Файл: Муниципальное управление (Половинкин).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 5187

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ситуации  на  территории  МО,  подготовки  проектов  управленческих 

решений,  направленных  на  поддержание  позитивных  тенденций  и 

ослабление негативных. 

Задачами социально-экономического мониторинга являются: 

1.

 

Организация получения объективной и достоверной информации о 

социально-экономическом положении МО. 

2.

 

Оценка  и  системный  анализ  информации,  выявление  причин, 

вызывающих тот или иной характер социально-экономических изменений. 

3.

 

Обеспечение  органов  управления,  предприятий,  учреждений  и 

организаций, а также граждан полученной информацией. 

4.

 

Разработка  прогнозов  социально-экономического  развития  и 

рекомендаций  по  преодолению  негативных  и  поддержке  позитивных 

тенденций. Доведение данных сведений до ОМСУ. 

При  проведении  социально-экономического  мониторинга  следует 

руководствоваться следующими принципами [91]: 

1)

 

целенаправленность  или  релевантность

i

  информации  (система 

мониторинга  должна  быть  направлена  на  решение  конкретных 

управленческих задач); 

2)

 

системность  –  ориентирует  на  рассмотрение  МО  как  подсистемы 

более  крупной  общественной  системы  и  исследование  связей  с  другими 

МО; 

3)

 

комплексность  –  подразумевает  мониторинг  отдельных  сфер  и 

направлений  социально-экономического  развития  МО  вместе  с  их 

взаимосвязями,  мониторинг  должен  быть  направлен  на  последовательное 

решение всей совокупности задач, заканчивая рекомендациями; 

4)

 

непрерывность анализа (мониторинг); 

5)

 

периодичность снятия информации; 

6)

 

сопоставимость  применяемых  показателей  мониторинга  во 

времени; 


background image

7)

 

развитие 

мониторинга 

на 

основе 

совершенствования 

методического  инструментария,  технического  оснащения,  расширения 

наблюдаемых процессов и увеличения числа объектов. 

В  процессе  социально-экономического  мониторинга  дается 

количественная  оценка  (для  структурного  анализа  – 

в  статике, 

а  для 

выявления  тенденций,  прогнозирования  – 

в  динамике, 

путем  подсчета 

индексов): 

 

экономического потенциала МО (ВВП региона, производственная 

специализация и пр.), 

 

состояния 

рынка 

труда 

(уровень 

безработицы 

и 

ее 

характеристика, нагрузка на трудоспособное население и т.д.), 

 

инвестиционного 

климата 

.(состояние 

банковской 

и 

парабанковской  инфраструктуры,  наличие  крупных  кредитных  линий,  в 

т.ч.  международных  и  бюджетных,  структура  инвестиций,  бюджетная 

самостоятельность МО), 

 

состояния инфраструктуры (транспорт, проблемы ЖКХ и пр.), 

 

уровня жизни (динамика численности, отношение среднедушевых 

доходов  и  прожиточного  минимума,  децильный  коэффициент,  индекс 

концентрации  доходов,  индекс  потребительских  цен  (ИПЦ)  для 

исследуемого МО). 

В  процессе  проведения  мониторинга  факторы  не  должны  просто 

описываться, необходимо их проанализировать с точки зрения влияния на 

социально-экономическое  развитие  МО  (табл. 

Ошибка!  Источник  ссылки  не 

найден.

). 

 

 


background image

Таблица 12.1.  

 

Пример анализа факторов для определения перспектив социально-

экономического развития [96] 

 

Факторы 

Влияние фактора на социально-экономическое развитие 

(СЭР) 

позитивное 

негативное 

1. Качество жизни 
населения 

 
 

 
 

1.1. Здоровье. 

Продолжительность 
жизни 

 

 

- Средняя 

продолжительность 
жизни мужчин, 
женщин; лет 

 
 

Показатель в динамике свидетельствует о 

негативном влиянии на СЭР 

- Доступность 

физической культуры,     
возможность для 
рекреации и 
полноценного досуга 

 

Наличие 

возможностей для 
занятий - 
физкультурой и 
спортом 

 

Износ материальной базы объектов  

физкультуры и спорта 

Недостаточное финансирование   

спортивных объектов, передаваемых   в 
муниципальную собственность 

1.2. Уровень жизни 

населения 

- Реальные 

располагаемые 
денежные доходы 

Рост доходов на 

душу населения за 
2000-2001 гг. в 2 
раза. Общий 
уровень выше, чем 
в РФ в целом 

Рост цен на потребительские товары и 

услуги, задержки выплаты заработной 
платы. 

В 2000 г. – падение реальных доходов 

населения 

 
В  целях  анализа  привлекательности  МО  для  инвестиций  на  этом 

этапе  также  оценивается 

конкурентный  статус 

МО,  представляющий 

собой функцию от двух переменных: 

1.

 

Конкурентоспособности  МО  (наличие  доступных  земельных 

ресурсов, состояние инфраструктуры, уровень жизни и пр.). 

2.

 

Конкурентного  потенциала  МО  (величина  входного  барьера  на 

территорию  МО,  выражающегося  в  уровне  арендной  платы, 

налогообложении, льготах и т.д.). 

II.

 

Следующий  этап  – 

ресурсный  анализ. 

Собирается  информация  об 

имеющихся  ресурсах  и  их  движении  (собственники,  балансодержатели  и 


background image

др.),  ресурсопотоках  между  МО  (если  таковые  имеются);  строятся 

организационные  модели  управления  городским  хозяйством.  Особенно 

важно  на  этом  этапе  выделить  направление  и  узлы  пересечения 

финансовых и информационных потоков, для последующего управления с 

помощью  воздействий  на  уже  имеющиеся  и/или  новые,  сформированные 

узлы. 

На  этом  этапе  также  проводится  обзор  (без  глубокого  анализа) 

нормативно-правой  базы  (НПБ),  касающейся  выделенных  проблем,  на 

уровне  выявления  правовых  актов,  регулирующих  каждую  проблему 

(федеральные,  местные  законы  и  постановления,  распоряжения,  в  т.ч. 

касающиеся  непосредственно  МО),  также  может  привлекаться 

финансовый  анализ  отчетности,  ФСА  для  выявления  дисбалансов  между 

значимостью  и  затратами  по  каждой  функции  городского  хозяйства. 

Анализ статистики и литературы [19] позволили сделать вывод, что ЖКХ 

является  основной  расходной  статьей  местных  бюджетов  и  источником 

колоссальных резервов для экономии, поэтому необходимо уделить особое 

внимание  анализу  организации,  движения  финансовых  потоков  в  этой 

части городского хозяйства. В конце этапа анализа должно быть построено 

дерево  качественных  целей  управления  МО  с  учетом  микро-  и 

макрофакторов  и проведенного  анализа  статистической информации. Для 

вычленения  проблем  и  оценки  важности  каждой  из  них  может 

использоваться  коллективная  экспертиза  или  метод  расстановки 

приоритетов (рассмотрены в конце Части 1). 

В результате осуществления этапов I-II объект управления предстает 

в виде модифицированной 

карты «организация – внешняя среда», 

где в 

характеристики  внутренней  среды  включаются  располагаемые  ресурсы, 

организация  их  движения,  узловые  точки  потоков,  структура  управления 

ресурсами,  а  внешняя  микросреда  –  социально-экономическое  состояние 

МО.  Системный  подход  позволяет  адекватно  реагировать  на  изменения 


background image

внешней  среды 

через  учет  результатов  постоянного  мониторинга  при 

постановке и реализации стратегических и тактических задач. 

III.

 

Определение  проблем  и  постановка  целей, 

т.е.  желаемого 

состояния,  с  учетом  условий  и  ограничений,  выявленных  на  этапах 

социально-экономического и ресурсного анализов. 

Выявить  проблему,  значит,  наполовину  ее  решить  [7].  Поэтому 

идентификация общей проблемы – первый важный этап, исходная посылка 

всего  алгоритма.  Например,  общей  проблемой  местных  бюджетов 

являются недостаток ресурсов и их слабая диверсифицированность и, как 

следствие  этого,  обратная  корреляция  доходов  с  макроэкономической 

ситуацией в МО. 

В  процессе  стратегического  планирования  сначала  разрабатывается 

концепция 

программы 

комплексного 

социально-экономического 

развития,  где  в  текстовой  свободной  форме  раскрывается  система 

представлений о стратегических целях и приоритетах местной социально-

экономической  политики,  важнейших  направлениях  и  средствах 

реализации указанных целей. 

Структурно  концепция  социально-экономического  развития  МО 

включает следующие разделы

ii

 

Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической 

ситуации. 

 

Стратегический выбор

iii

и цели социального развития. 

 

Стратегические цели экономического развития МО. 

 

Стратегические цели градостроительного развития. 

 

Основные  направления  местной  социально-экономической 

политики [91]. 

 

Ресурсы для реализации концепции и механизм их использования. 

Цели,  которые  ставят  перед  собой  управленческие  структуры  в 

процессе  формирования  стратегии  социально-экономического  развития, 

представляют собой основу для выработки критериев оценки результатов 


Смотрите также файлы