ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 491
Скачиваний: 5
Учебник тибетского языка
стр. 26
Эзотерическая библиотека сайта Твоя Йога - www.youryoga.org
Отрицательная форма повелительного наклонения образуется прибавлением отрицательной частицы
не в глагольное окончание, а перед глагольной основой:
Не ходи(те), пожалуйста в Лхасу.
Вопросительные предложения
, если в них самих уже не содержится вопросительных
местоимений, образуются при помощи добавления на конец глагольного окончания вопросительной
частицы, соответствующей данному окончанию:
к
,
,
,
,
прибавляется
к
прибавляется
к
прибавляется
Примеры:
Луна не взошла.
Ты поедешь в Лхасу?
Не ел (ли) ты мясо дракона?
3. Упражнения
а) Отработайте чтение на какой-нибудь тибетской книге.
б) Прочитайте и переведите следующие предложения:
в) Переведите на тибетский:
Много ли сейчас в Индии буддистов? Там нет индийских буддистов, однако есть немного западных и
других буддистов. А когда в Индии исчезла буддийская Дхарма? Из Индии Дхарма ушла в Тибет и
Китай. После этого в Индии она исчезла. А какая сейчас у индусов религия. У них много религий, но все
небуддийские. (А) теперь великие Бодхисаттвы не рождаются в Индии? Может быть (и) рождаются,
однако буддизма там (все равно) нет. Много Бодхисаттв ушло в “Девачен”. Бодхисаттвы, родитесь
пожалуйста в нашей стране!
Учебник тибетского языка
стр. 27
Эзотерическая библиотека сайта Твоя Йога - www.youryoga.org
4. Проверьте свои знания.
а) Каковы функции ДЖЕДРЫ?
б) Как глагол “рождаться” может быть пассивным, ведь ничто не рождается без порождающей его
причины?
в) Как образуются отрицательные и вопросительные формы предложений с глаголами действия?
5. Что учить наизусть
а) Таблицу изменения глагольных окончаний в зависимости от времени и действующего лица.
б) Словарь, причем у глаголов учить только формы в заштрихованных квадратиках. Остальные - для
героев.
6. Словарь
небо, пространство
время
земля
когда
восток
религия, религиозная школа
прошедшее
время
настоящее
время
будущее
время
повелительное
наклонение
активный/
/пассивный
есть, кушать
А
всходить,
появляться
П
заходить,
исчезать
П
рождать,
развивать,
производить
А
рождаться,
появляться
П
знать
П
видеть
П
двигаться,
идти, ехать
или
П
Урок 14
1. Вспомогательные глаголы
Многие глаголы, используемые в современном тибетском, с точки зрения русского языка являются
составными, т.е. состоят из существительного и вспомогательного глагола. Например, глагол “
учиться
”
Учебник тибетского языка
стр. 28
Эзотерическая библиотека сайта Твоя Йога - www.youryoga.org
на тибетский дословно переводится как “
делать учебу
”, а глагол “
работать
” как “
делать работу
”. С
точки зрения тибетского, эти конструкции представляют из себя ОБЪЕКТ ДЕЙСТВИЯ + ГЛАГОЛ, что и
обуславливает использование в этих случаях активных глаголов, тогда как в русских предложениях типа
“
Я хорошо учусь.
” невозможно найти какой-либо объект, отличный от действующего субъекта.
Примеры:
Я много работаю. (досл. Я делаю много работы.)
Он учил тибетский язык. (досл. Он делал учебу
тибетского языка.)
Обратите внимание, что характеристика действия ставится непосредственно перед вспомогательным
глаголом, например: “
хорошо учиться
” -
.
Сами по себе, вспомогательные глаголы также являются полноценными глаголами, имеющими свои
собственные значения. Ниже приведены наиболее распространенные из них:
- делать
(
- учеба)
- учиться, изучать;
(
- работа, действие)
- работать;
(
- попытка)
- пробовать, пытаться;
(
- практика)
- практиковать.
- посылать, направлять
(
- автомобиль)
- вести машину;
(
- приказ)
- приказывать;
(
- сон)
- смотреть сны
(
- думать,
- ум, рассудок)
- думать;
(
- анализ)
- анализировать, исследовать;
(
- вопрос)
- спрашивать;
(
- использование)
- использовать;
(
- язык, голос)
- приглашать, звать
- бросать, ударять
(
- камень)
- бросать камень
(
- приучивание, медитация)
- приучивать, медитировать;
(
- ответ)
- отвечать;
(
- трудности)
- преодолевать трудности;
(
- дебат)
- дебатировать
- разговаривать, объяснять, рассказывать
Учебник тибетского языка
стр. 29
Эзотерическая библиотека сайта Твоя Йога - www.youryoga.org
(
- разговор)
- разговаривать.
Примеры:
Тот лама много медитировал на Дорже Семпа.
Я не буду рассказывать им о Дхарме.
Он много работает для других людей.
Этот западный человек хорошо говорит на
тибетском.
Подумайте, пожалуйста, о Великом Пространстве!
2. Будущее и прошлое время в предложениях с глаголами отождествления и существования.
Хотя в пункте 6 урока 11 и было сказано, что глаголы отождествления и существования, сами по себе не
могут показать когда происходили описываемые ими события, в некоторых случаях конкретизировать
время все-таки необходимо. Тогда в тибетском используются глаголы
(досл. “
делать(-ся)
”) для
замены глаголов отождествления и
(досл. “
возникать
”) для замены глаголов существования,
которые, будучи нормальными пассивными глаголами действия, в разных временах выглядят по-
разному:
Раньше я был небуддистом.
Я был небуддистом.
Все люди будут Буддами.
Потом у меня будет своя собака.
У меня будет своя собака.
У него не было много вещей.
3. Упражнения
а) Отработайте чтение на какой-нибудь тибетской книге.
б) Прочитайте и переведите следующие предложения:
в) Переведите на тибетский:
Учебник тибетского языка
стр. 30
Эзотерическая библиотека сайта Твоя Йога - www.youryoga.org
Быстро ли ты выучил тибетский язык? Я учил тибетский два месяца. Однако сейчас ты (уже) очень
хорошо разговариваешь по-тибетски. Я ездил в Лхасу. Там было очень много тибетцев и мало западных
людей. В этом городе у меня был очень хороший учитель. (А) какую еду ты в это время ел? В Лхасе я
вместе с тибетцами ел мясо и рис. (А) поедешь ли ты в Бутан. Я много об этом думал, но до сих пор
(сейчас) этого не случилось. У моего учителя там было два дома. Однако сейчас - (уже) три. Может быть
позже я поеду к нему. Для этого я сейчас много работаю.
4. Проверьте свои знания.
а) Что означают вспомогательные глаголы
и
сами по себе?
б) В какое место в конструкции со вспомогательным глаголом ставится характеристика действия?
в) Как сказать “
Я был животным.
” не прибегая к помощи слова “
раньше
”?
5. Что учить наизусть
а) Вспомогательные глаголы.
в) Как образуются конструкции отождествления и существования, в явном виде указывающие на время
описуемого события.
б) Словарь, причем у глаголов учить только формы прошедшего времени. Остальные - для героев.
6. Словарь
язык
еда
есть (без указания конкретной пищи)
одинаковый
работать
думать
приучивать, медитировать
учиться, изучать
прошедшее
время
настоящее
время
будущее
время
повелительное
наклонение
активный/
/пассивный
разговаривать
рассказывать
(
)
(
)
(
)
(
)
А
посылать,
направлять
А
бросать,
ударять
А
делать
А
приходить
П
возникать,
происходить,
случаться
П