Файл: Муниципальное управление (Половинкин).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 5173

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

заинтересованность  в  участии  выполнения  социально-экономических 

программ. 

Второе  отличие 

связано  с  принципиально  новой  процедурой 

доведения заданий программы до ее конкретных исполнителей. Ранее, как 

известно, предприятия, участвовавшие в реализации программы, получали 

директивные административные задания. 

В  условиях  рыночных  отношений  процесс  доведения  заданий  до 

исполнителей  программ  стал  объектом  договорных  отношений  между 

органами местного самоуправления и коммерческими организациями. 

Третье  отличие 

заключается  в  новом  подходе  к  предоставлению 

населению  услуг  социальной  сферы.  Реализация  такого  рода  услуг  в 

современных  условиях  осуществляется  как  бесплатно,  так  и  на 

коммерческой  основе.  Причем  на  представительные  органы  местного 

самоуправления  возлагаются  обязанности  контроля  за  этим  процессом  и 

противодействия  расширяющейся  коммерческой  реализации  благ  и  услуг 

социально-культурных  отраслей,  развиваемых  за  счет  социально-

экономических программ. 

Таким  образом,  межотраслевой  характер  социально-экономических 

проблем  территориального  развития  обусловливает  необходимость 

использования  программно-целевого  метода,  хотя  применение  его  в 

современных условиях характеризуется некоторыми особенностями. 

 

12.7. Целевые программы, мониторинг и оценка эффективности 

целевых программ 

Программно-целевой метод предусматривает принятие и реализацию 

целевых  программ  (ЦП),  направленных  на  выполнение  основных 

стратегических приоритетов развития муниципального образования. 

Этот процесс регламентируется специальным нормативным актом, в 

котором в соответствие с постановлением Правительства РФ от 1996 г. № 

594 определяются: 


background image

 

органы управления как заказчики и исполнители; 

 

прочие организации-исполнители; 

 

порядок взаимодействия исполнителей; 

 

перечень  задач  (подцелей),  подлежащих  решению  (в  том  числе 

касающихся  создания  изделий  с  определенными  качественными 

параметрами  и  стоимостью),  с  указанием  сроков,  критериев  оценки  и 

приемки  полученных  результатов,  объемов  финансирования  н  других 

ограниченных ресурсов, причем эти объемы увязываются с задачами; 

 

эффект от выполнения данной программы.  

Процесс  формирования  целевой  программы  должен  включать  ряд 

обязательных этапов: 

 

аналитический  этап, 

в  ходе  которого  проводится  всесторонний 

анализ  проблемных  ситуаций,  возникших  в  рамках  стратегических 

приоритетов  муниципального  образования.  При  этом  выясняется 

объективное  состояние  сферы  (отрасли,  составных  звеньев,  объектов, 

процессов) 

жизнедеятельности 

муниципального 

образования, 

несоответствующее 

определенным 

нормам, 

характеризующееся 

неудовлетворенностью  населения  возможностью  реализации  каких-либо 

потребностей,  наличием  отрицательных  тенденций  и  разрывов  между 

желаемым  и  фактическим  уровнями  развития.  Формулируется  цель 

предполагаемых изменений; 

 

этап  определения  стратегии. 

На  этом  этапе  определяют 

долговременное  направление  или  комбинацию  направлений,  на  которых 

следует искать пути достижения цели; 

 

этап  формирования  программы, 

В  ходе  этого  этапа  выделяются 

основные задачи и мероприятия по их реализации, определяется разбивка 

по основным временным показателям;  

 

этап  оценки  финансовых  и  ресурсных  возможностей. 

Предполагает  оценку  финансовых  возможностей  для  реализации  целевой 


background image

программы  и  определение  возможных  источников  погашения  затрат 

(бюджеты различных уровней, привлеченные средства и ресурсы). 

Разработка  ЦП  начинается  с  описания  проблемной  ситуации, 

уточнения  формулировки  проблемы  и  обоснования  необходимости 

целевой программы для ее решения. 

Описание  проблемной ситуации  предполагает  определение  объекта, 

в  котором  возникает  проблемная  ситуация,  характеристики  проблемной 

ситуации,  точной  оценки  причин  и  последствий  существования 

проблемной ситуации, формулировки проблемы. 

По  содержанию  проблемы  подразделяются  на  социально-

экономические,  научно-технические,  производственно-технологические, 

организационно-хозяйственные, экологические; по степени сложности - на 

отраслевые, многоотраслевые, межотраслевые, по уровню значимости - на 

муниципальные, межмуниципальные; 

В зависимости от вида проблем классифицируются и программы по 

их  решению.  Программы  сроком  до  одного  года  считаются 

краткосрочными, свыше года - долгосрочными. 

Структура программы выглядит следующим образом: 

 

целевой  блок,  в  котором  отражается,  какой  из  стратегических 

приоритетов реализует данная программа; 

 

структурный  блок,  в  котором  даются  характеристики  основных 

мероприятий для достижения социальных целей; 

 

ресурсный  блок,  где  указывается  потребность  в  материальных  и 

финансовых ресурсах для выполнения мероприятий программы; 

 

блок  технико-экономических  обоснований,  где  составляются 

необходимые балансы для обеспечения потребностей за счет собственных 

ресурсов муниципального образования, привлечения средств инвесторов и 

средств населения. 

Указанные  выше  разделы  составляются  исходя  из  необходимости 

реализации  специальной  схемы  согласования  с  использованием 


background image

конкретных  плановых  методов:  балансового,  нормативного,  вариантного, 

интеративных  приближений  к  сбалансированности  по  объемам  ресурсов, 

необходимых 

для 

достижения 

качественно 

и 

количественно 

структурированных целей. 

Охарактеризуем  более  подробно  каждый  блок  на  примере 

социальной  программы  и  опишем  систему  показателей  разделов  и 

подразделов  целевого  структурного  и  ресурсного  блоков,  а  также  блока 

технико-экономического обоснования программы. 

В  целевом  блоке 

программы  развития  выделяются  следующие 

разделы. 

Первый  раздел 

характеризует  основные  социальные  пропорции, 

динамику  численности  различных  по  уровню  доходов  слоев  населения  и 

трудовых ресурсов, распределение занятых по сферам приложения труда и 

отраслям  хозяйства,  соотношение  занятых  производительным  трудом  и 

числа занятых в непроизводственной сфере. На эти пропорции оказывают 

влияние как отраслевые, так и территориальные факторы. 

Технологическая  схема  разработки  данного  раздела  выглядит 

следующим  образом:  составляются  прогнозы,  которые  подвергаются 

социальному  анализу,  затем  экспертами  осуществляются  выбор  и 

формирование соответствующих ориентиров. 

Для  характеристики  населения  по  сферам  приложения  труда  и 

отраслям  хозяйства  могут  использоваться  следующие  прогнозируемые 

показатели: 

 

численность  занятых  в  отраслях  материального  производства,  в 

том числе по формам собственности, их удельный вес; 

 

численность  занятых  в  непроизводственной  сфере,  а  также  по 

формам  собственности  предприятий,  их  удельный  вес,  соотношение 

численности  занятых  в  непроизводственной  сфере  и  в  материальном 

производстве. 


background image

Следует  отметить,  что  последний  из  указанных  показателей 

практически не встречается в методиках по разработке целевых социально-

экономических  программ,  хотя  известно,  что  страна  тем  богаче,  чем 

меньше,  при  одном  и  том  же  количестве  продуктов,  производительное 

население по отношению к непроизводительному. 

Второй  раздел 

раскрывает  социальные  цели,  приоритеты  и  задачи 

программы  развития.  Специальные  подразделы  отражают  уровень 

удовлетворения социальных потребностей населения и его благосостояние. 

Крайне  важно  при  подготовке  данного  раздела  формировать 

население  по  группам,  так  как  при  выборе  инструментов  осуществления 

программы и распределении ресурсов этот фактор будет иметь решающее 

значение. 

Не  менее  важно  установление  социальных  норм  и  нормативов.  Как 

показывают результаты нашего исследования данной проблемы, подход к 

разработке  социальных  норм  и  нормативов  должен  быть  коренным 

образом изменен. 

Дело  в  том,  что  существующая  система  нормативов  служила  во 

многом  средством  получения  определенного  дополнительного  объема 

капитальных  вложений.  Это  ориентировало  на  развитие  социальной 

инфраструктуры  за  счет  экстенсивных  факторов  без  улучшения  качества 

обслуживания и без факта отдачи от используемых ресурсов. 

Существующая  система  нормативов  не  способствует  переходу  к 

интенсивному  типу  развития  социальной  инфраструктуры.  По-видимому, 

назрела 

необходимость 

постановки 

и 

исследования 

проблемы 

интенсивного  типа  развития  социально-бытовой  инфраструктуры  и 

разработки  нового  экономического  инструментария  для  оценки 

выбираемых траекторий движения. 

Автор  поддерживает  выводы  ряда  специалистов  о  том,  что 

используемые  нормативы  должны  быть  дополнены  сбором  мнений, 

оценок,  самооценок  людей.  Задача  состоит  в  создании  таких  методов 


Смотрите также файлы