ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 3043
Скачиваний: 76
26
Задание 54
. Нормы русского языка отражены в словарях и грамматиках
русского языка. Подготовьте доклад на одну из тем: «Виды словарей»,
«Словари русского языка», «Пометы в словарях русского языка».
Нормативный аспект культуры речи
Справочные материалы
Важнейший признак русского литературного языка – его нормативность,
т.е. наличие в нем норм литературного употребления, закрепленных в
словарях и грамматиках.
Литературные нормы
– это исторически сложившиеся и принятые в
общественно-речевой практике образованных людей правила произноше-
ния, словоупотребления, грамматики. Нормы обязательны как для устной,
так и для письменной речи и охватывают все стороны языка.
Основные признаки литературной нормы
: относительная устойчивость,
распространенность, общеупотребительность, обязательность для всех
говорящих на данном языке, соответствие употреблению, обычаю и
возможностям языковой системы.
Виды языковых норм
: орфоэпические, лексические, стилистические,
грамматические, орфографические, пунктуационные.
Среди орфоэпических норм выделяют нормы произношения
(
произносительные нормы
) – правила произношения звуков; нормы
ударения (
акцентологические нормы
) – правила постановки ударения;
нормы использования интонации (
интонационные нормы
) – правила
интонирования речи. Особенности русского ударения: оно подвижное,
разноместное, изменчивое.
Грамматические нормы подразделяются на словообразовательные,
морфологические и синтаксические нормы.
Языковые нормы – явление историческое. Изменение литературных
норм обусловлено постоянным развитием языка. Источники изменения
норм литературного языка различны: живая, разговорная речь, местные
говоры, просторечие, профессиональные жаргоны, другие языки.
Существуют следующие
варианты норм
:
1) равноправные варианты – одинаково правильные, нормативные
варианты (
банкнот – банкнота
);
2) неравноправные варианты: а) основной (предпочтительный) вариант и
дополнительный (менее желательный, но находящийся в пределах
литературной нормы) вариант (осн.
мышл
é
ние
– доп.
м
ы
шление
);
б) литературный (нормированный) вариант и нелитературный (недопусти-
мый – просторечный, жаргонный, узкоспециальный) вариант (лит.
афера –
нелит.
афѐра
).
27
ЗАДАНИЯ
Задание 55
. Какие языковые нормы отражают следующие правила:
1) правила образования слов; 2) правила произношения, ударения и
использования интонации; 3) правила написания слов и форм слов; 4) пра-
вила построения словосочетания и предложения; 5) правила образования
форм слов разных частей речи; 6) правила употребления слов и
устойчивых сочетаний в точном соответствии с их значениями; 7) правила
постановки знаков препинания; 8) правила употребления языковых
единиц, наиболее уместных в данной речевой ситуации.
Задание 56
. Определите, какие языковые нормы нарушены в данных
словах и выражениях. Приведите правильный вариант.
Бáловать, пирожки с повидлой, вручили памятные сувениры, намерéние,
больной мозоль, она испугалась мыша, эта юбка длиньше, одела шапку,
пара носок, свеклá, компентентный человек, объявить благодарность
кондукторше; подъезжая к городу, между нами возник деловой разговор.
Задание 57
. Вспомните правила переноса. В написанных ниже словах
укажите, как можно перенести каждое слово. Образец: прось/ба/ми.
Распространенный, официальный, общественность, дождь, объяснение,
компетентность, общение, семья, поощрять, разжигаются, атмосфера, снег.
Задание 58.
Проверьте себя.
Закончите предложения, выбрав
правильный ответ.
1.
Культура речи – это …
а) наука о говорении, слушании и написании; б) владение нормами
литературного языка в его устной и письменной форме, при котором
осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в
определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения
обеспечить эффективность коммуникации; в) культура личности человека,
проявляющаяся в соблюдении человеком норм этикета и языковых норм.
2.
Культура речи включает в себя …
а) только нормативный аспект; б) нормативный и коммуникативный
аспекты; в) нормативный, коммуникативный и этический аспекты.
3.
Коммуникативный аспект – это …
а) владение нормами русского литературного языка; б) соблюдение
этических норм речевого общения и владение нормами русского речевого
этикета; в) умение эффективно пользоваться средствами языка в
зависимости от сферы, ситуации, условий и задач общения.
4.
Понятие «норма» применимо …
а) к языку в целом; б) к языку художественной литературы; в) к
литературному языку.
5.
Языковые нормы …
28
а) изменяются очень быстро; б) не изменяются никогда; в) изменяются
достаточно медленно.
6.
Лексикография – это …
а) раздел науки о языке, который изучает словарный запас языка;
б) раздел науки о языке, изучающий написание слов; в) раздел науки о
языке, который занимается теорией и практикой составления словарей.
7.
Языковой паспорт говорящего – это …
а) информация, которую слушатель получает о говорящем, слушая его
речь; б) официальный документ, удостоверяющий личность человека;
в) все слова, которые использует в своей речи говорящий.
8.
В русском языке действуют следующее правило: …
а) правил переноса не существует – можно переносить слова с одной
строки на другую, как хочешь; б) существуют строгие правила переноса,
которые подразумевают перенос слов по слогам и/или морфемам; в) чтобы
не допустить ошибку, лучше слова не переносить.
9.
Для того, чтобы узнать, как правильно произносится слово, нужно
обратиться …
а) к орфографическому словарю; б) толковому словарю; в) орфоэпиче-
скому словарю.
10.
Для того, чтобы узнать, в чем различие слов «эскалатор» и
«экскаватор», нужно обратиться …
а) к толковому словарю; б) к словарю синонимов; в) к словарю
паронимов.
Орфоэпические нормы русского языка
Задание 59
. Прочитайте слова, следите за правильным произношением
ударных звуков [э] и [’ó].
Опéка, совремéнный, двоежéнец, хребéт, шедéвр, осéдлость, избéгнуть,
гренадéр, равнобéдренный, гололéдица, афéра, недоумéнный, зацвéтший,
блéф, всеобъéмлющий, изобрéтший, женоненавистник, крéстник,
околéсица, преéмник, одновремéнный, бытиé, зéв, пéкло, вычéрпывать.
Безнадѐжный, трѐхведѐрный, манѐвры, осуждѐнный, заѐм, осѐдланный,
блѐклый, белѐсый, издѐвка, свѐкла, решѐтчатый, новорождѐнный,
платѐжеспособный, никчѐмный, блѐклый, жѐлоб, остриѐ, одноимѐнный,
затѐкший, принѐсший, дарѐный, наперчѐнный, щѐлка, замѐрзший,
длинношѐрстный, углублѐнный, вменѐнный, заворожѐнный, отключѐнный.
Задание 60
. Разделите приведенные слова на две группы, в зависимости
от варианта произношения ЧН: а) слова, где произносится [чн]; б) слова,
где произносится [шн] или [шт]. Отдельно выпишите слова, в
произношении которых возможны оба варианта.
Античный, библиотечный, булочная, бутылочный, восточный, вечно,
вторично, горчичник, горничная, гречневый, двоечник, девичник,
единичный, заочный, Ильинична, с суконным рылом в калачный ряд,
29
конечно, конечный, копеечный, коричневый, Кузьминична, лихорадочный,
лавочник, мелочность, молочный, научный, нарочно, нечто, ночной,
очечник, отличник, однозвучный, перечница, печной, подсолнечник,
потому что, полуночник, почечный, порядочный, прачечная, пустячный,
пшеничный, ручной, Саввична, сердечный, скучный, скучно, съемочный,
скворечник, солнечный, сливочный, спичечный, точность, тренировочный,
уличный, убыточный, к шапочному разбору, шуточный, чулочный,
ячневая, яблочный, яичница.
Задание 61
. Определите, какое слово лишнее.
1. Конечно, нарочно, игрушечный. 2. Что, чтобы, нечто. 3. Типичный,
яичница, молочный. 4. Горчичник, калачный, коричневый. 5. Ильинична,
очечник, пряничный. 6. Скворечник, вечность, скучно.
Задание 62.
Правильно поставьте ударение в кратких формах имен
прилагательных. Отметьте случаи колебания нормы.
Бледный – блéден, блéдно, блéдны, бледнá; белый; близкий; бедный;
быстрый; верный; веселый; глубокий; глупый; гневный; горький; грубый;
дерзкий; добрый; дорогой; живой; красный; крепкий; малый; молодой;
мягкий; низкий; правый.
Задание 63.
Поставьте ударение в глагольных формах (глаголах
прошедшего времени).
Звать – звáл, звáло, звáли, звалá; брать; гнать; дать; задать; занять;
начать; отнять; понять; принять; снять; создать.
Задание 64.
Поставьте ударение в глагольных формах (причастиях).
Сформулируйте правило постановки ударения в подобных формах.
Начáть – начáвший, нáчатый, нáчат, нáчато, нáчаты, начатá; взять –
взявший, взятый, взят, взято, взяты, взята; занять – занявший, занятый,
занят, занято, заняты, занята; отнять – отнявший, отнятый, отнят, отнято,
отняты, отнята; поднять – поднявший, поднятый, поднят, поднято,
подняты, поднята; понять – понявший, понятый, понят, понято, поняты,
понята; принять – принявший, принятый, принят, принято, приняты,
принята; развить – развивший, развитый, развит, развито, развиты, развита.
Задание 65
. Произнесите слова: а) с взрывным [г]; б) с фрикативным
[h]; в) с [х] вместо [г]; г) с [в] вместо [г]:
а) герой, гимн, герб, гений, гербарий, круги, Гена, Евгений, Георгий,
гимнаст, шаги, деньги; гуща, газета, город, гость, гол, гарантия, гармония,
гуманитарный, гордый, голоден, гуси, гардероб, голос, гром, галстук,
говорит, государство, гусь; груб, гром, гремит, гроза, группа, грипп, грибы,
график, программа, грим, грунт, графин, когда, где, глухой, глупый, гвалт,
загнал; Волга, нога, могу, дорогая, дорогой, другой, тугой; могут, много,
30
строго, дорога, вьюга, отвага, влага, бумага, тревога, заслуга, супруга,
бродяга, скряга;
б) ага, ого, господи, бухгалтер;
в) лѐгкий, мягкий, легче, смягчить, облегчить, когти, бог, мягче, налегке,
мягкошѐрстный, легчайший, мягчайший;
г) сегодня, первого, у него, итого, скучного, зеленого.
Задание 66
. Правильно прочитайте слова с конечной буквой «г»,
которая произносится [к].
Вдруг, флаг, снег, друг, шаг, луг, пирог, лѐг, берег, творог, долг, сапог,
дорог, стоматолог, рейтинг, филолог, порог, круг.
Задание 67
. Выберите слова, которые будут рифмоваться с данными,
если соблюдать нормы произношения. Подчеркните их.
1. Бег – снег, смех, Олег, пробег. 2. Рог – грог, долг, крох, мог, бог, бок.
3. Враг – брак, маг, мак, шаг, флаг, прах. 4. Биолог – порох, геолог, дорог,
посох. 5. Бог – блох, лѐг, мох, сапог, стог, строг, оглох, творог. 6. Друг –
стук, вдруг, подруг, двух, луг, мух, вокруг. 7. Книг – бриг, лик, пик, тик,
тих, лих. 8. Сапог – дорог, порог, оглох, плох.
Задание 68.
Прочитайте слова: а) с твердым согласным перед буквой
«е»; б) с мягким согласным перед буквой «е». Объясните значения
иноязычных слов.
а)
д
емпинг, ко
д
екс, мо
д
ель, мо
д
ерн,
т
ен
д
енция, ше
д
евр, вун
д
еркинд,
и
д
ентичный, ин
д
екс, кон
д
енсатор, стюар
д
есса,
Д
екарт, ин
т
ервьюер,
компью
т
ер, с
т
енд, фор
т
епьяно, пас
т
ель, метрополи
т
ен, ин
т
ерпретация,
д
еколь
т
е, гро
т
еск,
д
е
т
ектив, сви
т
ер, Амс
т
ердам, С
т
ендаль, ку
з
ен,
с
епсис,
ла
з
ер, мед
р
е
с
е, диспан
с
ер, продю
с
ер,
с
екс,
с
енбернар, каш
н
е,
н
ейрохирургия, биз
н
ес, ге
н
езис, кибер
н
етика, пенс
н
е, а
н
ес
т
езия, со
н
ет,
р
еквием, к
р
едо, рено
м
е, ст
р
есс,
Р
ерих,
Р
ембо,
Р
ембрандт,
т
ест,
аль
т
ернатива, а
д
екватный, нон
с
енс, э
н
ергия, ло
т
ерея,
т
емп, ме
н
еджмент;
б)
с
ервис,
д
екан,
д
ебют,
д
еп
р
ессия, па
т
ент, ба
сс
ейн,
д
емократия,
д
емон,
д
екларация, к
р
ем, инци
д
ент, ака
д
емия,
д
е
г
е
н
ерат,
т
енор,
т
ермин,
т
еррор,
т
ерапевт, му
з
ей, п
р
есса,
р
ейс,
с
ейм, п
р
е
з
ент, О
д
есса, ши
н
ель,
В
е
н
есуэла,
р
еликвия, аг
р
ессия, бе
р
ет,
р
ейтинг, прог
р
есс, п
р
есс,
Р
емарк,
б
естселлер,
р
езюме, ком
п
е
т
енция, п
р
еце
д
ент, фа
н
ера,
с
ессия.
Задание 69
. Прочитайте, правильно поставьте ударение.
Алкоголь, апостроф, алфавит, аргумент, аристократия, баловать,
безудержный, библиотека, валовой, включим, газопровод, диалог,
диспансер, добыча, договор, договорный, договорник, документ, жалюзи,
завидно, закупорить, значимость, звонит, индустрия, искра, каталог,
каучук, квартал, километр, красивее, кремень, кухонный, магазин,
медикамент, мельком, новорожденный, обеспечение, облегчить, оптовый,
осведомить, откупорить, пломбировать, похороны, на похоронах,