Файл: Муниципальное управление (Половинкин).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 5182

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

управления)  и  хозяйственных  (экономических)  элементов  (объектов 

управления). 

Создание  целостной  и  эффективной  системы  управления  регионом, 

включает: 

 

разработку стратегии и тактики развития региона; 

 

разработку  промышленной  и  сельскохозяйственной  политики, 

включая программу реформирования предприятий; 

 

совершенствование системы управления финансами (разработка и 

исполнение бюджета, развитие финансовой инфраструктуры); 

 

создание системы развития людских ресурсов; 

 

постановка  снабжения  на  конкурентной  основе,  организация 

и/или совершенствование взаимозачетов. 

Целью  региональной  программы  является  перелом  негативных 

тенденций развития и обеспечение улучшения социально-экономического 

состояния региона. 

В  качестве  основных  критериев  оценки  социально-экономического 

состояния региона могут быть приняты следующие:  

 

Стабилизация, а затем повышение уровня жизни населения. 

 

Стабилизация, а затем рост объема производства. 

 

Снижение доли убыточных предприятий. 

 

Повышение  инвестиционной  привлекательности  предприятий 

региона. 

 

Повышение наполняемости приходной части бюджета. 

Основные направления программы работ. 

3.

 

Разработка стратегии и тактики развития региона. 

3.1.

 

Диагностика состояния. 

3.2.

 

Выявление ключевых проблем. 

3.3.

 

Формулировка целей. 

3.4.

 

Выработка стратегии и тактики достижения целей. 


background image

4.

 

Повышение эффективности регионального управления в условиях 

происходящих изменений. 

4.1.

 

Эффективная экономическая и промышленная политика. 

4.2.

 

Управление финансами (разработка и исполнение бюджета). 

4.3.

 

Повышение  эффективности  жилищно-коммунального  хозяйства 

(экономия бюджетных средств). 

4.4.

 

Перспективы  развития  региона  (развитие  персонала,  развитие 

инфраструктуры, градостроительство, землепользование и др.). 

4.5.

 

Снабжение на конкурентной основе. Организация взаимозачетов. 

5.

 

Конкретные 

технологические 

проекты 

по 

повышению 

эффективности  жилищно-коммунального  хозяйства  и  энергоснабжения,  в 

том числе: 

5.1.

 

Снижение себестоимости электроснабжения и вредных выбросов 

за счет реализации программы автономного энергоснабжения. 

5.2.

 

Снижение расхода воды на водоканале и расхода электрической 

энергии. 

5.3.

 

Снижение  расхода  электроэнергии  на  освещение  за  счет 

использования электронных пускорегулирующих устройств; 

5.4.

 

Программы энергоснабжения на предприятиях. 

5.5.

 

Региональная  программа  реформирования  и  реструктуризации 

конкретных  предприятий  с  целью  повышения  их  экономической 

эффективности и конкурентоспособности. 

Рассмотрим объекты, которые будут участвовать в разрабатываемых 

процедурах,  их  цели,  задачи  и  возможности,  существенные  для 

формирования процедур. 

Предприятия. 

В  регионе  имеются  предприятия,  находящиеся  в 

разной  степени  финансового  благополучия,  большинство  из  которых,  как 

правило,  бывшие  госпредприятия,  находятся  в  кризисном  или 

предкризисном  состоянии  и  именно  они  и  будут  объектом  нашего 

рассмотрения  в  дальнейщем.  Любое  предприятие  может  оказаться 


background image

жизнеспособным  в  рыночных  условиях  приграмотно  проведенном 

реформировании.  То  есть,  правила  игры  должны  быть  такими,  что  если 

руководство 

предприятия 

осознало 

необходимость 

проведения 

реформирования,  нашло  средства  на  ее  проведение,  то  это  всячески 

должно  поощряться,  независимо  от  формы  собственности,  номенклатуры 

выпускаемых изделий и т.д. 

С  другой  стороны,  совершенно  очевидно,  что  успешное 

функционирование  всех  предприятий  области,  по  крайней  мере,  в  том 

виде, в котором они существовали до рынка, невозможно. 

Отсюда  возникает 

первая  задача

,  которую  необходимо  решить: 

формирование  списка  предприятий,  перспективных  для  осуществления 

комплексного  реформирования. 

Для  решения  этой  задачи,  прежде  всего, 

необходимо  выделить  критерии,  по  которым  можно  было  бы  определить 

пригодность предприятия для этого списка. Дело в том, что существующие 

формальные  критерии  оценки  деятельности  предприятий  (в  том  числе 

критерии банкротства) легко позволяют производить негативные оценки, и 

именно  поэтому  большинство  предприятий  находится  формально  в  зоне 

кризиса.  Необходимо  разработать  критерии,  позволяющие  оценить 

перспективность  предприятий  для  региона  в  целом,  причем  не  только 

финансово-экономические.  Например,  с  точки  зрения  администрации, 

важный  критерий  -  является  ли  предприятие  градообразующим.  Для 

градообразующего  предприятия  финансово-экономические  критерии 

зачастую  отходят  на  второй  план,  их  место  занимают  социальные, 

политические  и  т.д.  На  территории  области  действует  специальная 

структура  - 

Территориальное  агентство  Федеральной  службы  России  по 

делам  о  несостоятельности  и  финансовому  оздоровлению, 

в  которое,  с 

одной 

стороны, 

приходит 

информация 

о 

«неблагополучных» 

предприятиях,  и  которое,  с  другой  стороны,  само  формирует  список 

предприятий для рассмотрения Межведомственной балансовой комиссией. 

Наш  опыт  показывает,  что  комплексное  проведение  работ  по 


background image

реформированию  предприятий  области  невозможно  без  тесного 

взаимодействия  областной  администрации  и  последних  двух  упомянутых 

структур,  которые  должны  быть  привлечены  как  для  выделения 

соответствующих критериев, так и для участия в дальнейших процедурах 

выбора. 

Допустим, 

что 

список 

предприятий, 

намеченных 

для 

реформирования, составлен тем или иным образом. 

Возникает 

вторая  задача 

практическая  подготовка  к 

реформированию  всех  или  части  предприятий  из  списка. 

Эта  задача 

выделяется  особо  потому,  что  здесь  предприятие  воспринимается  с 

совершенно другой точки зрения, чем на первой фазе. Дело в том, что при 

формировании  списка  предприятие  рассматривается  как  некоторый 

пассивный 

объект, 

наделенный 

определенными 

свойствами. 

Формулировка  критериев  и  дальнейшая  процедура  формирования  списка 

предусматривает 

активное взаимодействие трех структур:

 

 

областной администрации; 

 

территориального агентства; 

 

межведомственной балансовой комиссии. 

Функции  же  предприятия  ограничиваются  передачей  требуемой  от 

них информации. На второй фазе - предприятие никто не может заставить 

проводить  реформирование,  оно  само  должно  захотеть  и  начать  эту 

работу,  уже  потому,  что  за  это  нужно  платить  свои  деньги,  так  как 

финансировать 

реформирование 

всех 

предприятий 

областная 

администрация,  конечно,  не  в  силах.  Поэтому,  здесь  предприятие 

выступает  как  активный  объект,  имеющий  свои  цели,  и  решение  задачи 

состоит  в  согласовании  целей  областной  администрации  и  руководства 

предприятия,  с  выделением  факторов,  влияющих  на  изменение  целей 

предприятия, и определения «ресурсов» этих факторов 

Для  активной  работы  с  предприятиями  на  второй  фазе  необходимо 

создать специальную структуру, которую здесь мы условно назовем Центр 


background image

реформирования. Впрочем, как будет видно из нижеизложенного, функции 

Центра реформирования этим не ограничиваются. 

Консультанты. 

Под этим названием мы здесь будем подразумевать 

консалтинговые 

фирмы, 

неформально 

объединенные 

группы 

консультантов и отдельных специалистов, способных провести работы по 

реструктуризации  предприятий  региона,  наличие  которых  определяет 

«реформационный  потенциал»  области  (самостоятельно  произвести 

реструктуризацию предприятие, как правило, не способно). 

Причем  важной  является  не  только  сама  методика  проведения 

реформирования  (а  она  у  разных  фирм  разная),  но  и  способность  фирмы 

производить  работы  по  реформированию  «под  ключ»,  желательно,  с 

оплатой от конечного результата, что подразумевает не только разработку 

самого  плана  реформирования,  но  и  сопровождение  его  выполнения.  В 

сопровождение включаются такие задачи как: 

 

обучение специалистов предприятия; 

 

предоставление  специалистов  консалтинговой  фирмы  для 

практической  работы  по  конкретным  направлениям  на  предприятии 

(маркетинг, финансы, персонал и т. д.), пока обучаются свои; 

 

мониторинг  (отслеживание  по  времени)  и  контроль  качества 

выполнения пунктов плана реформирования и т. д. 

Упомянутый  выше  Центр  реформирования,  по  замыслу,  должен 

взять  на  себя  роль  консолидирующего  элемента  при  работе  с 

консультантами  в  целом.  Это  целый  спектр  работ,  начиная  от  подбора 

консультационной  фирмы  по  просьбе  предприятия,  до  заключения 

контрактов  на  реформирование  от  своего  имени,  с  привлечением 

некоторых  консалтинговых  фирм  и  отдельных  специалистов  по 

субподряду.  Еще  одной  функцией  Центра  реформирования  является 

контроль качества выполнения работ по реструктуризации, производимых 

отдельными фирмами, с тем, чтобы предприятия имели гарантию качества 

проводимых работ от областной администрации. 


Смотрите также файлы