ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5192
Скачиваний: 7
Ж.
В качестве другого примера рассмотрим алгоритм стратегического
планирования, реализованный в ходе подготовки стратегического плана
развития Санкт-Петербурга:
1.
Формирование методического подхода и выявление приоритетных
направлений развития города:
совещания по отдельным отраслевым проблемам;
интервью со специалистами;
опросы населения;
анкетирование специалистов;
инвентаризация разработок в области планирования и материалов
технической помощи;
анализ зарубежного опыта.
2.
Формирование
организационных
структур
разработки
стратегического плана и проведение аналитических работ по диагностике
и постановке целей развития:
3.
Подготовка частных стратегий в тематических комиссиях:
анализ конкурентных возможностей города;
обоснование главной цели и стратегических направлений;
создание тематических комиссий.
Подготовка частных стратегий в тематических комиссиях:
формирование системы задач и мер стратегического плана;
подготовка первой редакции базовой версии стратегического
плана.
4.
Обсуждение
плана
с
участием
населения,
комитетов
администрации, комиссий законодательного собрания, профессиональных
ассоциаций, общественных организаций, профсоюзов. Доработка и
согласование текста в тематических комиссиях.
Сравнительный анализ рассмотренных алгоритмов (рис. Рис.12
.3
)
показывает, что они тесно связаны между собой (коррелируют) и, в целом,
отражают этапы принятия управленческого решения.
Независимо от последовательности шагов по планированию все
исследователи сходятся во мнении, что для успешного стратегического
планирования необходимо вовлечение общественности (алгоритмы Г, Д,
частично Б).
Нельзя отрицать, что планирование развития МО требует
специальных знаний и навыков. Однако муниципальное стратегическое
планирование необходимо рассматривать в двух взаимодополняющих
аспектах: как процесс и как деятельность.
Деятельность по
планированию
-
это сфера профессионалов. С точки зрения
градостроительного планирования они сосредоточивают внимание на
функциональных и эстетических чертах построения окружающей среды и
занимаются разработкой будущих форм развития. Они определяют, какие
формы являются лучшими с технической точки зрения, исходя, прежде
всего, из таких критериев, как организация эффективного использования
земли и сети услуг. Профессионалы-экономисты подсчитывают
необходимые затраты, интегральный экономический эффект от реализации
планов, определяют объем и структуру инвестиций, срок их окупаемости и
т.д.
Окончательное решение обычно не принимается только на основе
технических соображений. Представления специалистов по планированию
часто противоречат интересам остальных членов сообщества. Необходим
более широкий подход, который и вырабатывается в
процессе
планирования. Все жители МО заинтересованы в определенных решениях
по планированию, но интересы часто различны, что порождает конфликты
в отношении целей планирования. Конфликтующие стороны стремятся
повлиять на тех, кто имеет юридическую власть по принятию
окончательного решения. Таким образом, планирование становится
политическим процессом, методом выявления разнонаправленных,
конкурирующих векторов интересов и создания из них устойчивых
комбинаций, необходимых для достижения поставленных целей.
Рис.12.3.
Сравнение алгоритмов муниципального стратегического планирования
Осуществляется это в процесс социального сотрудничества. С
данной позиции, одной из целей стратегического планирования
муниципальных органов управления является создание общего
Алгоритм
принятия
управленческого
решения
1. диагностика
проблемы
2. условия и
ограничения
решения
(полномочия и
ресурсы)
Р. Бейли
(США)
1. цели и
пути
2. прогноз
тенденций
Многоступенчатое
планирование
(США)
1.инвентаризация,
анализ тенденций
2. прогноз
Ф.Хайвуд
(Канада)
Алгоритмы муниципального стратегического
планирования
5. оценка и
выбор
альтернатив
3. оценка
внутренних
активов
3. разработка
критериев
оценки
4. адаптация
оргструктур
ы к плану
4. разработка
альтернатив
достижения
целей
решения
(полномочия)
5.осуществ
ление плана
3. цели и
задачи
6. реализация
7. обратная
связь
(контроль,
оценка
результатов,
коррекция)
6. оценка
достижения
целей,
внесение
корректив
4.альтернативны
е планы и их
оценка
5. выбор плана
6. детализация
планов
7.осуществление
планов
8. мониторинг
реализации
К. Майсер
(США)
1.обществен
ная
дискуссия
о целях
2. выработка
методов оценки
3. цели и
возможности
4. принятие
плана
5.исполнение
1. опрос
жителей
(полевое МИ)
2. анализ
показателей
(кабинетное
МИ)
3. общие
цели
4. ресурсный
анализ
5.корректиро
вка целей
6.альтернати
вные планы
7. оценка
планов
8. выбор планов
9. реализация
10. мониторинг
результатов
11. анализ и
сравнение с
целями
перспективного видения проблемы развития всеми участниками этого
процесса. Поэтому стратегическое планирование – это процесс обмена
информацией, примирения противоположных точек зрения и согласования
позиций, формирования у участников заинтересованности в реализации
выработанной стратегии. Для этого проводятся совместные совещания,
организуются
открытые
дискуссии,
телемосты,
проводятся
социологические и экспертные опросы, используются другие инструменты
Связей с общественностью
. Этому же должна способствовать и
специальная система стимулирования выполнения стратегического плана,
создаваемая властями (налоговые льготы, бюджетные кредиты, введение
льготных коэффициентов при определении арендной платы за землю,
нежилые помещения и пр.).
С другой стороны, стратегическое планирование в системе
муниципального управления должно выполнять не только аналитические
функции, но и
познавательно-воспитательные.
Система ценностей и
предпочтений (определяющие направления векторов интересов) не
является чем-то неизменным, а расхождения во мнениях и оценках, так же
как отношение различных групп к сотрудничеству, меняются во времени.
Поэтому важно, чтобы процесс согласования позиций содержал
«воспитательный» элемент, т.е. не только способствовал достижению
согласия у всех участников, но и формировал у них новые предпочтения,
которые отвечали бы целям вырабатываемой стратегии.
Так, например, в большинстве местных сообществ в США созданы
консультативные
советы
граждан
(citizenadvisoryboards),
функционирующие на добровольной основе и играющие важную роль в
местном управлении. В Вииннипеге (проект
«Инициатива ядра»)
жители
регулярно встречаются с планировщиками, чтобы получить информацию о
предполагаемых проектах. Кроме того, каждому жителю предоставляется
брошюра с описанием ближайших и перспективных планов с указанием
контактного телефона, по которому можно высказать свои предложения.
Созданы комитеты жителей, которые отбирают наиболее ценные
предложения, обсуждают с инженерами и менеджерами возможные
проекты, проводят опросы общественного мнения. Из бюджета города
выделяются специальные средства на обеспечение участия жителей в
планировании. Во взаимодействии с проектировщиками сообщество
участвует в выборе стиля застройки новых районов. Так, круговые
поселения облегчают взаимодействие жителей, футбольные поля –
организацию массовых акций, линейные - характерны для динамично
развивающихся сообществ, форма звезды концентрирует развитие в
центральном районе, Разбросанные формы являются одновременно
продуктом и колыбелью индивидуализма.
Успех планирования измеряется удовлетворенностью жителей его
результатами. С другой стороны, планы успешно осуществляются только
при поддержке населения, чего невозможно достичь без вовлечения в
процесс их разработки лидеров местного сообщества.
Разработать стратегический план еще не означает, что его можно
реализовать. Поэтому ниже мы рассмотрим процедуры и инструменты
стратегического управления.
12.4.2. Методика стратегического управления развитием МО
Задача достижения поставленных в ходе муниципального
стратегического планирования целей требует особых подходов.
Предлагаем
использовать
для
этого
следующую
методику
стратегического управления:
I.
Первым шагом является анализ исходного состояния –
мониторинг
социально-экономического положения МО.
Как указывается в разработках РНЦГМ [91,96], мониторинг
социально-экономического положения представляет собой систему
наблюдения, оценки, анализа и прогноза социально-экономической