Файл: Кафедра Административного и Конституционного права состав административного правонарушения правовая характеристика его элементов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования
Российской Федерации
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования
«Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Юридический факультет
Кафедра Административного
и Конституционного права
СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ:
ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ
Работу выполнил:
студент 2 курса
заочной формы обучения
направления «Юриспруденция»
ЮР/З ЮРП-5-2021
Спильчевский Владислав Олегович
Преподаватель:
кандидат юридических наук, профессор
Телегин Александр Степанович
Пермь 2023
Согласно КоАП РФ, административные правонарушения –это действия или бездействия виновно совершенные физическими или юридическими лицами, которые по сути своей являются противоправными и за которые установлена административная ответственность.
Основными признаками таких правонарушений являются противоправные действия (или бездействия), наличие состава правонарушения и возможности по КоАП РФ или законам стран РФ об определении правонарушений (в соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Административные правонарушения характеризуются прежде всего противоправностью действий или бездействий, которые нарушают установленные законом правила и нормы. Противоправность является первым и наиболее важным признаком, который определяет, является ли действие административным правонарушением или нет.
Помимо противоправности, для квалификации действия как административного правонарушения также необходимо установить вину лица в совершении этого действия. Вина может быть умышленной или неосторожной, и ее наличие также является важным признаком, определяющим возможность привлечения к административной ответственности. Кроме того, административное правонарушение должно иметь определенный социальный опасность, то есть создавать угрозу для общества или государства. Это означает, что действия, являющиеся основой для привлечения к административной ответственности, должны наносить вред интересам общества или государства.
Административные правонарушения могут быть совершены двумя способами: совершением действия, запрещенного законом, или бездействием в нарушение закона.
Активное действие и пассивное бездействие могут быть равноценными в глазах закона, так как оба варианта могут привести к нарушению установленных правил и норм. При этом, важно отметить, что пассивное бездействие может быть более трудным для доказательства, чем активное действие, так как оно может проявляться в форме недостатка действий, а не в форме конкретного действия, которое можно увидеть.
Примером пассивного бездействия может быть несоблюдение сроков представления отчетности или неисполнение обязательств перед работниками. В таких случаях, хотя на первый взгляд может показаться, что лицо не совершает конкретных действий, на самом деле оно не выполняет своих законных обязанностей, что может привести к нарушению прав и интересов других лиц или общества в целом1.
Административное правонарушение может быть совершено физическим или юридическим лицом. Такое нарушение может быть связано с нарушением норм административного права или других отраслей права, таких как конституционное, гражданское, трудовое, экологическое, налоговое, банковское, бюджетное, таможенное и т.д. Если нарушение было совершено, то физическое или юридическое лицо может быть отнесено к соответствующей квалификации2.
Одним из аспектов данного термина является ситуация, когда физическое или юридическое лицо не выполняет обязательные действия, установленные нормами административного права или других отраслей права. Например, это может быть несоблюдение сроков представления отчетности или игнорирование требований по защите окружающей среды. Такое бездействие также может быть квалифицировано как административное правонарушение и привести к соответствующей ответственности.
Кроме того, большинство норм административного права, регулирующих административные правонарушения, имеют общий и универсальный характер.
Для того, чтобы квалифицировать действия, нарушающие законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (часть 1 статьи 6.3 КоАП РФ), которые могут проявляться в несоблюдении санитарных правил и гигиенических нормативов, а также невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, уполномоченному должностному лицу необходимо знать соответствующие правила и нормативы в этой области.
Аналогично, для квалификации действий в качестве таможенных правонарушений, необходимо знание Таможенного кодекса Таможенного союза, Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации других соответствующих законодательных актов.
Составы административных правонарушений в КоАП РФ формулируются таким образом, чтобы описать нарушение требований, правил, стандартов, норм, нормативов, условий и порядка, установленных в различных отраслях законодательства. Такая формулировка позволяет охватить широкий спектр деятельности, который может подпасть под различные категории нарушений1.
Перечень административных правонарушений устанавливается законодательными органами на основе конституционных принципов и прав граждан. Такой подход гарантирует, что правонарушения определяются четко и ясно, а граждане знают, какие действия могут быть квалифицированы как административные правонарушения.
Если будет установлено, что действия или бездействие физического или юридического лица привели к нарушению правил, установленных компетентным органом законодательной или исполнительной власти, и защищаемых мерами административной ответственности, то такое лицо может быть привлечено к административной ответственности. При этом меры административной ответственности устанавливаются только законом.
Второй признак административного правонарушения заключается в том, что такое правонарушение является наказуемым. Наказуемость является существенной характеристикой административного правонарушения и связана с применением административных наказаний1.
Для того, чтобы лицо было привлечено к административной ответственности, необходимо, чтобы были налицо три признака, одним из которых является виновность в совершении деяния. Этот признак играет важную роль и без его наличия деяние не может быть признано административным правонарушением, даже если оно формально противоправно. Таким образом, ответственность за совершение такого деяния исключается.
Для привлечения к ответственности должна быть установлена не только сама фактическая сторона совершенного деяния, но и вина лица, что подразумевает его умышленное или неосторожное поведение. В противном случае, лицо не может считаться виновным и не может быть привлечено к ответственности за нарушение закона.
Стоит отметить, что КоАП РФ предусматривает исключения из принципа презумпции невиновности, устанавливая административную ответственность за нарушения правил, связанные со собственностью на транспортные средства (ст. 2.6.1 КоАП РФ), а также за права на земельные участки и другие объекты недвижимости (ст. 2.6.2 КоАП РФ), без установления вины их владельцев и собственников.
Административное правонарушение - это деяние, которое может причинить вред или создать опасность для общества.
Это означает, что административное правонарушение является социально опасным деянием. Для определения общественной опасности административного правонарушения в науке административного права выделяется дополнительный доктринальный признак.
Этот признак не официально закреплен в законодательстве, однако он имеет важное значение для определения уровня общественной опасности деяния. Общественная опасность административного правонарушения определяется в зависимости от того, насколько оно создает угрозу для жизни, здоровья, имущества граждан, окружающей среды и других общественных интересов.
Нежелательность административных правонарушений и их вредность для общества признаются всеми учеными, которые изучают проблему определения социальной природы этого явления. Для предотвращения административных правонарушений и защиты общественных отношений существуют нормы и механизмы административной ответственности, которые направлены на привлечение нарушителей к ответственности и урегулирование нарушенных отношений. Эти меры помогают укреплять правовые основы общества и поддерживать его стабильность.
Существуют различные точки зрения ученых-юристов на тему того, в чем заключается нежелательность административного правонарушения. Однако все мнения можно сгруппировать в три основных направления.
По первому мнению, административное правонарушение нежелательно для общества, так как является общественно опасным деянием, которое нарушает общественные отношения, защищаемые нормами права1.
По второму мнению, нежелательность административного правонарушения связана с тем, что оно приводит к нарушению законности и порядка, что может негативно сказаться на развитии государства и общества в целом.
По третьему мнению, нежелательность административного правонарушения заключается в том, что оно может привести к снижению доверия граждан к власти и правосудию, что может подорвать основы правового государства и порядка. Несмотря на различия в подходах, все ученые-юристы сходятся во мнении о том, что административное правонарушение является нежелательным явлением для общества и может причинить вред интересам государства и граждан. Поэтому существуют механизмы административной ответственности, которые позволяют пресекать нарушения и защищать общественные отношения, защищаемые нормами права, что способствует укреплению правовых основ общества и поддержанию его стабильности.
Наблюдаемая тенденция развития административно-деликтного законодательства свидетельствует об ужесточении санкций за совершение административных правонарушений, что приводит к размыванию границ между пониманием общественной опасности административных правонарушений и уголовных преступлений. В связи с этим возникла точка зрения о необходимости создания так называемого "малого уголовного права", где административные правонарушения, сходные с преступлениями, будут рассматриваться как уголовные проступки, которые не будут влечь за собой судимости.
Главным образом, это связано с историческими обстоятельствами: в европейских странах в ХХ веке все виды правонарушений рассматривались только в рамках уголовного права, и только в последнее время, благодаря развитию экономики и правовой системы, полицейские (или административные) органы стали нести ответственность за их рассмотрение, а не суды. Именно поэтому возникают различия в понимании термина "административное правонарушение".
Административное правонарушение - это действие, которое вызывает общественный вред и характеризуется определенными признаками. Эти признаки определяют формальное понятие административного правонарушения и конкретизируются в законодательстве об административных правонарушениях через установление конкретных составов правонарушений. Для привлечения к административной ответственности необходимо наличие всех элементов юридического состава административного правонарушения. Основными признаками административного правонарушения являются: противоправность действия, вина в совершении деяния и общественная опасность.
Противоправность означает, что действие нарушает установленные законом правила и нормы. Вина в совершении деяния может быть умышленной или неосторожной и предполагает наличие у лица намерения или небрежности при совершении деяния. Общественная опасность определяется как угроза для жизни, здоровья, имущества граждан, окружающей среды и других общественных интересов. Наличие всех трех признаков определяет факт административного правонарушения и является основанием для привлечения к административной ответственности1.
Понятие и значение юридического состава
административного правонарушения
В законодательстве об административных правонарушениях нет термина "состав административного правонарушения", статья 24.5 КоАП РФ указывает, что отсутствие состава административного правонарушения является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.