Файл: Кафедра Административного и Конституционного права состав административного правонарушения правовая характеристика его элементов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Объективная сторона административного правонарушения может характеризоваться несколькими квалифицирующими признаками, такими как повторность, систематичность и неоднократность. Повторность означает совершение однородного правонарушения в период, когда лицо уже было подвергнуто административному наказанию за подобное правонарушение. Систематическое правонарушение совершается два и более раз в течение года.
Неоднократность означает совершение более двух однородных нарушений, предусмотренных конкретной статьей КоАП РФ. Однако, эти признаки не являются обязательными для всех видов правонарушений и называются факультативными.
Обязательными признаками являются противоправные действия или бездействие и наступившие в результате его вредные последствия.
Субъект административного правонарушения
Субъектом административного правонарушения является лицо, которое совершило противоправное и виновное действие или бездействие, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии с КоАП РФ или законом субъекта РФ. Такое лицо подлежит административному наказанию. В соответствии с КоАП РФ субъектами административного правонарушения могут быть как физические, так и юридические лица.
Физические лица могут привлекаться к административной ответственности за нарушения правил дорожного движения, нарушения правил пожарной безопасности, нарушения порядка установки рекламных конструкций и другие правонарушения. Юридические лица могут быть привлечены к ответственности за нарушения в сфере предпринимательской деятельности, нарушения экологических норм, несоблюдение правил трудовой безопасности и другие административные правонарушения1.
При этом, юридические лица могут нести ответственность как за свои собственные действия, так и за действия своих работников, если эти действия были совершены в рамках выполнения служебных обязанностей.
Административное правонарушение может быть совершено физическим или юридическим лицом, которые не имеют специального правового статуса, влияющего на применение административной ответственности. Такие лица признаются общими субъектами административного правонарушения.
Физические лица, совершившие правонарушение, должны быть вменяемыми и достигнувшими 16 лет.
Если подросток в возрасте от 16 до 18 лет совершает определенные административные нарушения, такие как безбилетный проезд или нарушение правил дорожного движения, то он может быть привлечен к административной ответственности на общих основаниях. Однако, в зависимости от характера правонарушения и личности нарушителя, его дело может быть передано на рассмотрение комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Подростки, младше 16 лет, не несут административной ответственности, но в некоторых случаях их действия могут повлечь ответственность их родителей или заменяющих их лиц. Например, статья 20.22 КоАП РФ предусматривает ответственность родителей за появление несовершеннолетних, не достигших 16-летнего возраста, в состоянии опьянения на общественных местах1.
Юридические лица, в свою очередь, должны обладать признаками, предусмотренными ст. 48 ГК РФ.
Кроме того, существуют специальные и особые субъекты административного правонарушения. Специальными являются должностные лица и другие субъекты, у которых есть специфический правовой статус, учитываемый при квалификации конкретных административных правонарушений.
Например, это могут быть свидетели, кандидаты, перевозчики, водители, судоводители, пассажиры и другие.
Особыми субъектами административного правонарушения являются военнослужащие и другие лица, на которых распространяются дисциплинарные уставы. Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарным уставом.
Таким образом, субъекты административного правонарушения могут различаться в зависимости от их статуса и обстоятельств, связанных с совершением правонарушения.
Субъективная сторона
Субъективная сторона административного правонарушения включает в себя психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию или бездействию, а также к его последствиям.
Обязательным признаком субъективной стороны является вина субъекта административного правонарушения.
Вина представляет собой психическое отношение лица к своему противоправному действию или бездействию, а также к его последствиям. Она возникает в ситуациях, когда у человека есть возможность выбирать между несколькими вариантами действия, и он осознавал противоправность своего поступка1.
Вина может проявляться в двух формах: умысел и неосторожность. Умысел - это понятие, которое применяется в правовой сфере и означает, что лицо осознанно и намеренно совершает противоправное действие, желая причинить вред другому лицу или обществу. Умысел может выражаться в различных формах, но в основе его лежат интеллектуальный и волевой элементы.
Интеллектуальный элемент умысла заключается в том, что лицо осознает противоправность своего поступка и предвидит возможные последствия. Это означает, что лицо понимает, что его действия нарушают закон и могут причинить вред другим людям или обществу.
Волевой элемент умысла проявляется в том, что лицо желает наступления вредных последствий своих действий, сознательно допускает их наступление или безразлично к ним. Например, если человек поджигает здание, то он может желать, чтобы здание полностью сгорело, или сознательно допускать возможность распространения огня на другие здания.
Умысел может быть прямым или косвенным.
Прямой умысел имеет место, когда лицо намеренно причиняет вред другому человеку или обществу.
Косвенный умысел, в свою очередь, имеет место, когда лицо осознает возможность причинения вреда, но не непосредственно, а через промежуточное звено.
Неосторожность - это понятие в правовой сфере, которое означает, что лицо не предвидело возможных последствий своих действий, хотя могло и должно было их предвидеть. Неосторожность может выражаться в различных формах, например, в неправильном использовании техники, в несоблюдении правил дорожного движения, в неправильном обращении с оружием или вредной химической продукцией.
Некоторые конкретные примеры административных правонарушений, где имеет место умысел, включают уничтожение или повреждение агитационного, или информационного материала, относящегося к выборам или референдуму (ст. 5.14 КоАП РФ), уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 7.17 КоАП РФ) и невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий (ст. 17.7 КоАП РФ). В этих случаях нарушения были совершены с умыслом, то есть сознательно и преднамеренно, вредя другим людям или обществу1.
Таким образом, субъективная сторона административного правонарушения связана с психическим отношением субъекта к своим действиям и их последствиям. Вина является обязательным признаком субъективной стороны и может проявляться в форме умысла или неосторожности.
1 Административное право / ред. Л.Л. Попов. - М.: Юристъ; Издание 2-е, 2015. - 703 c.
2 Административное право: учебник / под общ. ред. А. С. Телегина; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2020. – 346 с.
1 Козлов Ю.М. Административное право. – М., 2001. С. 61. // СПС «КонсультантПлюс», 2018.
1 Колоколов Н.А. Рассмотрение дел об административных правонарушениях. Практика судов общей юрисдикции: учеб. пособие / Н.А. Колоколов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2015. - С. 68.
1 Нактанов К.К., Мукабенов М.В., Ангрыкова Г.М. Административное правонарушение как основание административной ответственности: теоретические основы и их воплощение на практике // Вестник Калмыцкого университета. – 2019. – № 1 (17).
1 Камасова А.Г. Административное правонарушение как основание административной ответственности сотрудников органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. – 2015. – № 6.
2 Зырянов С.М. Административная ответственность в системе публично-правовой ответственности // Журнал российского права. – 2014. – № 1 (205).
1 Мурзаибраимов Н.Б. Юридический состав административного правонарушения // Наука и новые технологии. – 2011. –№ 9. С. 78.
1 Бахрах Д.Н. Система субъектов советского административного права // Советское государство и право. – 1986. – № 2. С. 67.
1 Кисин В.Р., Попугаев Ю.И.Содержание административной ответственности, состояние и проблемы ее правового регулирования// Вестник Московского университета МВД России. – 2015. – № 6. С. 98.
1 Административное право: учебник / под общ. ред. А. С. Телегина; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2020. – 346 с.
1 Административное право: учебник / под общ. ред. А. С. Телегина; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2020. – 346 с.
1 Макарейко Н. В., Никифоров М. В., Скляров И. А. Административное принуждение в России: учебное пособие / под ред. проф. И. А Склярова. Н. Новгород, 2002. С. 131–144
1 Административное право: учебник / под общ. ред. А. С. Телегина; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2020. – 346 с.
1 Административное право: учебник / под общ. ред. А. С. Телегина; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2020. – 346 с.
1 Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник для вузов. М.: Норма, 2005. С. 515–516.