отраслях и сферах жизнедеятельности города).
6.
Выявление и систематизация предпосылок и ограничений
перспективного развития города (на основе результатов исследований пп.
1, 3, 5).
7.
Генерация
вариантов
стратегического
выбора
города
(информационной базой являются пп.4, 6).
8.
Комплексная оценка вариантов стратегического выбора города
(экспертная оценка).
9.
Определение варианта (вариантов) стратегического выбора города.