ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5172
Скачиваний: 7
исследования и прогнозирования, которые основывались бы на
использовании нормативного и поведенческого подходов.
Назрела острая необходимость перехода от разработки социально-
экономических нормативов уровня обеспеченности населения объектами
социально-культурного и бытового назначения к созданию системы
динамических
нормативов-ориентиров
для
оценки
социальной
эффективности
функционирования
данных
объектов,
степени
удовлетворения потребностей населения.
Справедливо отмечают В. Лексин и А. Шевцов, что мировой опыт
территориального управления свидетельствует о недостаточности
использования в подобных целях единого показателя или даже системы
показателей. Вместе с тем едва ли правомерным является суждение
авторов об использовании системы оценок региональных ситуаций,
значимость которых выявляется на основе регионального анализа.
Характеристики того или иного набора региональных ситуаций, реально
возникающих в практике хозяйствования, так же как и подбор групп
показателей, возможно не уберегут исследователей от односторонности.
На наш взгляд, динамика уровня удовлетворения потребностей всех
основных категорий населения, степень реализации региональных
интересов, комплексная характеристика условий жизнедеятельности
населения должны быть положены в основу оценки эффективности
реализации региональных прогнозов и программ.
Система критериев, характеризующая основные стороны социально-
экономического развития муниципального образования, может быть
представлена следующим комплексом взаимоувязанных показателей:
увеличение
средней продолжительности жизни населения в
районе;
характеристика
естественного прироста населения;
сокращение
детской смертности и смертности населения в
трудоспособном возрасте;
изменение
обеспеченности населения жилой площадью по
категориям жилья и уровню его благоустройства;
динамика
уровня удовлетворения других социально-культурных и
бытовых потребностей населения.
Эти показатели взаимоувязаны с рекомендуемым Л.М. Чистовым
обобщающим
критериальным
показателем
уровня
социальной
защищенности. Максимальному значению этого показателя, как правило,
должны соответствовать наилучшие значения частных показателей, а
также такого обобщающего показателя, как продолжительность жизни
населения.
Не менее важно произвести увязку прогнозной части программы с
имеющимися в распоряжении органа местного самоуправления ресурсами.
Процесс увязки, как известно, заключается в следующем: сначала
определяется потребность в ресурсах, необходимых для реализации
выдвинутых целей; затем выявляются наличные ресурсы или те ресурсы,
которые в течение долгосрочного планового периода могут быть выделены
под указанные цели. Эти процедуры осуществляются в структурном и
ресурсном блоках программы. Система мероприятий, разрабатываемых
для достижения прогнозируемых целей и определения ресурсов,
рассчитывается
по
каждому
из
направлений
или
условий
жизнедеятельности населения.
Система балансов по каждому виду ресурсов позволяет проверить
сбалансированность и пропорциональность развития территории. Если
балансов нет, то либо определяются пути увеличения ресурсов (в случае,
если они недостаточны), либо планируется сокращение периода времени,
требующегося для достижения выдвинутых целей (в случае, если
наличные ресурсы превышают потребность в них).
Сбалансированность, как правило, проверяется по финансовым,
материальным и трудовым ресурсам, а также по строительно-монтажным
работам и мощностям строительных организаций, которые потребуются
для строительства объектов, предусмотренных в программе. Такая
процедура согласования целей и ресурсов реализуется в блоке технико-
экономического обоснования программы.
Крайне важно сбалансировать и систему управления программой.
В зависимости от характера связей между различными
подразделениями различают следующие формы организационных
структур:
линейная;
функциональная;
линейно-функциональная;
матричная; проблемно-целевая.
Организационная структура, реализующая комплексную программу,
по характеру связей между подразделениями относится к матричной. Это
современный вид управления, который создается путем совмещения
линейной и программно-целевой структур. В соответствии с линейной
структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам
деятельности: финансы, кадры, планирование, контроль. По программно-
целевому принципу (по горизонтали) организуется управление процессом
реализации подпрограмм.
При матричной структуре управления необходимы:
подбор и назначение руководителя программы, его заместителей
по отдельным подсистемам в соответствии со структурой программы;
определение и назначение ответственных исполнителей в каждом
специализированном подразделении;
организация специальной службы управления программой.
Руководитель
программы
непосредственно
работает
со
специалистами, которые подчинены линейным руководителям. Он в
основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной
программе. Линейные же руководители решают, кто и как будет
выполнять ту или иную работу.
В целях обеспечения координации работ в условиях матричной
структуры управления центр управления программами призван увязывать
выполнение управленческих процедур с отдельными функциональными
линейными подразделениями.
Матричные системы открыли качественно новое направление в
развитии наиболее активных и динамичных проблемно-целевых и
программно-целевых организационных форм управления.
В числе их преимуществ - активизация деятельности руководителей
и работников; разделение функций между руководителями программных
групп и функциональных подразделений; вовлечение руководителей всех
уровней и специалистов в сферу активной творческой деятельности.
Матричная структура позволяет:
сокращать нагрузки на руководителей высшего уровня путем
передачи полномочий принятия решений на средний уровень управления
при сохранении единства координации и контроля за ключевыми
решениями на высшем уровне;
обеспечивать гибкость и оперативность маневрирования
ресурсами при выполнении нескольких программ в рамках одной
организации;
ликвидировать
промежуточные
структурные
звенья
при
оперативном управлении программами;
усилить личную ответственность руководителя как за программу
в целом, так и за ее элементы;
организовать четкое взаимодействие на базе рационального
перераспределения задач в системе;
применять современные методы управления.
Договор как форма управления, основанная на взаимном соглашении
сторон, опосредует главным образом горизонтальные отношения между
несоподчиненными звеньями. Поэтому управление на договорной основе
реализацией
комплексной
программы,
в
которой
преобладают
горизонтальные связи между участниками несоподчиненных структур,
позволяет эффективно регулировать и контролировать их взаимодействие.
12.8. Мониторинг и оценка эффективности целевых программ
Одной из сложных задач при разработке и реализации целевых
программ является прогнозирование результатов, оценка и анализ
эффективности программ социально-экономического развития. Эту задачу
призван решать грамотно организованный мониторинг целевых программ.
Приведенная
ниже
принципиальная
схема
регионального
мониторинга разработана автором совместно с группой ученых
Российской Экономической Академии им. Г. Плеханова и работниками
Городской Думы г. Перми.
Итак, цель мониторинга целевых программ (ЦП) - это достижение
максимально
возможной
социально-экономической
эффективности
реализации ЦП.
Мониторинг ЦП проводится для решения следующих задач:
отбор ЦП, наиболее эффективно воздействующих на социально-
экономическую ситуацию в условиях ограниченности бюджетных средств
на их реализацию;
координация взаимодействия руководителей ЦП в целях
повышения комплексности и результативности ЦП;
систематический контроль за ходом выполнения ЦП, получение и
обобщение информации о финансировании их мероприятий;
определение степени достижения целей ЦП и характера влияния
на социально-экономическую ситуацию в муниципалитете;
систематическое
обеспечение
городских
органов
представительной и исполнительной власти информацией о выполнении
ЦП.
Объектами мониторинга являются предложения на разработку ЦП,
проекты ЦП, а также утвержденные представительным органом и
принятые к финансированию социальные и экономические программы.