Файл: 1. Теоретические аспекты обучения немецкому языку на уровне основного общего образования 12.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 1
Результаты экспериментального среза в экспериментальной группе
Критерии оценивания: Ф.И.О. | Логичность | Беглость | Смысловая связность | Развитие темы | Грамматическая правильность | Правильное произношение | ||
Полунина Мария | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | ||
Алексеева Виктория | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | ||
Романова Елена | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ||
Медведева Ангелина | 4 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | ||
Минязов Николай | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | ||
Кузьмина Марина | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | ||
Почекутов Андрей | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | ||
Иванин Александр | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 3 | ||
Хабибуллин Влад | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | ||
Тайлашева Ксения | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | ||
Тихонов Алексей | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | ||
Черникова Диана | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | ||
Соколовский Иван | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | ||
Яковлев Михаил | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | ||
Средний балл: | 4,5 | 4,2 | 4,2 | 4,4 | 4,1 | 4,5 | ||
Общий балл: 4,3 |
Таблица 2
Результаты экспериментального среза в контрольной группе
Критерии оценивания: Ф.И.О. | Логичность | Беглость | Смысловая связность | Развитие темы | Грамматическая правильность | Правильное произношение | |
Алексеев Иван | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | |
Бояркин Александр | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 | |
Бунтина Арина | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |
Киярова Даша | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | |
Ковышкина Тая | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | |
Миллер Анна | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |
Паршакова Виктория | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | |
Шипунов Евгений | 3 | 4 | 5 | 5 | 4 | 3 | |
Яворович Снежанна | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | |
Хомяченко Кристина | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | |
Средний балл: | 4,3 | 4,1 | 4,5 | 4,2 | 4 | 3,7 | |
Общий балл: 4,1. |
Таблица 3
Сравнительная таблица результатов экспериментальной и контрольной групп после экспериментального среза
Критерии оценивания: Группы | Логичность | Беглость | Смысловая связность | Развитие темы | Грамматическая правильность | Правильное произношение |
Экспериментальная группа | 4,5 | 4,2 | 4,2 | 4,4 | 4,1 | 4,5 |
Контрольная группа | 4,3 | 4,1 | 4,5 | 4,2 | 4 | 3,7 |
Из таблицы 3 видно, что уровень знаний после просмотра способа телескопии на уроке иностранного языка в экспериментальной группе повысился, а в контрольной остался почти таким же. Учащиеся экспериментальной группы стали более логично высказывать свои мысли, появилась смысловая связь, стали наиболее полно развивать тему, а так же уменьшились грамматические ошибки в речи. Большинство учащихся стали правильно и внятно произносить слова. В контрольной группе особых прогрессов не было.
Отсюда можно сделать вывод, что данный комплекс упражнений является достаточно эффективным для совершенствования лексических навыков у учащихся среднего звена, так как результаты экспериментального среза показывают, что уровень знаний у детей экспериментальной группы повысился. Так же повысилась мотивация к изучению иностранного языка. Учащимся было очень интересно присутствовать на таких уроках. Кроме этого все ребята работали в полную силу и с удовольствием.
В ходе экспериментального исследования по использованию способа телескопии на уроках иностранного языка, мы пришли к выводу, что на таких уроках дети с удовольствием вовлекаются в процесс изучения иностранных языков. По окончании эксперимента в обеих группах наблюдалась положительная динамика. В предэкспериментальном срезе видно, что результаты контрольной группы немного выше, чем результаты экспериментальной группы. Группа с наименьшими результатами и была выбрана для эксперимента с целью повышения уровня иноязычного общения при использовании способа телескопии в процессе обучения.
Рис.1 Предэкспериментальный срез
Рис. 2 Постэкспериментальный срез
По результатам срезов из диаграммы (рис. 1 и рис. 2) видна динамика повышения уровня знаний учащихся шестого класса.
Итоги экспериментального исследования позволили сделать следующий вывод: использование способа телескопии на уроке иностранного языка, способствует быстрому и легкому усвоению учебного материала, развивает память учащихся, настраивает на активную работу, что повышает интерес у учащихся к предмету. Следовательно, использование данных средств обучения, повышает эффективность учебного процесса в целом. Отсюда можно сделать вывод, что разработанный комплекс упражнений способствовал повышению иноязычного говорения при использовании способа телескопии на уроках иностранного языка.
Заключение
Изучив теоретические аспекты заданной темы, и проведя практический анализ, автор пришел к следующим выводам.
Мы трактуем телескопию как самостоятельный способ словообразования в немецком языке, представляющий собой слияние двух или более усеченных (осколочных) основ или слов, а также слияние полного слова, основы с усеченным (осколочным), в результате которого образуется новое слово - телескопическая единица, полностью либо частично совмещающая значение всех входящих в нее структурных компонентов.
Самостоятельность телескопического словообразования подтверждается уникальностью структурно-семантических и функциональных особенностей ТЕ - лексических единиц с обязательным, как минимум одним, осколочным элементом, с определенными типами связи на морфемных границах и конкретными функциональными отношениями компонентов.
Как показывает анализ, у учащихся экспериментальной группы при использовании способа телескопии успеваемость повысилась. Оценивание проходило по нескольким критериям, а именно: логичность высказывания, беглость речи, смысловая связь, развитие темы, грамматическая правильность, правильное произношение. Положительная динамика наблюдается по всем показателям. Учащиеся стали увереннее чувствовать себя на уроке иностранного языка, стали активнее работать, высказывать свои мысли, грамотнее говорить, развивать тему и так далее.
При этом следует отметить, что эффективность использования способа телескопии при формировании иноязычного общения зависит не только от точного определения его места в системе обучения, но и от того, насколько рационально организована структура занятия, как согласованы учебные возможности способа телескопии с задачами обучения.
Кроме всего этого, учащиеся начали приходить на уроки с желанием работать, получать положительные оценки и приобретать новые знания. После введения в учебный процесс уроков, построенных на использовании способа телескопии и выявления психолого-педагогических аспектов учащихся шестого класса, можно сделать вывод, что данная методика достаточно эффективна для учащихся среднего звена.
Эффективность иноязычного общения действительно повысилась, так как в процессе обучения речевому общению широко использовался способ телескопии, которые выполняли на занятиях обучающую, развивающую, стимулирующую и контролирующую функции.
На занятиях по иностранному языку необходимо применение способа телескопии с целью повышения эффективности иноязычного общения, расширения словарного запаса и развития внимания учащихся. Также важно отметить, что в настоящее время существует огромное количество возможностей и средств обучения, которыми современные учителя должны непременно пользоваться и делать свои уроки более интересными и продуктивными.
Подводя итоги, следует констатировать, что все ситуации и упражнения, направленные на формирование лингвострановедческой компетенции, в полной мере способствовали ее формированию, обогащали школьников новыми знаниями и умениями межкультурного взаимодействия и помогали им осознать ценность сформированной у них лингвострановедческой компетенции.
Список использованной литературы
-
Бархударов Л. С. Очерки по морфологии современного английского языка. Либроком, 2009. - 160 с. -
Беляева Н В. Структура и семантика современных английских блендов. // Вестник ТвГУ. Серия «Филология». - 2013. Вып. 2. С. 243-250. -
Берман И.М. К вопросу о вставочном словообразовании // ИЯШ, 2007, №4.-С. 106-112. -
Борисенко И. И. Телескопия в современном английском языке // Вопросы языковой структуры. - Киев, 2006. - С. 17-21. -
Галичкина Е. Н. Номинативные средства социальных сетей и сетевых сообщест. Язык в социокультурном пространстве и времени : материалы Всероссийской конф. с международным участием (г. Астрахань, 13 - 14 октября 2011 г.) / под ред. Т.А.Ткачевой, Е.В.Кузнецовой. - Астрахань, Издатель: Сорокин Роман Васильевич, - 2011. С. 13-19. -
Гридина Т. А. Современный русский язык. Словообразование: теория, алгоритмы анализа, триннинг: учеб. пособие / Т. А. Гридина, Н. И. Коновалова. - 3-е изд. - М. : Наука:Флинта, 2009. - 160 с. -
Дубенец Э. М. Лингвистические изменения в современном английском языке. Спецкурс. - М.: «Глосса-Пресс», 2003. - 256 с. -
Дюжикова Е. А. Аббревиация сравнительно со словосложением: Структура и семантика (На материале английского языка): Дис. ... д-ра филол. наук. - М., 2007 - 340 с. -
Ермоленко Ю. П. Номинативные модели формирования новых слов методом стяжения в современном английском языке : дис. ... канд. филол. наук. М., 2007. - 296 с. -
Жлутенко Ю. А. Английские неологизмы, Киев, 2003. -
.Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие для студентов пед. by-тов по специальности №2101 «Рус. яз. и лит.» / Е.А. Земская. - М. : Просвещение, 2003. - 304 с.