Файл: 1. Теоретические аспекты обучения немецкому языку на уровне основного общего образования 12.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Поле состоит из центральной части – ядра, в состав которого входят единицы, обладающие всеми свойственными признаками, определяющими данную группировку, и периферии, в состав которой входят единицы, обладающие не всеми, свойственными для данного поля признаками, но также могут иметь признаки, присущие соседним полям. Соседних полей может быть несколько. Структура поля сама по себе неоднородна. Чем дальше от ядра находится лексическая единица, тем больше факультативных признаков у нее и имеется [7].

Применительно к телескопическому словообразованию в центре поля будут находиться лексические единицы, обладающие всеми свойствами телескопии как структурными, так и семантическими. На периферии данного поля будут расположены все спорные случаи и пограничные явления между телескопией и другими способами словообразования. Все спорные случаи в свою очередь можно подразделить на ближнюю и дальнюю периферию. На ближней периферии будут расположены телескопические единицы, в состав которых входят компоненты, участвующие в создании целого ряда слов, но которые еще не были зарегистрированы Большим Оксфордским словарем в качестве комбинирующих форм.

На дальней периферии будут расположены лексически единицы, которые можно отнести как к телескопическому, так и к другому типу словообразования. Сюда относятся телескопические единицы, в состав которых входят комбинирующие формы, а также единицы, в которых процесс словослияния и суффиксации прошел параллельно.

Таким образом, применение теории поля помогает более четко разграничить телескопическое словообразование от других типов. Более того, применение данной теории помогает более полно оценить потенциал телескопии, как способа словообразования в немецком языке.

2. Практические аспекты обучения немецкому языку на уровне основного общего образования посредством словообразовательного способа телескопия
2.1. Анализ телескопических наименований в немецком языке: свойства, функции, особенности употребления и значение телескопии
Ю.П. Ермоленко рассматривает следующие лингвистические факторы [9]:

1) Частая повторяемость в речи синтаксических конструкций (nachmorror = nach morgen);

2) аналогия (Hochzeitskarte = Hochzeit + Etikette, Netikette = Netz + Etikette).).

3) фонетическое сходство отдельных элементов мотивирующих слов (schlechtes Vertising = schlechte Werbung);

Ю.П. Ермоленко выделяет экстралингвистические факторы [9]:


1) компромисс, если одновременно выбрано другое слово оба используются;

2) производство особых ассоциативных связей между синтаксически изолированными словами;

4) введение элементов субъективной значимости (экспрессия, новизна, комический эффект);

5) реализация принципа языковой экономики в языке;

6) открытие и изобретение новых объектов, полученных методом синтеза и скрещивание двух объектов.

В работах лингвистов телескопы рассматривались и идентифицировались примерно до середины прошлого века с такими словообразовательными процессами, как аббревиатуры, сокращения или словарный запас. Этот подход понятен, так как все эти процессы присутствуют в телескопах: сокращение и добавление словосочетаний объединяют многие особенности этих явлений словообразования.

Долгое время телескопия отождествлялась с процессом аббревиации. Ученые рассматривали аббревиатуру как редукцию, и поэтому относили к аббревиации все процессы сокращения единиц. В качестве доказательства своей позиции можно принять во внимание тот факт, что ученые использовали «фрагменты» телескопов в качестве слоговых сокращений.

Однако аббревиатура имеет характерные особенности, а именно:

1) если сокращено, усечение частей слова является произвольным,

2) аббревиатура имеет фиксированное ударение,

3) значение аббревиатуры всегда равно производящему словосочетанию.

Отсюда делается вывод, что первые два символа характерны как для аббревиатур, так и для телескопических образований. Размеры фрагментов телескопа произвольны, они представляют собой устойчивые образования, их ударение фиксировано и обычно отражает акцентную структуру основного компонента.

Первое различие в процессах словообразования состоит в том, что аббревиатуры могут быть сформированы из номинальной и официальной частей языка, в то время как единицы телескопа формируются в основном на основе полноценных слов.

Второе отличие состоит в том, что количество исходных слов в аббревиатуре теоретически не ограничено, а количество исходных слов, составляющих телескоп, варьируется от 2 до 4. Тем не менее, следует отметить, что двухсекционные телескопические устройства составляют 98% всех слов. С помощью существующих зарегистрированных телескопов можно округлить количество исходных слов, составляющих телескоп, до двух.

Третье отличие - морфологические явления, возникающие при слиянии укороченных компонентов. При аббревиатуре фрагменты только объединяются, а в единицах телескопа происходит не только объединение, но и компоненты, что делает местоположение границы морфемы неочевидным.



Четвертое отличие заключается в том, что процент усеченных аббревиатур составляет около 70%, а процент образований усеченного телескопа составляет 10-30% [20].

Пятое отличие состоит в том, что телескопическая формация, в отличие от аббревиатуры во множественном числе, не является синонимом или признаком соответствующей расширенной фразы. Аббревиатура является альтернативой слова, которая используется вместо и в качестве синонима для соответствующей расширенной фразы.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что как аббревиатуры, так и телескопы обладают рядом сходных свойств, однако телескопические образования и аббревиатуры относятся к разным методам словообразования. Эти методики словообразования демонстрируют значительные различия в свойствах корреляции, количестве исходных слов, морфологических процессах, которые происходят на стыке компонентов, и степени сокращения этих компонентов.

В ряде работ Л.М. Ильченко, Н.М. Шанского телескопия причисляется к словосложению. Под словосложением понимается такой способ словообразования, где корневая морфема соединяется с другой корневой морфемой, в результате чего возникает единое новое сложное слово. Новое сложное слово характеризуется цельно-оформленностью, а именно закрепленным порядком компонентов, наличием единого ударения, а также отсутствием изменяемости у начальных членов сложений, в том числе тех, которые не имеют соединительной гласной. У телескопных единиц и сложных слов есть общее свойство: их объединяет сходство по признакам семантической целостности и цельно-оформленности - наличие единого ударения, а также слитное написание. Тем не менее, следует выделить ряд отличий [21].

Первое отличие сложных слов от телескопных единиц в том, что последние создаются благодаря особому морфонологическому соединению

компонентов на стыке - усечению, наложению и вставкой морфов. При этом сохраняется акцентно-слоговая структура одного из исходных слов, которое выступает в качестве морфологического образца. Телескопное образование представляет собой единую корневую морфему, что особенно ощутимо в телескопных единицах, состоящих из одного-двух слогов. В отличие от словосложения для телескопии характерны усечения и комбинации усеченных компонентов, таким образом, наличие «осколочного» элемента или квазиморфа. Данного явления не наблюдается в словосложении. На основе этого можно сделать вывод, что телескопные единицы не обладают столь выраженной членимостью, которой обладают сложные слова. По мнению В. М. Лейчика, «создание такой морфемы из двух или нескольких корневых морфем является существенным отличием слова-стяжения от сложных слов».


Второе отличие заключается в осознании телескопного образования как образованного от других слов. В отличие от сложного слова, которое может быть как мотивировано, так и не мотивированно, телескопизм всегда является мотивированной единицей. Данный факт подтверждает семантическую прозрачность телескопной единицы.

Третьим отличием является тот факт, что телескопное образование может представлять собой как простое соположение двух грамматически равнозначных слов, так и сложное семантическое соотношение, в отличие от сложного слова.

Телескопия в сравнении с аффиксацией. Процесс телескопии отождествляется с процессом аффиксации. Данная теория основывается на том, что статус компонентов телескопного образования может быть различным. В работах этих авторов компоненты телескопного образования называются осколочными элементами, которые в свою очередь подразделяются на уникальные и неуникальные осколочные элементы. Под уникальными понимаются такие элементы, которые не встречаются в других

телескопных единицах. Неуникальные элементы активно используются для образования целой группы телескопных слов. К последним осколочным элементам относятся такие компоненты, как ‘-cersize', ‘-gasm', ‘-holic', ‘-mini', ‘-tainment', ‘-tarded', ‘-tastic', ‘-tel', ‘-thon', ‘-unch' идр. В работах ученых-лингвистов поднимается вопрос о том, какой статус носят данные единицы: «осколки» морфем или же аффиксы. Сторонники аффиксации называют данные единицы «полуаффиксами», «суффиксами конкретной семантики» или «аффиксоидами» [28].

Э.М. Дубенец утверждает, что «во всех случаях наблюдается дефектная членимость, то есть происходит переразложение, перераспределение морфемного состава внутри слова, что ведет к новому членению слова и к образованию новых словообразовательных моделей, которые могут закрепиться в языке, войти в состав словообразовательной системы немецкого языка. Таким образом, эти осколочные элементы, образованные путем лексического усечения от полных слов могут войти в состав словообразовательных морфем (становясь по функции и префиксами и суффиксами)».

Однако здесь Дубенец уточняет, что если у двух исходных слов есть общий звук и при слиянии происходит аппликация этого звука, то такие единицы стоит рассматривать в качестве телескопизмов. Но имеются положения, которые препятствуют отнесению осколочных образований подобного типа к аффиксам. Во-первых, осколки, присоединяясь к разным исходным словам, проявляют характер вариативности, что не свойственно аффиксам. Во-вторых, в отличие от аффиксов, которые присоединяются к цельнооформленной основе, самостоятельному слову, то есть большинство полуаффиксов, имея неясный морфологический статус, не могут считаться полноправными продуктивными аффиксами [7].


Телескопия и каламбур. Телескопия часто выступает в речи как стилистический прием - каламбур, но не следует отождествлять телескопию и каламбур (игру слов), хотя одно не исключает другое. Можно сказать, что телескопия представляет собой разновидность словесной игры, последняя же далеко не всегда основана на телескопии. В своих работах Дж. Алджео замечает, если два слова или две формы слова «накладываются» друг на друга и при этом совпадают фонетически или графически, речь идет не о телескопии, а об игре слов, основанной на полисемии или паронимии. В работах Кеммера телескопия рассматривается как игра слов, обладающая большим лингвокреативным потенциалом.

На сегодняшний день нет единого мнения о том, является ли телескопия продуктивным способом словообразования в современном немецком языке. В данном случае под продуктивностью понимается возможность неоднократного использования новых слов, полученных в процессе телескопии, а так же их воспроизводимость в речи. В таком случае телескопию можно назвать продуктивным способом словообразования, хотя телескопические единицы часто носят окказиональный характер и не всегда фиксируются в письменных источниках. В таких случаях они выступают в качестве стилистически-маркированных единиц. Не все телескопические единицы устойчивы во времени. Доказательством того, что рассматриваемая модель словообразования продуктивна, является тот факт, что часто телескопные образования являются основой для создания дериватов, например: Produktivieren (Produktivieren + Verschieben) + -ieren - Produktikrastinieren; jazzercise (jazz + übung) + -er = jazzerciser; mnemorize (mnemonic + merken) + -ation = mnemorization

Еще одним доказательством самостоятельности и продуктивности телескопии является то, что она есть источник новых деривационных элементов в немецком языке. Во-первых, на базе аналогии и высокой частотности употребления неуникальные компоненты телескопизмов могут достигать статуса словообразовательных морфем как суффиксального, так и префиксального характера, которые в функциональном аспекте ничем не отличаются от традиционных аффиксов. Во-вторых, телескопные единицы могут становиться новыми корневыми морфемами, которые выступают в качестве деривационных основ для образования новых слов традиционными способами (аффиксацией, конверсией) [27].

Как мы уже выяснили, телескопия является самостоятельным словообразовательным процессом, при котором новое производное слово возникает из слияния полной основы одного исходного слова с усеченной основой другого или из слияния усеченных основ двух исходных слов или же наложением двух цельнооформленных лексем. Существует множество различных описаний структурных и семантических особенностей телескопных образований.