ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5188
Скачиваний: 7
деятельности местных органов власти и принятия решений, в т.ч. по
бюджетным расходам, а также формирования организационных структур.
Этим целям должны удовлетворять следующие принципы:
целенаправленности – определение приоритетных целей для МО
в перспективе, осуществляется исходя из необходимости достижения (а
при возможности и превышения) государственных минимальных
стандартов качества жизни населения;
комплексности – рассмотрение приоритетных целей, реализуемых
местным самоуправлением, происходит в контексте всей совокупности
прогнозируемых социально-экономических показателей развития МО;
системности – определение перспективных направлений развития
осуществляется с учетом внешних взаимосвязей, реализация этого
принципа предполагает, что при обосновании стратегического выбора
развития МО должны быть учтены предпосылки и ограничения его
развития, формируемые на различных уровнях (муниципальном,
региональном, федеральном);
адаптивности – формирование стратегического плана развития
необходимо осуществлять с учетом возможных изменений внешней среды,
которые могут вызвать корректировку плана. Такая корректировка должна
проводиться с минимальными политическими, социальными и
экономическими издержками;
эффективности – означает уверенность, что именно выбранный
набор целей, определенных в качестве приоритетных для данного МО
обеспечит достижение требуемого качества жизни с наименьшими
финансовыми и социальными затратами;
минимизации рисков – в процессе формирования стратегии
должны быть оценены возможные риски, обусловленные выполнением тех
или иных целей в будущем. Характеристики прогнозируемых рисков
должны быть учтены при сравнительном анализе вариантов;
баланса интересов – обеспечение согласованности или
непротиворечивости федеральных, региональных и местных интересов при
выборе стратегии.
легитимности – обязательное рассмотрение и принятие
предложенного варианта на уровне представительного органа местного
самоуправления.
измеримость, реальность и ясность для исполнителей.
Процесс формирования концепции в общих чертах можно
представить в виде совокупности последовательно выполняемых шагов:
1.
Организационно-подготовительный.
2.
Аналитический.
3.
Разработка проекта концепции.
4.
Согласование и утверждение концепции.
Официально принятая концепция развития в значительной степени
облегчает разработку и принятие стратегических целей.
Цель в управлении любым объектом выступает как мобилизующий
фактор. Цель – это идеальный образ желаемого, возможного и
необходимого состояния объекта, представление о том, каким он должен
быть [3]. Если базовая концепция не является видимой, ясно понятой,
четко выраженной – экономика МО оказывается во власти обстоятельств,
администрация не управляет социально-экономическими процессами, а
напротив, процесс управляет ее действиями. Необходимо четко выделить
цели развития МО и распределить их по трем уровням:
1)
Стратегические - определяют главные приоритеты перспективного
развития и финансирования. Частью долгосрочного планирования является
градостроительный прогноз, который может охватывать 30 – 40 лет. Сроки
стратегического планирования могут совпадать со сроками полномочий
органов самоуправления.
2)
Тактические – буферные, промежуточные цели, являющиеся этапами
в достижении стратегических.
3)
Оперативные - цели нижнего уровня, являющиеся необходимым
основанием для достижения тактических целей.
Одним из наиболее важных аспектов стратегического плана является
выбор
приоритетных
целей, на разрешение которых будут направлены
основные усилия. Эти проблемы объединяются в восемь взаимосвязанных
блоков:
1.
Экономическое развитие.
2.
Окружающая среда и качество жизни.
3.
Механизм принятия решений и передачи информации.
4.
Структура органов управления.
5.
Общественные услуги.
6.
Проблемы региона в целом, на территории которого расположена
административная единица.
7.
Социальные проблемы.
8.
Другие проблемы, характерные для данного МО, например:
- Увеличение спектра перспективных для молодежи специальностей.
Обучение специалистов в области логистики, развитие которой позволит
увязать торговлю как одну из наиболее развитых сфер в муниципальном
образовании, транспорт, связь и современные компьютерные и
управленческие технологии.
- Расширение спектра услуг, предоставляемых муниципальной
сферой, за счет привлечения частнопредпринимательского сектора.
Развитие деловой инфраструктуры создает условия для экономического
роста и увеличения занятости, а также расширяет налоговую базу
бюджета.
Для оценки приоритетов целей предлагается применить
пирамиду
А.Маслоу,
спроецированную на систему потребностей МО следующим
образом:
1)
На нижнем уровне (физиологических потребностей) находятся
обеспечение нормативного количества продуктовых торговых точек
с доступным социально значимым ассортиментом товаров,
нормативной площади жилья, нормативов медицинских услуг и др.
2)
На втором уровне (защищенности) будут находиться цели по
обеспечению правопорядка, экологической защищенности среды.
3)
Третий уровень (социальный) – развитие сети социально-досуговых
учреждений.
4)
Четвертый уровень (статус потребности или уровень успеха)
составляют цели, направленные на профессиональное развитие и
повышение квалификации членов сообщества.
5)
Пятый уровень целей (уровень власти) направлен на доминирование
МО по экономическому развитию среди соседних МО и др.
Два последних уровня относятся к вторичным или высшим
потребностям МО, Потребности удовлетворяются снизу вверх,
соответственно снижается приоритетность
стратегических и тактических
задач и расходов бюджета
.
Разработка стратегических целей может быть представлена в
табличной форме (табл. 12.2) и в виде дерева целей.
Таблица 12.2.
Пример формы представления стратегических целей [96]
Показатели
Временной
горизонт
Примечание
1998г. 2000г. 2005г.
Уровень жизни населения
1.1. Уровень относитель-
ной бедности (%)
1.2. Уровень социально-
экономической диффе-
ренциации (индекс
Джинни)
25
18/1
18-19
15/1
14-16
12/1
Относительная бедность -
когда доход не превышает 50%
среднего дохода по региону
(стране).
Показатель раскрывает
степень социально-экономического
расслоения по уровню доходов (и
потребления)
iv
Повышение качества жилья
2.1. Качество жилья, баллы
2,0
2,5
3,5
Качество жилья
определяется экспертно в
соответствии с принятыми
стандартами
Повышение качества жилья
3.1. Уровень техничес-кого
содержания жилищ-ного
фонда
3,0
3,5
4,0
Определяется экспертно по
специальной шкале, разработанной
на – основе- действующих
нормативных документов
Диагностика, цели стратегического и тактического плана
обеспечивают вход! ключевой блок методики –
бюджетирование
(охватывает IV и частично V, VI этапы методики).
IV.
На данном этапе происходит построение финансовой структуры,
представляющей собой ЦФО (центр финансовой ответственности и
взаимосвязей между ними). Анализ бюджета МО, его расходных и
доходных статей, т.е. непосредственного объекта управления
рассматриваемого уровня местного самоуправления, позволяет
выделить центры финансовой ответственности
, которые будут
являться впоследствии точками приложения управленческих
воздействий, Выделение центров может проводиться по признаку
вид (направленность) и объек расходов.
V.
Определение путей достижения целей и задач. На этом этапе
генерируются
анализируются
возможные
направления
использования
специального
финансово-экономического
инструментария для достижения выработанных целей:
финансового
инжиниринга,
инструменты
которого
могут
изменять cociai и структуру финансовых потоков, построенных на этапе
анализа. Здесь проводится более углубленное изучение НПБ, выделенной
на
предыдущем
этапе,
для
выявления
налоговых
льгот
и
асимметрий
31
,строятся возможные платежные схемы органа власти и
потенциальных спонсоров, выявляются резервы в прохождении
финансовых потоков.
организационного реинжиниринга
для качественного изменения
структуры управления городским хозяйством, эффективность такой
перестройки оценивается на основе расчета ее (перестройки)
экономической результативности.
инструментария проектного финансирования,
с помощью
которого на основе объединения организационного и финансового