Файл: Исследовательская работа по выявлению эффективности внеурочной деятельности по борьба хапсагай.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов.

Итак, мы познакомились с организационными моментами реализации внеурочной деятельности. Обратимся к более полному раскрытию понятия секции по вольной борьбе.

Под секцией понимают форму объединения учащихся под руководством учителя с целью спортивно-оздоровляющей деятельности. К примеру, секция по дзюдо, секция по волейболу, шахматная секция и т.п. секциям характерны следующие свойства:

  • специфические задачи обучения и воспитания;

  • содержание деятельности секции соответствует определенному виду спорта;

  • направленность на формирование знаний и умений, повышение уровня развития способностей к данному виду спорта;

  • организация мероприятий по демонстрации полученных знаний, умений, достигнутых результатов учащихся в данном виде спорта (школьные соревнования, конкурсы и т.д.).

Организация деятельности секции по вольной борьбе должна быть основана и ориентирована принципами всесторонности, сознательности, активности, постепенности, повторяемости, наглядности и индивидуализации.

Работа в секции должна обеспечивать специальную подготовку для воспитания физических качеств и формирования навыков и умений, характерных для данного вида спорта.

Внеурочные занятия в секции по вольной борьбе должны проводиться регулярно согласно календарному плану Программы. На каждом последующем тренировочном занятии обучение основывается на результаты предыдущих занятий, закрепляя и развивая их. Обучение и расслабление в спортивной подготовке чередуются таким образом, чтобы обеспечить оптимальное развитие физических качеств и способностей, определяющих уровень спортивного мастерства в данном виде спорта.

Специальная подготовка по вольной борьбе должна нагружать учащихся постепенно, тренировочная нагрузка должна отвечать требованиям и быть посильной для детей без их перегруженности.

Ожидаемым результатом внеурочной деятельности секции по вольной борьбе является достижение учащимися определенного уровня техники спортивного мастерства по вольной борьбе. К тому же, внеурочные занятия по вольной борьбе должны создать здоровье сберегающую среду и привлечь молодых людей к спорту и здоровому образу жизни. Программа внеурочной деятельности секции «Вольная борьба» для сельской школы представлена в третьей главе.

2.3. Физическая подготовка юных борцов в секции по вольной борьбе

Тренировочные занятия юных спортсменов базируются на общих закономерностях обучения и воспитания. Таким образом, при проведении занятий необходимо придерживаться основных педагогических принципов, отражающих эти образовательные закономерности, и учитывать возрастные особенности физического воспитания. Как известно, это принципы всесторонности, сознательности и активности, постепенности, повторяемости, наглядности и индивидуализации.

Физическое воспитание также основывается на особых закономерностях, отличных от общей формы обучения и воспитания. Поэтому тренировочные занятия основываются и также на свойственных ему принципах. Принципы организации и проведения спортивных занятий едины:

- принцип единства общей и специальной подготовки спортсмена;

- принцип непрерывности тренировочного процесса;

- принцип постепенного и максимального увеличения тренировочных нагрузок;

- принцип волнообразного изменения тренировочных нагрузок;

- принцип цикличности тренировочного процесса.

Для достижения техники спортивного мастерства важное значение имеет соответствующий уровень физической подготовки учащихся, спортсменов. Поэтому основное место в спортивной тренировке занимает физическая подготовка, которая проводится в единстве с процессом совершенствования техники.

Физическую подготовку различают общую и специальную.

Под общей физической подготовкой понимается разностороннее физическое развитие и физическая подготовленность обучающихся. Общая физическая подготовленность достигается систематическим и регулярным выполнением упражнений, воздействующих на все органы и системы организма человека. При общей физической подготовке выполняются разнообразные физические упражнения. Среди них можно выделить общеразвивающие (гимнастика, бег, прыжки, упражнения с отягощениями, спортивные и подвижные игры и т.д.).

Что касается специальной физической подготовки, то такие тренировочные занятия нацелены на развитие физических качеств, свойственных только для данного вида спорта, которому обучаются. Специальная физическая подготовка содержит специальные подготовительные и соревновательные упражнения, способствующие овладению техникой спортивного мастерства.

При физической подготовке юношей по вольной борьбе применяются различные методы обучения и воспитания: повторные, переменные, интервальные, контрольные, игровые и соревновательные.



И общая, и специальная физическая подготовка юных борцов содержит выполнение упражнений, которые направлены на формирование и развитие таких физических качеств как быстрота, скорость, выносливость, ловкость, скоростно-силовых качеств гибкости и силы.

На предварительном этапе подготовки юных спортсменов, охватывающем во многих видах спорта возраст от 7 до 14 лет, осуществляется в основном общая силовая подготовка. Такая силовая подготовка необходима для развития силы всех мышечных групп. В силовой подготовке содержатся общеразвивающие силовые упражнения, которые несложны и выполняются учащимися для воздействия на мышцы.

Также для развития силы обучающихся в основном используется повторный метод, который заключается в выполнении упражнений в среднем темпе, с отягощением малого и среднего веса.

Физическая подготовка юношей имеет ряд своих особенностей. К особенностям подготовки юных спортсменов можно отнести следующее. Существуют упражнения динамические и изометрические. Такие упражнения развивают силовые способности спортсменов. Они могут быть использованы в физической подготовке юношей. Есть метод максимальных усилий, который для детей должен применяться осторожно и кратковременно. Также в физической подготовке юношей можно использовать парные упражнения как форма занятия. При выполнении общеразвивающих упражнений нужно применять отягощения, например, мячи, гантели.

Физическая или силовая подготовка подростков несколько отличается от подготовки младших школьников. Упражнения силовой подготовки немного сложнее по структуре и содержанию, а также условиям их выполнения. Основную роль охватывает специальная силовая подготовка. Большое внимание уделяется силовым упражнениям, позволяющим избирательно воздействовать на развитие отдельных групп мышц. Такие упражнения еще называют основными соревновательными упражнениями, а также упражнения, направленные на развитие мышечных групп. При выполнении соревновательных упражнений с воздействием на мышцы усиливается нагрузка. В силовой подготовке обязательны упражнения с отягощениями, например, штанги, гири. Но при использовании отягощений необходимо учитывать возрастные особенности детей, уровень физической подготовленности и таким образом дозировать упражнения. Различают несколько методов развития мышечной силы у борцов 13-14 лет являются:


- метод повторного выполнения силового упражнения с отягощениями около предельного и предельного веса (метод максимальных усилий);

- метод повторного выполнения скоростно-силовых упражнений (метод динамических усилий);

- метод повторного выполнения статического силового упражнения (метод изометрических усилий).

Метод максимальных усилий — это выполнение упражнений с отягощениями. По этому методу спортсмен выполняет упражнения по повторному подъему отягощений весом 90-95% от максимального. В одном подходе подъем повторяется 1-2 раза, на восстановление сил и отдых дается 4-8 мин. За это время спортсмен должен полностью восстановиться. Силовые упражнения выполняются в несколько подходов. Общий объем нагрузки небольшой. Данный метод способствует совершенствованию внутри- и межмышечной координации, благодаря чему наблюдается рост силы. Однако, кратковременность работы не позволяет широко развернуться обменному процессу, а это ограничивает рост мышечной массы.

Метод динамических усилий предполагает выполнение упражнений с отягощениями в быстром темпе. Упражнения повторяются с максимальной скоростью. Количество повторений упражнения в одном подходе составляет 6-8 и более раз. Упражнения должны выполняться в несколько подходов и перерыв между ними составляет 5-8 мин. Здесь важную роль играет скорость выполнения упражнений без искажения техники движения. Данный метод динамических усилий развивает скоростную силу спортсменов.

Метод изометрических усилий – это метод выполнения упражнений, при котором максимально напрягаются мышцы в статическом режиме. В изометрическом упражнении сила прикладывается к неподвижному предмету и длина мышц не изменяется. Каждое упражнение выполняется с максимальным напряжением мышц в течение 4-6 секунд по 3-5 раз, с отдыхом между ними 30-60 секунд. Изометрические упражнения выполняются в положениях, соответствующих определенным моментам соревновательного упражнения (например, удержание «на мосту»). Обычно их включают в тренировочные занятия 2-3 раза в неделю в неизменном виде в течение 8-10 недель, по 10-12 минут в каждом занятии. На первом этапе применения изометрического метода (1-2 месяца) продолжительность упражнения не должна быть более 3-5 секунд. Комплекс может включать 6-9 упражнений (по 2-3 для мышц рук, ног, туловища). В последующие 4-6 месяцев увеличивается и количество (9-12) и продолжительность (5-6 секунд) каждого упражнения. Через 6-8 месяцев увеличивается до 2-3 количество напряжений в каждом упражнении. Выраженный прирост мышечной силы при использовании подобного метода наблюдается уже в первые месяцы тренировки, через 6-14 недель он составляет у отдельных борцов 8-30%.


Надо знать, что если включать в физическую подготовку слишком много изометрических упражнений, то это вызовет приспособление организма спортсмена к статической работе и не окажет положительного воздействия на динамические усилия.

При применении данных методов силовой подготовки доказано, что у подростков 12-14 лет существенно увеличивается производительность организмов энергообразования. Наряду с этим наблюдается улучшение сократительных свойств скелетных мышц и увеличение максимальной мощности выполняемой работы.

Эти возрастные особенности позволяют учащимся данного возраста успешно справляться с упражнениями силового и скоростно-силового характера, что предполагает более активное включение этих упражнений в содержание уроков физической культуры и тренировочных занятий. Однако, время выполнения скоростно-силовых и силовых упражнений должно быть непродолжительным и строго ограниченным.

Круговой метод — один из комбинированных методов упражнения. Основу его составляет последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнение с использованием ряда методов.

Юные спортсмены переходят от одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места выполнения к другому, передвигаясь как бы по кругу. Выполнив последнее упражнение в данной серии, они вновь возвращаются к первому, таким образом, замыкая круг.

Для проведения тренировки с использованием кругового метода заранее составляют комплекс упражнений, определяются места выполнения упражнений (станции).

На первом занятии проводятся испытания на максимальный тест (МТ) по каждому упражнению при условии их правильного выполнения, устанавливается система повышения нагрузки. На последнем занятии рекомендуется проверить МТ по каждому упражнению и сравнивать результаты с исходными.

Средствами и методами круговой тренировки могут быть разнообразные общеразвивающие и специальные упражнения, обычно технически несложные, циклические и ациклические. Упражнения подбираются в зависимости от задач занятия, двигательных возможностей каждого юного спортсмена и с учетом переноса физических качеств и двигательных навыков. Индивидуальная дозировка нагрузки определяется в зависимости от метода упражнения в круговой тренировке. Например, занятие проводится по методу экстенсивного интервального упражнения: на каждой «станции» упражнение продолжается 30 секунд, затем перерыв 30 секунд. Индивидуальная дозировка нагрузки в пределах стандартного времени может задаваться по формуле: МТ: 2.1, 2, 3. Это означает, что в каждом тренировочном круге выполняют половину (50%) нагрузки максимального теста, а круг проходят три раза.