Файл: Муниципальное управление (Половинкин).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 5181

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

инжиниринга  анализируются  возможности  мотивации  участников 

существующих и создаваемых платежных систем. 

Стратегический  план  развития  МО  -  это  «конституция  развития 

МО», на основе которой вырабатываются целевые программы, в которых 

происходит декомпозиция задач: 

 

для каждого выделенного центра финансовой ответственности; 

 

во  времени  –  составляются  рабочие  программы,  содержащие 

конкретные задачи и пути их решения, общий объем инвестиций, график 

выполнения  работ,  т.е.  начинается  процесс  оперативного  (1-2  года)  и 

тактического (до года) планирования. 

На этом этапе с помощью перечисленных и других инструментов на 

базе  результатов  мониторинга  и  ресурсного  анализа,  т.е.  проблем  и 

возможностей  МО,  вырабатываются  планы  достижения  поставленных. 

Бюджетирование  на  этом  этапе  применяется  для  генерации 

направлений 

диверсификации  доходных  источников  МО  и  как  основание  для  их 

структуризации и дальнейшей детализации. 

На  данном  этапе  должен  использоваться  соответствующий 

стратегический  инструментарий. 

По  результатам  предыдущих  этапов 

строятся  таблицы 

SWOT-анализа,

применяются  МАИС.  Эти  методы 

помогают выявить 

стратегические направления 

развития МО и отдельных 

его  составляющих,  с  помощью  которых  можно  достичь  перспективного 

развития  МО  с  опорой  на  сильные  стороны  (Strength)  и  внешние 

возможности (Opportunity). 

Анализ,  оценка  эффективности  и  выбор  альтернатив  стратегий  и 

отдельных направлений производятся с помощью следующих критериев: 

1.

 

Наличие стратегических соответствий (СС). 

2.

 

Поддержка большинства групп местного сообщества. 

3.

 

Несколько  источников  финансирования  развития  без  роста 

налогообложения граждан и юридических лиц. 

4.

 

Эффективное использование имеющихся ресурсов. 


background image

Финансовый 

инжиниринг 

(инженерия) 

включает 

в 

себя 

проектирование,  разработку  и  реализацию  инновационных  финансовых 

инструментов  и  процессов,  а  также  творческий  поиск  новых  подходов  к 

решению проблем в области финансов (Дж. Финнерти). 

Налоговые  асимметрии  возникают,  когда  две  фирмы  подпадают  под 

различные  фактические  налоговые  ставки.  Причины  могут  быть  самые 

разные:  им  предоставлены  специальные  налоговые  льготы  с  целью 

поощрения  развития  или  переориентации  деятельности,  освобождение  от 

налогов отдельных отраслей, видов деятельности. 

5.

 

Положительное влияние на все стороны жизни в административно-

территориальной единице. 

6.

 

Максимальное  использование  знаний  и  опыта  должностных  лиц  в 

структурах управления без увеличения численного состава последних. 

7.

 

Ориентация  на  достижение  утвержденных  целей  развития  данной 

территории; 

8.

 

Согласованный  план-график  этапов  реализации  по  направлениям 

экономического 

развития 

(совпадение 

этапов, 

возможность 

их 

запараллеливания). 

9.

 

Скоординированность  действий  с  программами  развития  соседних 

территорий и всего региона в целом.  

10.

 

Бюджетная эффективность, т.е. повышение доходов и сокращение 

неэффективных  расходов  муниципального  бюджета  в  результате 

мероприятий,  либо  непосредственно  направленных,  либо  создающих 

условия для повышения доходов или сокращения расходов. Акцент может 

делаться  на 

косвенном  долгосрочном  эффект 

(например,  улучшении 

инвестиционного  климата  в  МО),  тогда  проводится  его 

качественная 

оценка. 

11.

 

Отдельный блок составляют критерии эффективности проектов. 

12.

 

Эффект  от  реализации  стратегии  для  различных  групп  местного 

сообщества. 


background image

Для оценки направлений стратегии может быть составлена таблица, 

в  которой  приведен  перечень  мероприятий  и 

ожидаемый  качественный 

эффект 

от  реализации  для  трех  основных  групп:  администрации 

(например,  повышение  управляемости  муниципальным  хозяйством); 

предпринимателей  (расширение  возможностей  для  бизнеса,  упрощение 

административных  процедур,  создание  конкурентных  условий);  граждан 

(создание  новых  рабочих  мест,  расширение  доступа  к  услугам  и  рост  их 

качества,  возможность  участия  в  обсуждении  и  принятии  решений  по 

вопросам перспективного развития МО). 

VI.

 

Составляется  консолидированный  бюджет  МО.  В  случае,  если 

предложенные  мероприятия  не  приводят  к  полному  балансу 

всего 

бюджета  МО  (т.е.  не  все  поставленные  цели  остаются  достигнутыми), 

необходимо провести 

конкурс 

проекта и 

оценить 

каждый из них. 

VII.

 

Далее  начинается  наиболее  сложный  этап  –  их  реализация: 

оперативно;  управление  проектами,  скользящее  бюджетирование, 

управление по отклонениям! пр. 

Эффективность  использования  методики  значительно  повышается, 

если  существует 

единое  информационное  поле, 

охватывающее 

внутренние  подразделения  местного  самоуправления,  городские  службы, 

вышестоящие  и  нижестоящие  администрации.  Единая  система  обработки 

информации  позволяет  повысить  качестве  принимаемых  местным 

самоуправлением  решений,  моделируя  и  оценивая  их  последствия. 

Накапливается  массив  данных,  организуются  его  хранение  и  средств! 

поиска,  создаются  базы  данных  по  статистической  информации  как 

макроэкономического характера (ситуация в регионе и в России в целом), 

так и микроэкономвдского, касающейся территории МО. На последующих 

этапах  осуществляется  автоматизация  методов  решения  управленческих 

проблем,  классифицируемых  по  функциям  управления,  функциональным 

подсистемам,  а  также  по  этапам  и  стадиям  принятия  управленческих 

решений. 

Необходима 

интегрированная 

многофункциональная 


background image

автоматизированная  система  стратегического  и  оперативного  управления 

бюджетом 

МО, децентрализованными территориальными и внутренними 

(ЦФУ)  подразделениями  органа  местного  самоуправления.  Данная 

система, действующая на основе баз данных в режиме реального времени 

(ON-LINE)  и  включающая  подсистемы  планирования,  анализа,  контроля, 

позволяет быстро и качественно осуществлять бюджетирование. 

Каждый приведенный этап не является обособленным. На практике в 

ходе  приложения  предложенной  методики  может  быть  произведена 

коррекция  и  возврат  на  любой  предыдущий  этап  (обратная  связь). 

Например,  дерево  целей  может  динамично  перестраиваться  в  ходе 

бюджетирования;  при  необходимости  собираться  дополнительная 

статистика  для  оценки  проекта;  по  результатам  выявленных  в  процессе 

бюджетирования отклонениий – разрабатываться новые проекты и т.д. 

Использование  методики  при  принятии  решений  в  условиях 

нестабильности  даст  возможность  органу  власти  МО 

управлять 

имеющимися  и  привлекаемыми  ресурсами,  а  также  формировать 

многовариантную  систему  ресурсного  обеспечения 

выполнения 

возложенных на него функций. 

 

12.5.Системный подход к выявлению и развитию потенциала 

социально-экономических систем и принципы формирования 

программы по обеспечению устойчивого и эффективного их развития 

 

Антикризисное  управление  на  региональном  уровне  предполагает 

использование  управленческих  технологий  формирования  согласованных 

решений в многоуровневой распределенной системе принятия решений. 

Аналогичная  картина  может  возникнуть  и  при  рассмотрении 

ресурсных ограничений. 

Этапы  и  процедуры  управленческой  технологии  реформирования 

региона предполагают решение следующих задач: 


background image

 

разработка стратегии и тактики развития региона; 

 

совершенствование системы управления финансами; 

 

создание системы развития людских ресурсов; 

 

разработка программ реформирования предприятий. 

 

разработка программ развития предпринимательства и т.п. 

Методика  формирования  стратегии  развития  региона  должна  быть 

основана  на  программно-целевом  подходе  к  планированию  развития 

социально-экономических систем. 

Принцип,  положенный  в  основу  этой  технологии,  -  управление  «по 

результатам».  Этот  принцип  должен  выполняться  при  решении  и 

согласовании  задач  по  всем  уровням  руководства,  по  всем  периодам 

времени.  Системное  решение  проблем  предполагает  учет  всех 

существенных  для  достижения  цели  факторов,  связей  и  ограничений. 

Процесс  управления  представляется  как  совокупность  типовых  и 

нестандартных 

задач 

формирования 

и 

принятия 

решений 

и 

соответствующих им информационных технологий. 

Процедуры  формирования  программ  начинаются  с  процедур 

целеобразования  -  от  конечных  целей  к  средствам.  Их  результатом 

являются:  

 

система целей и результаты;  

 

комплекс мероприятий, обеспечивающих достижение цели;  

 

ресурсное обеспечение;  

 

организационное обеспечение. 

Задача построения эффективных механизмов управления социально-

экономическими  системами  -  одна  из  основных  задач  теории  активных 

систем.  Существенным  фактором  в  таких  задачах  является  наличие  в 

контуре  управления  активных  элементов  организационных  систем 

(человек, коллектив, ведомство, центры принятия решения и т.д.). 

Рассмотрим регион как  многоуровневую иерархическую социально-

экономическую  систему,  состоящую  из  управляющих  органов  (субъекты 


Смотрите также файлы