Файл: Литература по теме Практические задания Тема Монополия и проявление монопольной власти Вопрос Особенности ценового поведения монополий различных видов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 279
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
21/75
,
где
S1 – удельный вес самой крупной фирмы в отрасли, (в %);
S2 – удельный вес следующей по величине фирмы, (в %);
Sn – удельный вес наименьшей фирмы.
Индекс HHI лишен недостатков рассмотренного ранее индекса концентрации, т. к. при его вычислении HHI учитываются доли всех фирм на рынке. Основным достоинством данного показателя является его чувствительность к изменению долей фирм на рынке. Это связано с тем, что величины долей фирм возводятся в квадрат и индекс принимает значения от 0 до 10 000. Однако индекс мало чувствителен к структуре части рынка, имеющей незначительную совокупную долю. С 1982г. именно этот индекс использует антимонопольный комитет США для характеристики рыночной структуры отраслей:
·
I тип рынков - высококонцентрированные рынки: при 70% < CR < 100%; 1800 < HHI < 10000;
·
II тип – умеренно-концентрированные рынки: при 45% < СR < 70%; 1000 < HHI < 1800;
·
III тип – низко-концентрированные рынки: при CR < 45%; HHI < 1000.
Дополнительным измерителем уровня концентрации в отрасли может служить индекс энтропии (Е),
который показывает степень неупорядоченности, хаотичности рынка и рассчитывается как средняя доля фирм, действующих на рынке, взвешанная по натуральному логарифму обратной ей величины:
,
где
S - доля фирмы на рынке;
i=1, …., n – число фирм.
Чем больше степень неопределенности на рынке, тем выше уровень конкуренции и тем ниже возможности продавцов влиять на рыночную цену. Другими словами, индекс энтропии — это показатель,
обратный уровню концентрации: при монополии на рынке он принимает нулевое значение, а при совершенной конкуренции равняется единице.
Коэффициент Джини – это статистический показатель, основывающийся на кривой Лоренца,
отражающей взаимосвязь процентной доли размера рынка и числа фирм, действующих на рынке,
подсчитанных нарастающим итогом от меньших к большим.Кривая Лоренца отражает неравномерность распределения признака, для случая концентрации продавцов на рынке показывает взаимосвязь между процентом фирм на рынке и долей рынка, подсчитанной нарастающим итогом, от мельчайших до крупнейших фирм. Индекс Джини представляет собой отношение площади, ограниченной фактической кривой Лоренца и кривой Лоренца для абсолютно равномерного распределения рыночных долей - SA (так называемой «кривой абсолютного равенства»), к площади треугольника, ограниченного кривой Лоренца для абсолютно равномерного распределения долей и осями абсцисс и ординат – SA+ SB.
Рассчитывается индекс Джини следующим образом:
Существующие показатели рыночной власти основаны на отклонении фактических характеристик фирм от идеальных значений, соответствующих полному отсутствию рыночной власти, и принимаемых за начало отсчета. В качестве таких характеристик используют:
·
долгосрочную нулевую экономическую прибыль;
·
цены, равные предельным экономическим издержкам.
Соответственно выделяют группы показателей рыночной власти, основанные на измерении прибыли
и издержек.
Индекс Бейна (Bain Index, BI) соотносит оценку экономической прибыли фирмы (Pre) с размером ее собственного капитала (K):
,
где
Pra — бухгалтерская прибыль после уплаты налогов и процентов по долговым обязательствам;
Prn — нормальная для данной отрасли прибыль.
Если бухгалтерская прибыль определяется по учетным данным, то нормальная прибыль и размер собственного капитала требуют специального оценивания, т.к. бухгалтерский учет не обеспечивает такой
22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
22/75
возможности. Оценка нормальной прибыли требует использования нормы доходности, учитывающей риск вложений в данную отрасль.
Другим показателем, относящимся к этой же группе, является коэффициент q Тобина или норма
экономической прибыли, связывающий рыночную ценность фирмы (P, определяемую как рыночная цена ее акций и облигаций) с восстановительной стоимостью ее активов (С):
Рыночная оценка фирмы - это, по-существу, оценка потока ее будущих доходов участниками фондового рынка: если q > 1, то фирма обладает рыночной властью.
С – восстановительная стоимость активов, равная сумме расходов, которые необходимо было бы произвести, если бы пришлось покупать их по текущим ценам.
Практические исследования свидетельствуют, что фирмы с высокими значениями коэффициента q
Тобина обычно обладают уникальными ресурсами или производят уникальную продукцию, что позволяет им извлекать монопольную ренту. Небольшие значения данного коэффициента характерны для конкурентных и регулируемых отраслей.
Показателем рыночной власти, основанным на сопоставлении цены с предельными затратами,
является индекс Лернера: фирма обладает рыночной властью, если она имеет возможность влиять на установление рыночной цены выше предельных издержек, т.е. выше конкурентного уровня рыночной цены.
Такая возможность существует при монополии:
,
где
IL – индекс Лернера;
Pm – монопольная цена;
MC – предельные издержки;
Ed – ценовая эластичность спроса.
Значения индекса Лернера варьируется в пределах от 0 до 1. При совершенной конкуренции он равен
0, чем более монополизирован рынок, тем индекс больше. Важно отметить, что индекс Лернера свидетельствует об ограниченности контроля монополиста над ценой: если ценовая эластичность спроса велика, то цена, максимизирующая прибыль монополиста, будет незначительно превышать предельные издержки MCm. Меньшая эластичность спроса на продукцию монополиста позволяет установить большую монопольную надбавку к конкурентной цене.
На практике вместо предельных издержек при расчете индекса Лернера используют средние издержки (АС), т.к. предельные издержки часто сложно рассчитать:
Очевидно, что наличиерыночной власти фирм позволяет фирме более широко использовать внутренние ресурсы, в том числе для приобретения других фирм или их частей. В настоящее время на рынке объектами купли-продажи являются не только ресурсы, товары и услуги, но и фирмы.
Следовательно, на таком рынке происходят слияния и поглощения фирм.
Мотивами к слияниям служат:
·
возможность усиления рыночной власти фирмы, т.е. возможность после слияния увеличения степени рыночной концентрации, что обеспечит объединенной фирме большую рыночную власть;
·
способность более крупной фирмы диктовать отраслевую политику. Однако при этом имеется опасность нарушения рыночного равновесия и в развязывания «войны» между фирмами;
·
стремление к сокращению рекламных и других расходов на стимулирование сбыта;
·
возможность выигрыша от синергитического эффекта в долгосрочном периоде.
Слияния могут происходить в виде:
·
согласованного слияния – фирма А приобретает фирму В на условиях, рекомендованных руководством фирмы В держателям ее акций;
·
оспариваемых поглощений – как правило, реализуются при помощи предложения о покупке фирмой А акций, непосредственно у их держателей, минуя руководство данной компании;
·
отторжения – в целях оптимизации количества и качества своих подразделений. фирма А продает фирме В одно из них;
·
выкупа управляющими – в отличие от отторжения, филиал продается не другой фирме, а его управляющим фирмы А.
22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
23/75
Вопрос 3. Содержание, типы и причины вертикальной интеграции.
Существенное воздействие на рыночную структуру и распределение рыночной власти оказывает
вертикальная интеграция.
Интеграция – это определение теории систем, которое означает связанное состояние некоторых отдельных разрозненных частей в целое и сам процесс, ведущий к этому состоянию. В экономической литературе выделяют три интеграционные формы: вертикальную, горизонтальную и конгломератную.
Горизонтальная интеграция – означает слияние компаний, которые производят однотипную
продукцию. Фирмы получают выгоду в цене продукции, на основе эффекта масштаба производства,
размера выпускаемой продукции и возрастания влияния этих фирм на рынок. Однако следствием горизонтального слияния является сокращение числа компаний на рынке определенной продукции.
Горизонтальная интеграция (horizontal integration) характеризуется тем, что под контроль активной фирмы подпадает одно или несколько предприятий, выпускающих однородную продукцию или имеющих однотипные стадии технологической цепочки. Иногда такие структуры напоминают картель, поскольку объединяются предприятия, заключающие соглашения о цене, объеме производимого товара, разделе рынка сбыта, часто стремясь монополизировать рынок отдельных товаров. По этой причине горизонтальные объединения находятся под жестким контролем государственных органов по антимонопольной политике. Таким образом, горизонтальная интеграция - это стратегия активной фирмы,
направленная на расширение своих позиций на рынке путем приобретения различных компаний либо усиления в них своих позиций.
Конгломератная интеграция - расширение деятельности фирмы в направлении различных сфер производства, приводящее к увеличению количества рынков, на которых она работает. Конгломератные слияния имеют похожи слияния горизонтальные, однако эта интеграция затрагивает производителей готовой продукции, никак не связанной друг с другом. Конгломератной является та интеграция, которая предвидит объединение некоторых производственных линий в одну структуру, для примера: когда в одной компании сливаются производители алкоголя и соков. Таким способом они обеспечивают себе постоянную и бесперебойную деятельность. Например, в сезонные перерывы спросов на товар.
Вертикальная интеграция – это слияние двух и более компаний, производящих некоторые компоненты, которые можно использовать для изготовления одной продукции. Все процессы производства представляют собой этапы единой продуктовой цепочки. Главной целью объединения компаний является сокращение издержек, которые связаны с приобретением тех или иных ресурсов, потребляемых при производстве. В результате фирма, действующая на конкретном рынке, становится также собственником либо ранних стадий производственного процесса (интеграция ресурсов - интеграция первого типа), либо поздних стадий (интеграция конечного продукта - интеграция второго типа).
Основные мотивы фирм к вертикальной интеграции.
Вертикальная интеграция:
·
дает фирме большую рыночную власть, чем та рыночная власть, которой обладала бы фирма,
исходя только из объема своих продаж на данном рынке;
·
предоставляет компании дополнительные конкурентные преимущества, благодаря низким издержкам либо при закупке ресурсов, либо при продаже конечного продукта;
·
создает барьеры входа как в результате преимуществ продавцов- «старожилов» в издержках, так в результате повышение влияния продавцов на рынок;
·
позволяет снижать трансакционные издержки как в результате сокращения затрат, связанных с ведением переговоров и заключением контрактов, сокращения рисков неопределенности при производстве продуктов, спрос на которые в будущем полностью не определен. Вертикальная интеграция для снижения трансакционных издержек особенно актуальна в случае, когда фирма использует специализированные или высокоспециализированные активы;
·
дает возможность снизить предельные издержки производства путем изменения технологии.
Кроме изменения технологии производства конечной продукции, вертикальная интеграция приводит к многочисленным перекрестным эффектам (например, если только часть поставщиков промежуточной продукции и часть производителей конечной продукции включаются в вертикально интегрированные структуры, остальные поставщики промежуточной продукции могут получить монопсоническую власть благодаря снижению числа конкурентов на рынке);
·
способствует улучшению информационного обмена между участниками, во-первых, за счет совместного поиска необходимой информации о ценах и качестве изделий, во-вторых, благодаря преодолению так называемой неполноты контрактов, т.к. в вертикально интегрированной структуре сторонам нет нужды детально оговаривать все статьи контракта. Кроме того, в рамках единого технологического комплекса обеспечивается эффективный обмен информацией между отдельными производственными звеньями компании, что позволяет эффективно управлять производством продукта на всех стадиях. Закономерно, что это ведет к оптимизации движения материальных потоков на разных этапах технологической цепочки;
·
позволяет реализовать всю рыночную власть вертикально интегрированной структуры за счет устранения так называемого эффекта «двойной маржинализации», или «двойной надбавки», в результате
22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
24/75
которой вертикально интегрированная пирамида производителей может снизить промежуточные издержки и увеличить прибыль. Как известно, на несовершенных рынках фирмы устанавливают цену выше своих предельных издержек. Если же при этом производство товара предполагает прохождение через несколько стадий на рынке несовершенной конкуренции, где действуют независимые компании, то в издержки каждой последующей фирмы будут включаться монопольные надбавки предшествующей. В случае же объединения компаний надбавки исчезают, что обеспечивает эффект снижения издержек;
·
возможность диверсификации компании, т.к. комплектующие и детали, создаваемые на промежуточных стадиях интегрированного производств, могут быть использованы в производстве другой продукции;
·
одна из последних тенденций в сфере производства - стремление к выпуску разнообразных товаров на базе использования однотипных комплектующих. Диверсификация как инвестиционная стратегия направлена на уменьшение риска и рост фирмы.
Другими словами, факторы, стимулирующие фирмы к вертикальной интеграции можно объединить в две большие группы: связанные с особенностями рыночного спроса и характеристиками производимого
продукта и связанные со свойствами технологии производства.
Несмотря на несомненные положительные последствия вертикальной интеграции, ей присущи довольно серьезные издержки, поэтому целесообразность ее формирования должна быть обоснована серьезными аргументами.
Отрицательные последствия вертикальной интеграции:
·
вертикальное интегрирование означает отказ от разделения труда и специализации, что может снизить эффективность производства и привести к росту издержек на единицу продукции;
·
вертикальное интегрирование вместе с увеличением масштаба фирмы усложняет процесс управления, что ведет к росту управленческих издержек;
·
вертикальная интеграция, как правило, сопряжена со значительны явными и неявными издержками на совершение такого рода сделок;
·
вертикальная интеграция ведет созданию входных барьеров на рынок и к монопольной власти фирм-продавцов.
Различают вертикальную интеграцию полную, неполную и квазиинтеграцию.
Критериями разграничения видов вертикальной интеграции являются:
·
степень однородности активов интегрируемых предприятий - вертикально интегрированной называется действующая на отраслевом рынке фирма, которая вбирает в себя две и более связанные между собой технологические стадии производства продукта, производимого и реализуемого под контролем, как над собственностью, так и над управлением ранее независимых до слияния или поглощения фирм;
·
степень контроля активной фирмы над собственностью активов, при установлении полного контроля над управлением различных форм бизнеса.
Когда активная фирма по тем или иным причинам не позволяет установить полный контроль над собственностью, но обладает возможностью осуществлять реальный контроль над управлением подразделений обеих структур, говорят о неполной или частичной интеграции.
Неполная интеграция характерна для деятельности сетевых компаний, или компаний-сетей. В
современных условиях использование сетевых принципов обусловлено следующими причинами:
·
непрерывные изменением внешней среды и необходимостью адаптации компаний к этим изменениям;
·
усложнение производственной и коммерческой деятельности компаний;
·
возрастание роли фактора времени (повышение оперативности действий требует нового подхода к методам производства и управления);
·
расширение пространства компании (для выживания компания быстро раздвинуть свой рынок до национальных, а затем до мировых масштабов);
·
низкая эффективность традиционных форм кооперации при решении сложных проблем хозяйственной деятельности;
·
стремление фирм к автономным формам труда;
·
наличие межорганизационных систем информации и коммуникации.
Сетевых компании существуют в двух организационных формах:
·
сеть, которая формирующаяся вокруг крупной активной компании, представляющей собой ядро сети, собирает вокруг себя фирмы меньшего размера и поручает им выполнение отдельных видов деятельности;
·
сеть компаний, близких по масштабам, объединяющихся в целях оказания поддержки друг другу в хозяйственном сфере при поддержке или отсутствии ее со стороны местных органов власти.
22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
25/75
Привлекательность сетевых бизнес - структур связана с тем, что такая интеграция позволяет получить высокие экономические показатели за счет: низкого уровня и рациональной структуры издержек,
исключения дублирования использования рабочей силы и мощностей на разных участках, привлечения к сотрудничеству лучших исполнителей из фирм сети, построения партнерских стратегий взаимодействия с потенциальными конкурентами.
В международной практике имеются примеры целенаправленного формирования таких цепочек взаимодействующих фирм, получивших название кластеров предприятий. Кластер фирм представляет - отраслевая или географическая концентрация предприятий, которая позволяет достичь эффекта экономии в результате иного характера взаимодействия с поставщиками (сырья, материалов, оборудования) и создания группы узкоспециализированных фирм.
Еще одним из вариантом отношений между фирмами при вертикальном интегрировании является
квазиконкуренция, когда юридически независимые компании добровольно соглашаются на осуществление контроля над их поведением на рынке со стороны активной компании при отсутствии контроля над их собственностью, что объясняется, в первую очередь, возможностью эффективного управления со стороны активной фирмы и устранению риска неопределенности в деловых отношениях.
Одной из форм квазиинтеграции можно считать так называемые «виртуальные организации». Хотя в настоящее время не существует общепринятого определения виртуальной структуры, все исследования виртуальных организаций осуществляются в двух направлениях: исследования в сфере информационных технологий (IT) и разработка теорий новых организационных структур, в рамках которых виртуальная корпорация рассматривается как организационная структура экономики будущего.
Виртуальная организация - добровольная, временная форма кооперации нескольких независимых партнеров, основанная на использовании информационных технологий и обеспечивающую благодаря оптимизации системы производства благ большую выгоду клиентам.
Формы вертикального контроля разнообразны:
·
вертикальные ограничения - обязательства, налагаемые фирмой, действующей на одной из стадий технологической цепочки сделок между компаниями на поведение фирмы, оперирующей на другой стадии.
Многообразие вертикальных ограничений обусловлено тем, что обладающая рыночной властью фирма нацелена на получение потребительского излишка максимального размера и любыми возможными способами.
Основными видами ограничений выступают:
·
контроль над уровнем цен (resale price maintenance) – установление уровня цены, по которой последующая фирма;
·
исключительные территории (territorial restrictions), на которых клиент может реализовать товар;
·
наложение на покупателя обязательства поддерживать деловые отношения только с данным производителем (exclusive dealing);
·
взаимосвязанные продажи (tying arrangements, bundling) - условие продажи продукции только при покупке других товаров данного производителя.
Вертикальный контроль устанавливается различными способами, в частности имеет место:
·
практика поддержания перепродажной цены (RPM – resale price maintenance), посредством которой производители стремятся установить контроль над ценами, по которым их продукция перепродается дилерами и дистрибьюторами.
В случае, если на рынке розничная торговля представлена монополией, эффективность такой практики связана с эффектом «двойной маржинализации»: производитель устанавливает цену перепродажи товара для розничного торговца на уровне цены вертикально интегрированной структуры двух компаний,
где цена определена с учетом устранения двойной надбавки. Такой подход обеспечивает рост прибыли данной структуры и сокращение цены вертикально интегрированной структуры оказанию услуг,
увеличению расходов на рекламу и продвижение товара. Если же вертикальная интеграция отсутствует,
эффект «двойной маржинализации» проявляется в том, что производитель реализует товар розничному торговцу с монопольной надбавкой, а розничный торговец в свою очередь, делает к цене конечного товара свою надбавку.
·
«ограничительный франчайзинг» - франчайзер ограничивает количество дилеров своей сети на определенной территории и оказывает помощь оставшимся партнерам в выборе сферы действия, сегмента потребителей, организации торговой сети, проведении рекламной компании, в обучении персонала. В
результате снижения конкуренции между дилерами появляется возможность установления более высокой торговой наценки, которая должна стимулировать франчайзи к оказанию услуг, увеличению расходов на рекламу и продвижение товара. Франчайзинг, как форма вертикального контроля, способствует получению более высокой торговой наценки.
Вопросы для самопроверки:
1.
В чем состоит разница между стратегическими и нестратегическими барьерами?
2.
Какова политика государства по отношению к барьерам входа?