ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5187
Скачиваний: 7
ситуации на территории МО, подготовки проектов управленческих
решений, направленных на поддержание позитивных тенденций и
ослабление негативных.
Задачами социально-экономического мониторинга являются:
1.
Организация получения объективной и достоверной информации о
социально-экономическом положении МО.
2.
Оценка и системный анализ информации, выявление причин,
вызывающих тот или иной характер социально-экономических изменений.
3.
Обеспечение органов управления, предприятий, учреждений и
организаций, а также граждан полученной информацией.
4.
Разработка прогнозов социально-экономического развития и
рекомендаций по преодолению негативных и поддержке позитивных
тенденций. Доведение данных сведений до ОМСУ.
При проведении социально-экономического мониторинга следует
руководствоваться следующими принципами [91]:
1)
целенаправленность или релевантность
i
информации (система
мониторинга должна быть направлена на решение конкретных
управленческих задач);
2)
системность – ориентирует на рассмотрение МО как подсистемы
более крупной общественной системы и исследование связей с другими
МО;
3)
комплексность – подразумевает мониторинг отдельных сфер и
направлений социально-экономического развития МО вместе с их
взаимосвязями, мониторинг должен быть направлен на последовательное
решение всей совокупности задач, заканчивая рекомендациями;
4)
непрерывность анализа (мониторинг);
5)
периодичность снятия информации;
6)
сопоставимость применяемых показателей мониторинга во
времени;
7)
развитие
мониторинга
на
основе
совершенствования
методического инструментария, технического оснащения, расширения
наблюдаемых процессов и увеличения числа объектов.
В процессе социально-экономического мониторинга дается
количественная оценка (для структурного анализа –
в статике,
а для
выявления тенденций, прогнозирования –
в динамике,
путем подсчета
индексов):
экономического потенциала МО (ВВП региона, производственная
специализация и пр.),
состояния
рынка
труда
(уровень
безработицы
и
ее
характеристика, нагрузка на трудоспособное население и т.д.),
инвестиционного
климата
.(состояние
банковской
и
парабанковской инфраструктуры, наличие крупных кредитных линий, в
т.ч. международных и бюджетных, структура инвестиций, бюджетная
самостоятельность МО),
состояния инфраструктуры (транспорт, проблемы ЖКХ и пр.),
уровня жизни (динамика численности, отношение среднедушевых
доходов и прожиточного минимума, децильный коэффициент, индекс
концентрации доходов, индекс потребительских цен (ИПЦ) для
исследуемого МО).
В процессе проведения мониторинга факторы не должны просто
описываться, необходимо их проанализировать с точки зрения влияния на
социально-экономическое развитие МО (табл.
Ошибка! Источник ссылки не
найден.
).
Таблица 12.1.
Пример анализа факторов для определения перспектив социально-
экономического развития [96]
Факторы
Влияние фактора на социально-экономическое развитие
(СЭР)
позитивное
негативное
1. Качество жизни
населения
1.1. Здоровье.
Продолжительность
жизни
- Средняя
продолжительность
жизни мужчин,
женщин; лет
Показатель в динамике свидетельствует о
негативном влиянии на СЭР
- Доступность
физической культуры,
возможность для
рекреации и
полноценного досуга
Наличие
возможностей для
занятий -
физкультурой и
спортом
Износ материальной базы объектов
физкультуры и спорта
Недостаточное финансирование
спортивных объектов, передаваемых в
муниципальную собственность
1.2. Уровень жизни
населения
- Реальные
располагаемые
денежные доходы
Рост доходов на
душу населения за
2000-2001 гг. в 2
раза. Общий
уровень выше, чем
в РФ в целом
Рост цен на потребительские товары и
услуги, задержки выплаты заработной
платы.
В 2000 г. – падение реальных доходов
населения
В целях анализа привлекательности МО для инвестиций на этом
этапе также оценивается
конкурентный статус
МО, представляющий
собой функцию от двух переменных:
1.
Конкурентоспособности МО (наличие доступных земельных
ресурсов, состояние инфраструктуры, уровень жизни и пр.).
2.
Конкурентного потенциала МО (величина входного барьера на
территорию МО, выражающегося в уровне арендной платы,
налогообложении, льготах и т.д.).
II.
Следующий этап –
ресурсный анализ.
Собирается информация об
имеющихся ресурсах и их движении (собственники, балансодержатели и
др.), ресурсопотоках между МО (если таковые имеются); строятся
организационные модели управления городским хозяйством. Особенно
важно на этом этапе выделить направление и узлы пересечения
финансовых и информационных потоков, для последующего управления с
помощью воздействий на уже имеющиеся и/или новые, сформированные
узлы.
На этом этапе также проводится обзор (без глубокого анализа)
нормативно-правой базы (НПБ), касающейся выделенных проблем, на
уровне выявления правовых актов, регулирующих каждую проблему
(федеральные, местные законы и постановления, распоряжения, в т.ч.
касающиеся непосредственно МО), также может привлекаться
финансовый анализ отчетности, ФСА для выявления дисбалансов между
значимостью и затратами по каждой функции городского хозяйства.
Анализ статистики и литературы [19] позволили сделать вывод, что ЖКХ
является основной расходной статьей местных бюджетов и источником
колоссальных резервов для экономии, поэтому необходимо уделить особое
внимание анализу организации, движения финансовых потоков в этой
части городского хозяйства. В конце этапа анализа должно быть построено
дерево качественных целей управления МО с учетом микро- и
макрофакторов и проведенного анализа статистической информации. Для
вычленения проблем и оценки важности каждой из них может
использоваться коллективная экспертиза или метод расстановки
приоритетов (рассмотрены в конце Части 1).
В результате осуществления этапов I-II объект управления предстает
в виде модифицированной
карты «организация – внешняя среда»,
где в
характеристики внутренней среды включаются располагаемые ресурсы,
организация их движения, узловые точки потоков, структура управления
ресурсами, а внешняя микросреда – социально-экономическое состояние
МО. Системный подход позволяет адекватно реагировать на изменения
внешней среды
через учет результатов постоянного мониторинга при
постановке и реализации стратегических и тактических задач.
III.
Определение проблем и постановка целей,
т.е. желаемого
состояния, с учетом условий и ограничений, выявленных на этапах
социально-экономического и ресурсного анализов.
Выявить проблему, значит, наполовину ее решить [7]. Поэтому
идентификация общей проблемы – первый важный этап, исходная посылка
всего алгоритма. Например, общей проблемой местных бюджетов
являются недостаток ресурсов и их слабая диверсифицированность и, как
следствие этого, обратная корреляция доходов с макроэкономической
ситуацией в МО.
В процессе стратегического планирования сначала разрабатывается
концепция
программы
комплексного
социально-экономического
развития, где в текстовой свободной форме раскрывается система
представлений о стратегических целях и приоритетах местной социально-
экономической политики, важнейших направлениях и средствах
реализации указанных целей.
Структурно концепция социально-экономического развития МО
включает следующие разделы
ii
:
Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической
ситуации.
Стратегический выбор
iii
и цели социального развития.
Стратегические цели экономического развития МО.
Стратегические цели градостроительного развития.
Основные направления местной социально-экономической
политики [91].
Ресурсы для реализации концепции и механизм их использования.
Цели, которые ставят перед собой управленческие структуры в
процессе формирования стратегии социально-экономического развития,
представляют собой основу для выработки критериев оценки результатов