ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 476

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Учебник тибетского языка 

 

стр. 26 

Эзотерическая библиотека сайта Твоя Йога - www.youryoga.org 



 

 





 



 

 







 

 





 



 

 





 



 

 





 

Отрицательная  форма  повелительного  наклонения  образуется  прибавлением  отрицательной  частицы 



 

не в глагольное окончание, а перед глагольной основой: 







 

Не ходи(те), пожалуйста в Лхасу. 

 

 

Вопросительные  предложения

,  если  в  них  самих  уже  не  содержится  вопросительных 

местоимений,  образуются  при  помощи  добавления  на  конец  глагольного  окончания  вопросительной 

частицы, соответствующей данному окончанию: 

 

к 



 , 



 , 



 , 



 , 



  прибавляется 



 

 

к 



 прибавляется 



 

 

 

 

 

 

к 



 прибавляется 



 

Примеры: 



 

Луна не взошла. 



 

Ты поедешь в Лхасу? 



 

Не ел (ли) ты мясо дракона? 

 

3. Упражнения

 

а) Отработайте чтение на какой-нибудь тибетской книге. 
б) Прочитайте и переведите следующие предложения: 








 
в) Переведите на тибетский: 
Много  ли  сейчас  в  Индии  буддистов?  Там  нет  индийских  буддистов,  однако  есть  немного  западных  и 

других  буддистов.  А  когда  в  Индии  исчезла  буддийская  Дхарма?  Из  Индии  Дхарма  ушла  в  Тибет  и 

Китай. После этого в Индии она исчезла. А какая сейчас у индусов религия. У них много религий, но все 

небуддийские.  (А)  теперь  великие  Бодхисаттвы  не  рождаются  в  Индии?  Может  быть  (и)  рождаются, 

однако  буддизма  там  (все  равно)  нет.  Много  Бодхисаттв  ушло  в  “Девачен”.  Бодхисаттвы,  родитесь 

пожалуйста в нашей стране! 

 


background image

Учебник тибетского языка 

 

стр. 27 

Эзотерическая библиотека сайта Твоя Йога - www.youryoga.org 

 4. Проверьте свои знания.

 

а) Каковы функции ДЖЕДРЫ? 

б)  Как  глагол  “рождаться”  может  быть  пассивным,  ведь  ничто  не  рождается  без  порождающей  его 

причины? 

в) Как образуются отрицательные и вопросительные формы предложений с глаголами действия? 

 

 5. Что учить наизусть 

а) Таблицу изменения глагольных окончаний в зависимости от времени и действующего лица. 

б)  Словарь,  причем  у  глаголов  учить  только  формы  в  заштрихованных  квадратиках.  Остальные  -  для 

героев. 

 

 

6. Словарь 



 

небо, пространство 



 

время 



 

земля 



 

когда 



 

восток 



 

религия, религиозная школа 

 

прошедшее 

время 

настоящее 

время 

будущее 

время 

повелительное 

наклонение 

активный/ 

/пассивный 

есть, кушать 



 



 



 



 

А 

всходить, 

появляться 







П 

заходить, 

исчезать 







П 

рождать, 

развивать, 

производить 









А 

рождаться, 
появляться 







П 

знать 









П 

видеть 







П 

двигаться, 

идти, ехать 



 или 







П 

 

 

Урок 14

 

 



1. Вспомогательные глаголы 

Многие  глаголы,  используемые  в  современном  тибетском,  с  точки  зрения  русского  языка  являются 

составными,  т.е.  состоят  из  существительного и вспомогательного глагола. Например, глагол “

учиться

” 


background image

Учебник тибетского языка 

 

стр. 28 

Эзотерическая библиотека сайта Твоя Йога - www.youryoga.org 

на  тибетский  дословно  переводится  как  “

делать  учебу

”,  а  глагол  “

работать

”  как  “

делать  работу

”.  С 

точки зрения тибетского, эти конструкции представляют из себя ОБЪЕКТ ДЕЙСТВИЯ + ГЛАГОЛ, что и 

обуславливает использование в этих случаях активных глаголов, тогда как в русских предложениях типа 

Я хорошо учусь.

” невозможно найти какой-либо объект, отличный от действующего субъекта. 

Примеры: 



 

Я много работаю. (досл. Я делаю много работы.) 



 

Он учил тибетский язык. (досл. Он делал учебу 

тибетского языка.) 

Обратите  внимание,  что  характеристика  действия  ставится  непосредственно  перед  вспомогательным 

глаголом, например: “

хорошо учиться

” - 







Сами  по  себе,  вспомогательные  глаголы  также  являются  полноценными  глаголами,  имеющими  свои 

собственные значения. Ниже приведены наиболее распространенные из них: 

 

 - делать

 

(



 - учеба)  





 - учиться, изучать; 

(



 - работа, действие)  





 - работать;

(



 - попытка)  





 - пробовать, пытаться; 

(



 - практика)  





 - практиковать. 

 

 

- посылать, направлять

 

(



 - автомобиль)  





 - вести машину; 

(



 - приказ)  





 - приказывать; 

(



 - сон)  





 - смотреть сны 

(



 - думать, 



 - ум, рассудок) 





 - думать; 

(



 - анализ)  





 - анализировать, исследовать; 

(



 - вопрос)  





 - спрашивать; 

(



 - использование)  





 - использовать; 

(



 - язык, голос)  





 - приглашать, звать 

 

 

- бросать, ударять

 

(



 - камень)  





 - бросать камень 

(



 - приучивание, медитация)  





 - приучивать, медитировать; 

 (



 - ответ)  





 - отвечать; 

(



 - трудности)  





 - преодолевать трудности; 

(



 - дебат)  





 - дебатировать 

 

 

- разговаривать, объяснять, рассказывать

 


background image

Учебник тибетского языка 

 

стр. 29 

Эзотерическая библиотека сайта Твоя Йога - www.youryoga.org 

(



 - разговор)  





 - разговаривать. 

 

Примеры: 



 

Тот лама много медитировал на Дорже Семпа. 



   

Я не буду рассказывать им о Дхарме. 



 

Он много работает для других людей. 



 

Этот  западный  человек  хорошо  говорит  на 

тибетском. 



 

Подумайте, пожалуйста, о Великом Пространстве! 

 

2. Будущее и прошлое время в предложениях с глаголами отождествления и существования.

 

Хотя в пункте 6 урока 11 и было сказано, что глаголы отождествления и существования, сами по себе не 

могут  показать  когда  происходили  описываемые  ими  события,  в  некоторых  случаях  конкретизировать 

время  все-таки  необходимо.  Тогда  в  тибетском  используются  глаголы 



  (досл.  “

делать(-ся)

”)  для 

замены  глаголов  отождествления  и 



  (досл.  “

возникать

”)  для  замены  глаголов  существования, 

которые,  будучи  нормальными  пассивными  глаголами  действия,  в  разных  временах  выглядят  по-

разному: 





 

Раньше я был небуддистом. 





 

Я был небуддистом. 





 

Все люди будут Буддами. 

 





 

Потом у меня будет своя собака. 





 

У меня будет своя собака. 





 

У него не было много вещей. 

 

3. Упражнения

 

а) Отработайте чтение на какой-нибудь тибетской книге. 
б) Прочитайте и переведите следующие предложения: 






 
в) Переведите на тибетский: 


background image

Учебник тибетского языка 

 

стр. 30 

Эзотерическая библиотека сайта Твоя Йога - www.youryoga.org 

Быстро  ли  ты  выучил  тибетский  язык?  Я  учил  тибетский  два  месяца.  Однако  сейчас  ты  (уже)  очень 
хорошо разговариваешь по-тибетски. Я ездил в Лхасу. Там было очень много тибетцев и мало западных 
людей.  В  этом  городе  у  меня  был  очень  хороший  учитель.  (А)  какую  еду  ты  в  это  время  ел?  В Лхасе я 
вместе  с  тибетцами  ел  мясо  и  рис.  (А)  поедешь  ли  ты  в  Бутан.  Я  много  об  этом  думал,  но  до  сих  пор 
(сейчас) этого не случилось. У моего учителя там было два дома. Однако сейчас - (уже) три. Может быть 
позже я поеду к нему. Для этого я сейчас много работаю. 
 

 4. Проверьте свои знания.

 

а) Что означают вспомогательные глаголы 



 и 



 сами по себе? 

б) В какое место в конструкции со вспомогательным глаголом ставится характеристика действия? 

в) Как сказать “

Я был животным.

” не прибегая к помощи слова “

раньше

”? 

 

 5. Что учить наизусть 

а) Вспомогательные глаголы. 

в)  Как  образуются  конструкции  отождествления  и  существования,  в  явном  виде  указывающие  на  время 

описуемого события. 

б) Словарь, причем у глаголов учить только формы прошедшего времени. Остальные - для героев. 

 

 

6. Словарь 



 

язык 



 

еда 



 

есть (без указания конкретной пищи)  



 

одинаковый 



 

работать 



 

думать 



 

приучивать, медитировать 



 

учиться, изучать 

 

прошедшее 

время 

настоящее 

время 

будущее 

время 

повелительное 

наклонение 

активный/ 

/пассивный 

разговаривать 

рассказывать 

(



)



(



)



(



)



(



)



А 

посылать, 

направлять 









А 

бросать, 

ударять 









А 

делать 









А 

приходить 







П 

возникать, 

происходить, 

случаться 







П