ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5173
Скачиваний: 7
заинтересованность в участии выполнения социально-экономических
программ.
Второе отличие
связано с принципиально новой процедурой
доведения заданий программы до ее конкретных исполнителей. Ранее, как
известно, предприятия, участвовавшие в реализации программы, получали
директивные административные задания.
В условиях рыночных отношений процесс доведения заданий до
исполнителей программ стал объектом договорных отношений между
органами местного самоуправления и коммерческими организациями.
Третье отличие
заключается в новом подходе к предоставлению
населению услуг социальной сферы. Реализация такого рода услуг в
современных условиях осуществляется как бесплатно, так и на
коммерческой основе. Причем на представительные органы местного
самоуправления возлагаются обязанности контроля за этим процессом и
противодействия расширяющейся коммерческой реализации благ и услуг
социально-культурных отраслей, развиваемых за счет социально-
экономических программ.
Таким образом, межотраслевой характер социально-экономических
проблем территориального развития обусловливает необходимость
использования программно-целевого метода, хотя применение его в
современных условиях характеризуется некоторыми особенностями.
12.7. Целевые программы, мониторинг и оценка эффективности
целевых программ
Программно-целевой метод предусматривает принятие и реализацию
целевых программ (ЦП), направленных на выполнение основных
стратегических приоритетов развития муниципального образования.
Этот процесс регламентируется специальным нормативным актом, в
котором в соответствие с постановлением Правительства РФ от 1996 г. №
594 определяются:
органы управления как заказчики и исполнители;
прочие организации-исполнители;
порядок взаимодействия исполнителей;
перечень задач (подцелей), подлежащих решению (в том числе
касающихся создания изделий с определенными качественными
параметрами и стоимостью), с указанием сроков, критериев оценки и
приемки полученных результатов, объемов финансирования н других
ограниченных ресурсов, причем эти объемы увязываются с задачами;
эффект от выполнения данной программы.
Процесс формирования целевой программы должен включать ряд
обязательных этапов:
аналитический этап,
в ходе которого проводится всесторонний
анализ проблемных ситуаций, возникших в рамках стратегических
приоритетов муниципального образования. При этом выясняется
объективное состояние сферы (отрасли, составных звеньев, объектов,
процессов)
жизнедеятельности
муниципального
образования,
несоответствующее
определенным
нормам,
характеризующееся
неудовлетворенностью населения возможностью реализации каких-либо
потребностей, наличием отрицательных тенденций и разрывов между
желаемым и фактическим уровнями развития. Формулируется цель
предполагаемых изменений;
этап определения стратегии.
На этом этапе определяют
долговременное направление или комбинацию направлений, на которых
следует искать пути достижения цели;
этап формирования программы,
В ходе этого этапа выделяются
основные задачи и мероприятия по их реализации, определяется разбивка
по основным временным показателям;
этап оценки финансовых и ресурсных возможностей.
Предполагает оценку финансовых возможностей для реализации целевой
программы и определение возможных источников погашения затрат
(бюджеты различных уровней, привлеченные средства и ресурсы).
Разработка ЦП начинается с описания проблемной ситуации,
уточнения формулировки проблемы и обоснования необходимости
целевой программы для ее решения.
Описание проблемной ситуации предполагает определение объекта,
в котором возникает проблемная ситуация, характеристики проблемной
ситуации, точной оценки причин и последствий существования
проблемной ситуации, формулировки проблемы.
По содержанию проблемы подразделяются на социально-
экономические, научно-технические, производственно-технологические,
организационно-хозяйственные, экологические; по степени сложности - на
отраслевые, многоотраслевые, межотраслевые, по уровню значимости - на
муниципальные, межмуниципальные;
В зависимости от вида проблем классифицируются и программы по
их решению. Программы сроком до одного года считаются
краткосрочными, свыше года - долгосрочными.
Структура программы выглядит следующим образом:
целевой блок, в котором отражается, какой из стратегических
приоритетов реализует данная программа;
структурный блок, в котором даются характеристики основных
мероприятий для достижения социальных целей;
ресурсный блок, где указывается потребность в материальных и
финансовых ресурсах для выполнения мероприятий программы;
блок технико-экономических обоснований, где составляются
необходимые балансы для обеспечения потребностей за счет собственных
ресурсов муниципального образования, привлечения средств инвесторов и
средств населения.
Указанные выше разделы составляются исходя из необходимости
реализации специальной схемы согласования с использованием
конкретных плановых методов: балансового, нормативного, вариантного,
интеративных приближений к сбалансированности по объемам ресурсов,
необходимых
для
достижения
качественно
и
количественно
структурированных целей.
Охарактеризуем более подробно каждый блок на примере
социальной программы и опишем систему показателей разделов и
подразделов целевого структурного и ресурсного блоков, а также блока
технико-экономического обоснования программы.
В целевом блоке
программы развития выделяются следующие
разделы.
Первый раздел
характеризует основные социальные пропорции,
динамику численности различных по уровню доходов слоев населения и
трудовых ресурсов, распределение занятых по сферам приложения труда и
отраслям хозяйства, соотношение занятых производительным трудом и
числа занятых в непроизводственной сфере. На эти пропорции оказывают
влияние как отраслевые, так и территориальные факторы.
Технологическая схема разработки данного раздела выглядит
следующим образом: составляются прогнозы, которые подвергаются
социальному анализу, затем экспертами осуществляются выбор и
формирование соответствующих ориентиров.
Для характеристики населения по сферам приложения труда и
отраслям хозяйства могут использоваться следующие прогнозируемые
показатели:
численность занятых в отраслях материального производства, в
том числе по формам собственности, их удельный вес;
численность занятых в непроизводственной сфере, а также по
формам собственности предприятий, их удельный вес, соотношение
численности занятых в непроизводственной сфере и в материальном
производстве.
Следует отметить, что последний из указанных показателей
практически не встречается в методиках по разработке целевых социально-
экономических программ, хотя известно, что страна тем богаче, чем
меньше, при одном и том же количестве продуктов, производительное
население по отношению к непроизводительному.
Второй раздел
раскрывает социальные цели, приоритеты и задачи
программы развития. Специальные подразделы отражают уровень
удовлетворения социальных потребностей населения и его благосостояние.
Крайне важно при подготовке данного раздела формировать
население по группам, так как при выборе инструментов осуществления
программы и распределении ресурсов этот фактор будет иметь решающее
значение.
Не менее важно установление социальных норм и нормативов. Как
показывают результаты нашего исследования данной проблемы, подход к
разработке социальных норм и нормативов должен быть коренным
образом изменен.
Дело в том, что существующая система нормативов служила во
многом средством получения определенного дополнительного объема
капитальных вложений. Это ориентировало на развитие социальной
инфраструктуры за счет экстенсивных факторов без улучшения качества
обслуживания и без факта отдачи от используемых ресурсов.
Существующая система нормативов не способствует переходу к
интенсивному типу развития социальной инфраструктуры. По-видимому,
назрела
необходимость
постановки
и
исследования
проблемы
интенсивного типа развития социально-бытовой инфраструктуры и
разработки нового экономического инструментария для оценки
выбираемых траекторий движения.
Автор поддерживает выводы ряда специалистов о том, что
используемые нормативы должны быть дополнены сбором мнений,
оценок, самооценок людей. Задача состоит в создании таких методов