Файл: Литература по теме Практические задания Тема Монополия и проявление монопольной власти Вопрос Особенности ценового поведения монополий различных видов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 271
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
58/75
представляется меньшей, чем в 1000;
·
эффект «якоря» - товары, притягивающие внимание покупателей, выбираются в качестве «якоря»
(«лидеров по потерям»), определяют восприятие ценовой шкалы других товаров, продающихся в одном магазине. Если на товары- «якоря» устанавливаются относительно низкие цены, потребитель оценивает весь магазин как относительно недорогой и на оставшиеся товары можно назначить более высокие цены для компенсации относительных потерь.
Вопрос 2. Последствия ценовой дискриминации.
Ценовая дискриминация широко применяется в практике ценообразования и представляет собой достаточно противоречивое явление, которое оценивается неоднозначно как в экономической литературе,
так и в антимонопольной практике.
Большинство исследователей полагает, что:
·
целью фирмы, использующей методы ценовой дискриминации, является захват максимально возможной доли излишка потребителя;
·
причиной ценовой дискриминации является не монополия, а рыночная власть фирмы. Ценовая дискриминация представляет собой проявление нарушения эквивалентности обмена;
·
любой вид ценовой дискриминации может иметь как положительные, так и негативные последствия.
Как свидетельствует практика, ценовая дискриминация:
·
может улучшить положение дел на отраслевом рынке в случае его чрезмерной монополизации;
·
может способствовать постепенной трансформации доминирующей фирмы в монополию,
увеличению выпуска продукции, что целенаправленно воздействует на совокупный спрос;
·
оказывает противоречивое воздействие на уровень благосостояния: покупатели, приобретающие товар по цене более низкой, по сравнению с режимом единственной цены, выигрывают, и, соответственно,
выигрывает общество. Покупатели, которые платят более высокую цену, проигрывают, и общественное благосостояние снижается, когда они в результате сокращают свой объем спроса;
·
способствует увеличению прибылей применяющих ее фирм и расширению объема выпуска, т. к.
позволяет компенсировать снижение предельного дохода при увеличении выпуска;
·
в некоторых странах ценовая дискриминация рассматривается как препятствие конкуренции и усиление монопольной власти, и ее отдельные проявления подпадают под действие антимонопольного законодательства.
Вопрос 3. Антитрестовская политика в отношении ценовой дискриминации.
Аргументы в защиту «дискриминаторов».
В основе регулирования государства ценовых стратегий фирм, в особенности фирм, обладающих рыночной властью и проводящих политику ценовой дискриминации, лежит принцип, в соответствии с которым любые действия фирм признаются законными, если они не наносят ущерба потребителям и конкурентам. Поскольку последствия ценовой дискриминации для общественного благосостояния
22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
59/75
оцениваются неоднозначно и могут быть довольно сложными и многообразными, это обстоятельство отражается в особенностях государственного регулирования в этой сфере в разных странах: в экономиках одних государств ценовая дискриминация запрещена законом, в других – отдельные ее виды разрешены.
Государственный запрет ценовой дискриминации впервые был осуществлен в США в 1911г. в отношении компании «Стандарт Ойл». А первым законодательным актом, запрещающим ценовую дискриминацию, стал Раздел 2 американского Закона Клейтона в 1914 г., где ценовая дискриминация расценивалась как феномен, ограничивающий конкуренцию. В 1936г. Закон был дополнен Законом
Робинсона-Пэтмана, в котором в статьях 2а и 2в запрещалось назначать разные цены на товары одного сорта и качества, если это могло привести к ограничению конкуренции или образованию монополии.
Фирмы, применяющие политику ценовой дискриминации, вынуждены были доказывать, что устанавливали разные цены на один и тот же товар на законных основаниях – либо на основе различных издержек, либо для осуществления честной конкурентной борьбы.
Практическое применение данного закона выявило существенные сложности в государственном регулировании ценовой дискриминации, которые можно трактовать как аргументы в пользу использования
этого механизма ценообразования:
·
оценка издержек - разброс в ценах может быть связан с различиями в производстве, сбыте и поставках одного и того же товара для разных клиентов;
·
различия в спросе - игнорирование региональных особенностей объема и структуры платежеспосбного спроса означает подрыв механизма конкуренции;
·
сила конкурентности рынка, когда на отдельных рынках устанавливается более низкая цена товара в целях конкуренции с равно низкой ценой фирмы-конкурента;
·
качество товара - в силу неоднородности продукции различия в товарах могут отражать различия в их качестве, условиях предпродажного и послепродажного сервиса, времени покупки и спосбе оплаты;
·
бренды - продажа продукции фирмы может осуществлять с брендом(цены существенно выше) и без бренда. В случае запрета ценовой дискриминации за единицу товара назначалась бы более высокая цена, что ограничило бы спрос покупателей, готовых довольствоваться продуктом без торговой марки;
·
жесткость цен – запрет ценовой дискриминации стимулирует фирмы придерживаться одной и той же цены длительное время и снижает стимулы к учету динамики потребительского спроса и инновациям;
·
неэффективная продуктовая дифференциация - запрет ценовой дискриминации заставляет фирмы маскировать различия в ценах под «ложную» продуктовую дифференциацию (небольшие изменения в упаковке, несущественные добавлению к содержанию продукта и т.п.).
В РФ несколько законов имеют отношение к ценовой дискриминации, в которых она запрещена за исключением случаев, разрешенных государством, например:
·
ФЗ «О естественных монополиях» ст. 6 и ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию» ст.2 – обязывает компании использовать ценовую дискриминацию третьей степени в целях удовлетворения спроса потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию и для социальной поддержки населения.
·
ФЗ «О защите конкуренции» ст.10 – запрещение установления разных цен на один и тот же товар.
Вопросы для самопроверки:
1.
Почему в отношении ценовой дискриминации антимонопольные органы предпочитают практику запретов правилу разумности?
2.
Чем объясняется использование фирмами практика ценовой дискриминации?
3.
Каковы последствия ценовой дискриминации?
4.
Почему фирмы используют разные виды ценовой дискриминации?
Литература по теме:
Основная литература:
1.
Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков. - М.: Юрайт, 2011.
Дополнительная литература:
1.
Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. - М.: Магистр, 1998. Гл. 9.
2.
Бойцова Е.Ю., Корчагина З.А. Экономика отраслевых рынков: Учебно-методическое пособие. – М.:
МАКС Пресс, 2008. Гл. 9.
3.
Вурос А. Д., Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков. - М., 2002. Гл. 7.
4.
Луис М.Б. Кабраль. Организация отраслевых рынков. Вводный курс.- Минск: Новое знание. 2003.
Гл. 10.
5.
Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник.- М.: ИНФРА – М, 2008. Гл. 10.
6.
Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. - Спб.: Экономическая школа, 2000. Т.1, гл. 3.
22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
60/75 7.
Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности. - Спб., 1999. Т.1, гл. 6-7, т.2, гл. 17.4.
8.
Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. - М.: Инфра-М, 1999. Гл. 13.
Практические задания:
Задание 1.
Спрос на услуги аттракционов описан функциями Q1 = 24 – P1 для взрослых и Q2 = 24 – 2P2 для детей, где Q – количество билетов в млн. штук. Предельные издержки на услуги аттракционов неизменны и равны 6. Определите цены билетов, если:
1)
администрация парка установит единую цену на билеты;
2)
администрация парка установит различные цены на билеты для взрослых и детей.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Тема 7. Сети, патенты и стандарты
Цель данной темы –рассмотрение влияния на развитие рыночных структур и механизмов их функционирования научно-технического прогресса.
Дидактические единицы:
Сети. Особенности инноваций в условиях сетевых эффектов. Зависимость от избранного пути.
«Чрезмерная инертность» и «чрезмерная импульсивность». Выбор совместимости участниками рынка. Альтернативы государственной политики в отношении единых стандартов. Стимулы для инновации как функция структуры рынка. Патенты и патентные гонки. Патенты, лицензии и технологические
инновации. Стандартизация и разнообразие, проблемы совместимости. Роль стандартизации в развитии сетевых структур.
Изучив данную тему, студент должен:
знать:
·
стимулы к инновациям в условиях различных рыночных структур;
·
причины имеханизмы финансирования фирмами научно-исследовательских работ;
·
суть проблемы имитации;
уметь:
·
анализировать причины разного количества инновационных фирм на различных рынках;
·
оценивать эффективность патентов и лицензий для инновационных фирм.
Для самооценки темы студенту необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:
сети,внешние эффекты сетей, ожидания потребителей, зависимость от избранного пути, чрезмерная инертность, чрезмерная импульсивность, совместимость, стандартизация
Вопросы темы:
1.
Сети, их сущность, свойства и влияние на рыночную структуру.
2.
Технологические инновации, патенты и лицензии в рыночной экономике.
Вопрос 1. Сети, их сущность, свойства и влияние на рыночную структуру.
Особенностью развития современной экономики является широкое использование информационных технологий, что, с одной стороны, свидетельствует о наличии в рыночной системе невостребованных резервов, а, с другой, - создает принципиально новые условия хозяйствования в результате их осуществления в новой сетевой среде, обладающей свойствами, отличными от рыночной экономики.
Так, например, в условиях сетевой экономики, в отличие от свободного рынка, которому присущи неполнота и асимметричность информации, участники рынка, замкнутые в едином сетевом сообществе,
располагают практически полной информацией, что оказывает значительное влияние на отношения между ними.
Современные технологии подрывают свойства рыночного механизма, которые до настоящего времени обеспечивали эффективность производства и распределения продукции. В первую очередь речь идет о трех основах рыночной системы:
·
исключительность - способность продавцов заставить потребителей стать покупателями;
·
соперничество - существование производителей, выполняющих одни и те же операции с разными затратами;
·
прозрачность - четкое представление индивидами, что они хотят купить.
Важной характеристикой сетевой экономики является существование т.н. сетевых эффектов
(сетевых экстерналий) - эффектов, которые пользователь товара или услуги оказывает на ценность того или иного продукта или услуги для других пользователей. Сетевой эффект становится значительным после достижения определенного числа пользователей продукта или услуги, называемого критической массой. В
22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
61/75
этой точке ценность, получаемая от использования продукта или услуги, становится больше или равна заплаченной цене.
Сетевые эффекты могут быть положительными и отрицательными.
Классическим примером положительного сетевого эффекта является телефонная сеть: ценность телефонной связи возрастает по мере роста числа абонентов, поскольку подключение к сети дополнительного абонента означает возможность коммуникации с большим количеством людей. Характер положительного сетевого эффекта характеризуется законом Меткалфа: ценность сети растет пропорционально квадрату ее пользователей. Очевидно, что феномен увеличения ценности по мере удовлетворения спроса для традиционных рыночных подходов кажется противоречивым.
Примером отрицательного сетевого эффекта является перегрузка компьютерной сети или пробки на дорогах.
Однако само явление сетевой экономики не только пока слабо изучено, но и не имеет единого толкования среди ученых-экономистов.
В докладе Европейской Комиссии «Конвергенция телекоммуникационных, вещательных и информационных технологий: европейский подход» (1997г.) сетевая экономика (англ. - networked economy)
определяется как «среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке
экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой
компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями и ноу-хау или
просто для удовольствия» (Status Report on European Telework: Telework 1997. – European Commission
Report, 1997).
В связи с развитием средств телекоммуникаций и с информатизацией экономики сетевая экономика не только расширяет свои масштабы, но и оказывает влияние на все виды экономической деятельности,
трансформируя основные факторы конкурентоспособности:
·
фактор исключительности - возможности электронного тиражирования и доставки практически исключают факторы уникальности и территориальной (географической) исключительности. В результате участники рынка теряют эффективный способ информирования рыночной системы об объеме и структуре их спроса;
·
фактор состязательности - в сетевой среде между продавцами исчезают конкурентные различия,
обусловленные издержками обслуживания дополнительных заказов в результате приближения стоимости тиражирования и доставки цифровой информации к нулю у всех производителей;
·
фактор прозрачности - во многих секторах современной экономики акт купли-продажи сразу не закачивается единовременно. Трансакция становится точкой отсчета долговременных отношений между покупателем и продавцом (например, покупка программного продукта и периодическое обновление его версий).
В связи с рассмотренными обстоятельствами в последние годы начало формироваться новое научное направление - экономика сетей (англ. network economics), исследующее экономическую выгоду от объединения агентов в сети различного рода - транспортные, финансовые, информационные и т.п. Основой направления стало развитие новых технологий, которые объединяют информационные потоки между большим количеством рыночных субъектов для координации текущей и перспективной деятельности по достижению общих целей.
Понятия «сетевая экономика» и «экономики сети» соотносятся между собой как общее и частное,
причем последнее относится к изучению сетевых особенностей и явлений, имеющих место в различных ситуациях. При этом хозяйственная деятельность компаний, работающих в условиях вертикальной формы управления, также обладает некоторыми чертами, присущими сетевой форме организации. А при переносе деловой активности в единое информационное пространство сетевые черты становятся преобладающими.
Кардинальное отличие объекта изучения сетевой экономики от экономики сети заключается в том,
что в контексте экономики сети существует предпосылка о наличии единых интересов у компании или группы компаний, принадлежащих к одной сети. В рамках же сетевой экономики исследуется взаимодействие сетевых структур, принадлежащих различным рыночным агентам, обладающих свои собственными целями, которые могут и совпадать, и не совпадать.
Сетевые черты экономической деятельности наблюдаются при анализе предприятий и производственных процессов, организованных по сетевому признаку: транспортные перевозки,
телекоммуникационные компании, гибкие автоматизированные производства и т.п. Для предприятий этих отраслей экономики сетевые черты являются неотъемлемой частью производственного цикла.
Особенности сетевой формы проявляются как в сфере производства, так и в сфере потребления.
Сетевые свойства (сетевые эффекты) по-разному проявляются на разных уровнях экономики. Эти особенности существуют потому, что совместимые связи сетевой формы хозяйственной деятельности также обладают свойством дополнительности.
Другими словами, для выявления особенностей сетевых эффектов на разных уровнях необходимо рассмотрение двух характеристик экономических связей, возникающих между предприятиями в процессе хозяйственной деятельности - дополнительность и совместимость.